На фоне скачка заболеваемости "омикроном" в России волной начала обваливаться сфера медицинских услуг. Губернаторы один за другим объявляют о прекращении в регионах плановой медицинской помощи. Система в очередной раз показала, насколько глубок провал в здравоохранении, обескровленном годами оптимизации и реформ.
За два неполных года пандемии жители нашей страны успели осознать масштабы этой катастрофы. Но что делать с тем, что за эти полтора года никаких выводов не было сделано ни реформаторами, ни другими чиновниками? И многие решения "на местах" продолжают напоминать театр абсурда?Граждане ковидные и вакцинирующиеся
Мурино – один из городов-сателлитов Петербурга. Классический "человейник", разросшийся на границе "старшего брата" рядом с конечной станцией метро "Девяткино". Бетонные коробки многоэтажек, стоящие рядами вплотную друг к другу. Здесь очень красивые закаты. Но нет ни одной государственной больницы, нет станции скорой помощи, нет даже опорного пункта полиции. Численность населения – порядка 100 тысяч человек, хотя точной цифры никто не знает: во многих квартирах зарегистрирован по месту жительства один человек, а остальные члены семьи сохраняют городскую прописку. И жителей в Мурино становится всё больше – оно продолжает расти. Только по официальным данным с 2019 года прирост населения составил более 20%.
Своей поликлиники в городе тоже нет. Власти обещают её построить, но не раньше 2024 года. Имеются три амбулатории. И ещё несколько маленьких частных медицинских центров, которые готовы принимать пациентов по полисам ОМС. Сказать, что принимающие центры переполнены – это ничего не сказать. Люди стоят в живых очередях по 6-8 часов. Картину бедствия довершило прекращение планового приёма в поликлиниках в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки, объявленное властями Петербурга и Ленобласти. На дверях одной из амбулаторий тут же появилось объявление о закрытии кабинета, что привело жителей в ужас. Муниципальный депутат Мурино Маргарита Кожокару рассказала Царьграду о ситуации в городе:
Чтобы обрисовать масштабы бедствия, могу поделиться личным опытом. Скорая приезжает на вызов только в крайних случаях. Я сама с этим столкнулась, когда заболела ковидом. Если звонит взрослый человек, то только в случае высокой температуры ему "дают добро" на визит врача. Чтобы дозвониться и его вызвать, кстати, мне пришлось буквально два часа висеть на проводе и слушать музыку. А жители рассказывали, что некоторым дозвониться вообще не удалось. Но даже если к вам назначат вызов, врач не придёт на следующий день. Меня он посетил через неделю. Катастрофическая нехватка кадров в медицине.
Маргарита написала запрос в региональный комитет здравоохранения с просьбой не закрывать, а, наоборот, увеличить количество принимающих кабинетов. Она вместе со всеми жителями обращается к региональным властям с призывом о помощи. Потому что больше нельзя закрывать на это глаза.
И в социальных сетях губернатора Александра Дрозденко, и на "горячие линии" комитетов жители Мурино оставляют сообщения о том, что вместе с плановой помощью закрылся и виртуальный чат с докторами, где раньше можно было получить консультацию онлайн. Не дождавшись визита вызванного врача, люди вынуждены ехать в ближайшую поликлинику и стоять шестичасовую очередь. Поликлиники не справляются с нагрузкой. Как рассказал Царьграду один из жителей, в 2021 году некоторых граждан здесь отправляли сдавать повторные тесты на ковид после положительного результата в пункты вакцинации – рядом с теми, кто пришёл на прививку.
К слову, именно в Ленинградской области в ноябре 2021 года произошёл шокировавший всю Россию случай: блокадница сама себе сделала операцию, не дождавшись помощи врачей. Она страдала онкологическим заболеванием и не выдержала страшных болей. Отказ бабушке в операции областной комитет здравоохранения позже объяснил её положительным тестом на ковид. Следственный комитет возбудил по данному факту уголовное дело. История облетела все федеральные СМИ, медики боролись за жизнь несчастной три недели, но в итоге она скончалась.
Следы реформ и разрушений
Мурино в Ленинградской области – вовсе не исключительный случай. Проблемы с доступом к врачам в той или иной степени имеются сейчас во всех регионах. Плановую медпомощь, включая осмотры, отменили в Чувашии, Прикамье, Хакасии, в Томской, Самарской, Брянской, Рязанской областях. Закрывают плановую госпитализацию Москва и Московская область, Карелия, Калининград, Владимирская и Архангельская области, ЯНАО. И это далеко не полный список.
Общероссийский народный фронт провёл свой мониторинг борьбы с пандемией. И на встрече с президентом Владимиром Путиным руководитель исполкома ОНФ Михаил Кузнецов доложил, что в 12 регионах России на "горячие линии" поликлиник не удалось дозвониться вообще – предполагается, что из-за их перегрузки. В двух регионах произошёл коллапс системы скорой помощи. А в 25% случаев к пациентам, которым удалось дозвониться, врач вовсе не приехал или им не привезли лекарства. Так, может быть, это не вирус настолько смертоносный, а просто у нас в стране убили систему здравоохранения?
Теперь ещё немного занимательной статистики. В 1990 году в нашей стране было более 12 800 больничных организаций и больше 2 миллионов больничных коек в учреждениях. К 2019 году осталось 5200 организаций и чуть больше миллиона коек. За время, пока Татьяна Голикова была министром здравоохранения, страна в рамках оптимизации потеряла 1,3 тысячи больниц. Конечно, к началу пандемии сфера здравоохранения была крайне ослаблена. Но вместо её усиления чиновники сосредоточились исключительно на вакцинации. И сейчас вместо укрепления здоровья населения и его естественного иммунитета регионы один за другим вообще отменяют плановую медпомощь.
https://vk.com/video-75679763_456266306
Чудеса на виражах
Отмена плановой медицинской помощи в период, когда граждане больше всего в ней нуждаются, – не единственное удивительное решение региональных властей, принятое ими в разгар борьбы с "омикроном".
Например, в Оренбургской области тоже приостановлена плановая помощь, в школах карантин, отменены все массовые мероприятия и фиксируется массовый рост статистики коварного нового штамма. При этом министр здравоохранения региона Татьяна Савинова объявила, что намерена вместе с вице-губернатором Дмитрием Кулагиным поехать в Санкт-Петербург с благотворительным спектаклем для блокадников, в котором они с коллегой исполняют главные роли. Подобного рода акции, кстати, для Оренбурга традиционны, но очень странно выглядят сейчас, на фоне отмены массовых мероприятий.
Тем более что и в самом Петербурге отменены и плановая помощь, и концерты звёзд любой величины, независимо от стоимости билетов. Зато концерт для блокадников – пожилых людей группы риска – проводить оказалось можно.
Кстати, там же, в Северной столице, как только федеральный Минздрав объявил о необходимости вакцинации детей и подростков, петербургские чиновники запретили детям посещать музеи, кинотеатры, выставки. Учреждения дополнительного образования закрыты, школы уходят на карантин, а со 2 февраля ученики с 7 по 11 класс на две недели уходят на дистанционное обучение.
Что с того?
Даже в Центральноафриканской Республике расходы на здравоохранение больше, чем в нашей стране. По данным ВОЗ, мы тратим на систему 5,3% нашего ВВП, а в ЦАР - 5,8%. Если кого-то оскорбляет сравнение с государством "третьего мира", можно сравнить с другими. По данным ОБСЕ, государственное финансирование на каждого человека в нашей стране вдвое ниже, чем в Израиле, и в 6 раз меньше, чем в Норвегии.
Социологические опросы показали, что даже пресловутая реформа пенсионной системы так не оскорбила русских людей, как реформа здравоохранения. И это данные вовсе не иноагентов и им сочувствующих. Это данные ВЦИОМ. Когда мы всей страной голосовали за внесение поправок в Конституцию, максимальное количество граждан (95%) наиважнейшей поправкой считало обеспечение государством доступности медицинского обслуживания. И судя по тому, что мы наблюдаем в здравоохранении сегодня, реформы и нововведения в нём соблюдению Конституции не способствовали.
Свежие комментарии