
Венгрия вложит в 2025-27 гг. 320 млн. евро в строительство нефтепровода, по которому Сербия сможет получать российское сырье по нефтепроводу «Дружба», рассказал на днях министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто на переговорах в Белграде с министром энергетики и горнодобывающей промышленности Сербии Дубравкой Джедович-Ханданович.
Сийярто уточнил, что мощность этой магистрали составит 4,8-5 млн. тонн в год. В дальнейшем её намечено повысить до 6-6,3 млн. тонн в год. По его словам, уже готово технико-экономическое обоснование проекта, предусматривающего прокладку труб длиной 180 км в Венгрии и 120 км в Сербии. Нефтепровод соединит НПЗ в Сазхалломбате на юге Венгрии, где заканчивается венгерская ветка следующей через Украину «Дружбы», с Нови-Садом в сербской Воеводине, и затем будет продлён до НПЗ в Панчево вблизи Белграда. Тем самым, российская нефть будет кратчайшим маршрутом поступать в Сербию.
Реализацией проекта занимаются венгерская MOL и сербская Transnafta, а также и российская «Транснефть», форма участия которой в проекте пока официально не озвучивается. Всю маршрут запланировано ввести в действие не позже 2027 года.
пунктиром обозначены планируемые нефтепроводы
Здесь надо пояснить, что основную часть импортной нефти, в основном российской, Сербия издавна получает по нефтепроводу JANAF (свыше 300 км) из хорватского порт Риека (импортную нефть Сербия получает также из Румынии и по нефтепроводу северогреческий порт Салоники – Скопье – Ниш – Белград). Однако с 2022 г. Загреб ежегодно повышает транзитные тарифы за перекачку нефти, а многие хорватские политики угрожают прекращением транзита, если Белград не присоединится к антироссийским санкциям. К тому же, ЕС разрешил продолжить поставки энергоресурсов из России в Сербию через Хорватию пока только на текущий год.Имеется и давний проект нефтепровода Белград (Панчево) – Подгорица – порт Бар (Черногория), способный работать в обоих направлениях, но положительного решения по его реализации пока нет, хотя Белград и Подгорица в 2024 г., наконец, договорились о совместной реконструкции параллельной железной дороги с финансовым участием Брюсселя.
А. Вучич поясняет карту проекта нефтепровода Венгрия-Сербия (2023 г.)
«Можно без преувеличения сказать, что энергетическая безопасность Венгрии невозможна без Сербии, а энергетическая безопасность Сербии невозможна без Венгрии», – подчеркнул П. Сийярто, пояснив, что его получает через Сербию российский газ, поступающий по трубопроводу «Турецкий поток» (ответвление из европейской части Турции через Болгарию и Сербию). В 2024 году по этому маршруту Венгрия получила рекордный объем – 7,6 млрд. куб. метров, в 2025 г. поставки запланированы не менее 7,5 млрд. куб. м. По словам венгерского министра, американские ограничения в отношении сербской компании NIS, на 56,15% принадлежащей «Газпромнефти» и «Газпрому», нанесут удар по всей энергетике центральной Европы. По его словам, выключение мощностей принадлежащего NIS вышеупомянутого НПЗ Панчево повлечёт проблемы с топливом по всему региону. АЗС будут вынуждены завозить необходимые объемы, что приведет к росту цен, и таким образом венграм, сербам и всем остальным придется оплачивать месть бывшей администрации Байдена. В структурах NIS работают более 10 тыс. человек. Предприятие отвечает за 9% сербского бюджета. Помимо НПЗ в ее управлении находится 400 АЗС, предприятие в Нови-Саде, а также завод «Петрохемия» и ТЭС Панчево.
Из США пришли дополнительные пояснения ситуации, связанной с введением санкций в отношении NIS, в Белграде ожидают дальнейших шагов и российской стороны, сообщила Д. Джедович-Ханданович после очередного заседания Рабочей группы при правительстве Сербии по мониторингу деятельности Управления по контролю за иностранными активами министерства финансов США (OFAC).
NIS направила официальный запрос в Управление по контролю за иностранными активами минфина США об отсрочке санкций, который был официально поддержан Сербией и Венгрией, учитывая огромное значение компании для экономики региона. Правительство в Белграде прилагает все усилия для предотвращения негативных последствий объявленных санкций в отношении НИС, ситуация вокруг которого отслеживается ежедневно.«Мы ежедневно следим за работой НИС, но ситуация совсем не простая, поскольку позиции американской и российской сторон по-прежнему очень далеки. На данный момент мы рассматриваем два-три возможных сценария и одновременно продолжаем следить за ситуацией на рынке и ценами с целью сохранения стабильности поставок. Напомню, что это в первую очередь политический вопрос, который может сказаться на нашей экономике».
Между тем, вопросы с сербско-венгерским проектом могли быть решены ещё к концу 1970-х гг., когда Москвой, Будапештом и Белградом обсуждались (с 1974 г.) варианты дальнейшего развития южных маршрутов «Дружбы». Венгерская сторона предлагала маршруты на Белград и к упомянутому порту Риека. Имелся также советско-венгерский проект продления артерии из южновенгерской Сазхалломбаты в Югославию и далее через Сербию и Македонию к греческому порту Салоники (для обхода подконтрольных Турции Босфора и Дарданелл), что поддерживалось греческим танкерным бизнесом. Обсуждался также проект трубопровода Венгрия – Белград – порт Бар.
Однако тогда югославская сторона предпочла избежать 100-процентной зависимости от советской нефти, предпочитая в то же время задействовать в транспортно-энергетических проектах не столько Сербии с Черногорией, сколько адриатических портов Хорватии. Не в последнюю очередь это было связано с «прохорватской» позицией лидера СФРЮ Иосипа Броз Тито. В результате был утвержден тот самые вариант «Адрия», а именно продление «Дружбы» из Венгрии к порту Риека (протяжённостью около 600 км), реализованное в 1976-1980 гг.
Газопровод "Дружба - Адрия"
Маршрут Риека – Сербия реализовывался с преимущественным финансированием Югославии и частично западноевропейских банков рекордно быстро: уже в начале 1980-х гг. он вступил в действие, и тем самым, Сербия «заблаговременно» оказалась в нефтетранзитной зависимости от соседней Хорватии...
Характерно также, что в первой половине 70-х руководство Румынии не единожды предлагало проект «Дружбы» через Молдавскую ССР и Румынию в Болгарию, СФРЮ и Грецию, гарантируя софинансирование реализации проекта и частичные поставки здесь румынских нефти и нефтепродуктов. Но по причине фрондёрства режима Николае Чаушеску в рамках СЭВ и известных политических разногласий Москвы и Бухареста, под различными предлогами реализовать эту идею так и не удалось…
Алексей Балиев
Свежие комментарии