Энергетический альянс России и Греции: политический триллер с продолжением
Детали уголовного дела по факту подготовки покушения на премьер-министра Костаса Караманлиса (2004−2009 гг.) напоминают политический триллер: телефонная прослушка, Wikileaks, российские спецслужбы, греки и иностранные агенты. Похожий сценарий разворачивается вокруг нынешнего главы греческого правительства, убеждены эксперты
26 июня 2015 года Афинско-Македонское агентство новостей (Αθηναϊκό-Μακεδονικό Πρακτορείο Ειδήσεων) (аналог ТАСС) опубликовало выдержки из объемного обвинительного заключения, представленного следственным судьей по особо важным делам, связанным с коррупцией, Димитрисом Фукасом, которое содержит результаты многолетнего расследования ряда обстоятельств в период правления премьер-министра Костаса Караманлиса в 2004—2009 гг.:
план «серебряная драхма» («ασημένια δραχμή»), подразумевавший выход Греции из еврозоны и переход к национальной валюте;
телефонные прослушки;
факт государственной измены, в которой обвиняются офицер Национальной разведки Греции и бывший министр;
так называемая операция «Пифия-1» (Πυθία 1), которая, по данным следствия, предполагала оказание давления на греческое правительство с целью вынудить изменить внешнюю политику, вплоть до физического устранения премьер-министра. «Целью преступников, по всей видимости, являлось прервать политическое и экономическое сближение Греции с Россией, которое начиналось складываться в ключевых областях, в частности, энергетике и госзакупках для нужд оборонного сектора», — говорится в документе.
По результатам проведенного расследования прокуратура Греции возбудила уголовное дело по обвинению в заговоре с целью убийства премьер-министра Костаса Караманлиса неизвестными лицами. Состав преступления включает в себя следующие элементы: «преднамеренные действия, влекущие за собой государственную измену», «подрыв основ государственного управления» и «лишение премьер-министра полномочий, возложенных на него Конституцией».
Решение об инициации расследования было принято прокурором Никосом Орнеракисом после того, как летом 2011 года в греческие СМИ просочились сведения, согласно которым российские спецслужбы предупреждали своих коллег в Греции, что из-за позиции по энергетическому альянсу с Россией на греческого премьера готовилось покушение. В июне 2011 года журнал «Επίκαιρα» опубликовал «сверхсекретный документ» Национальной разведывательной службы Греции (Εθνική Υπηρεσία Πληροφοριών (EYP)) под названием «Информационный бюллетень» № 219 («Ειδικό Δελτίο Ενημέρωσης» Νο 219), согласно которому, 5 февраля 2009 года ФСБ России проинформировало EYP о том, что русская разведывательная группа в составе 19 человек, действовавшая в Греции, обнаружила и раскрыла план покушения на премьер-министра Костаса Караманлиса, целью которого являлось «повлиять (отсрочить либо отменить) на энергетическую внешнюю политику греческого правительства» (соглашение о строительстве газопровода «Южный поток» — А.И.). Мотивом для активизации русской разведгруппы, действовавшей по следам преступников, стала попытка перехвата телефонных переговоров между К. Караманлисом, В. Путиным и Г.Пырвановым. Как сообщается в документе, по крайней мере в одном из случаев мониторинга в период между 20 и 25 апреля 2008 года разведчики столкнулись лицом к лицу с людьми, которые осуществляли наблюдение за машиной премьер-министра в районе Неа Макри в Аттике, а конкретно — у светофора на участке трассы, ведущей к монастырю Св.Ефрема.
В многостраничном отчете, переданном русской разведкой в EYP, говорится, что покушение на премьер-министра было частью плана под кодовым названием «Пифия-1», который включал четыре пункта:
политическая дестабилизация (дело монастыря Ватопед (Μονή Βατοπεδίου) — одно из звеньев);
экономическая дестабилизация (развал греческой экономики, включая похищения и убийства крупных бизнесменов);
cоциальная дестабилизация (социальные волнения и террористические атаки);
создание разного рода проблем во внешней политике.
В реализации плана «Пифия-1» были задействованы, в основном, граждане Греции. Российские спецслужбы выявили по меньшей мере 7 террористических групп, три из которых специализировались на грабежах и похищении людей, а четыре — играли роль так называемых «городских повстанцев», чьей задачей являлись организация и координация беспорядков на улицах греческих городов. Массовые беспорядки и насилие, охватившие страну после инцидента с расстрелом полицией подростка в декабре 2008 года и расцениваемые как «преднамеренные действия, совершенные с целью нанесения ущерба интересам общества и государства» — стали одним из факторов, которые ослабили правительство Караманлиса и привели к внеочередным выборам.
По данным ФСБ, «новое поколение террористов контролируется западными спецслужбами». В документе отмечается, что участники группы слежения за премьер-министром (по оценкам — 20 человек) «не принадлежали к антиправительственным кругам», а в одном из случаев мониторинга были замечены двое молодых людей, вероятнее всего — британцы. В брошенном преступниками автомобиле были найдены множественные улики: записи о маршрутах движения машины премьер-министра, карты, бинокли ночного видения, взрывчатое вещество C-4, автоматы Токарева и Калашникова, средства камуфляжа и грима, устройства связи, настроенные на частоты греческой полиции и другие вещественные доказательства. Материалы были переданы на рассмотрение в Москву, после чего, на основе проведенного анализа, российские службы сообщили грекам, что существовал «план мониторинга Цели (Караманлис), организованный западными спецслужбами при участии их коллег из Израиля».
В следственном заключении Димитриса Фукаса, в главе, посвященной энергетической политике, проводимой правительством Караманлиса, содержится ссылка на российско-греческие договоренности об участии Греции в строительстве газопроводов Бургас-Александруполис и «Южный поток». Опираясь на детали расследования, а также на информацию, опубликованную на сайте Wikileaks, следствие пришло к выводу, что сближение Греции с Россией спровоцировало США на действия, направленные на отмену вышеупомянутых договоренностей: «Факт политического давления, которое американская сторона, начиная с 2009 года, начала оказывать на греческие власти с целью принудить присоединиться к проекту TAP (англ. Trans Adriatic Pipeline — Трансадриатический газопровод — А.И.), подтвержден показаниями свидетеля (приводится имя известного греческого олигарха), который после встречи с президентом США в мае 2012 года посодействовал тому, чтобы позиция американцев была донесена до греческих политических лидеров. Результатом стали постепенный отказ греческой стороны от участия в строительстве российских газопроводов и приверженность проекту ТАР. Греция также отказалась от госзакупок российской военной техники». Согласно документу, в ходе расследования были использованы сведения, полученные в Национальной разведывательной службе Греции, а также показания агента под кодовой кличкой «IC 13».
В главе, раскрывающей детали плана «серебряная драхма», следователь ссылается на рассекреченные сотрудниками спецслужб телефонные разговоры бывшего высокопоставленного чиновника, близкого соратника Йоргоса Папандреу (премьер-министр Греции в 2009—2011 гг. — А.И.), который рассказал следствию, что в 2012 году общался с Уго Салинас Прайсом (Hugo Salinas Price) — мексиканским магнатом, инвестором, советником президента Мексики по финансовым вопросам и владельцем серебряного рудника, который посетил Грецию. Целью этих контактов, пишет Фукас, была «разработка плана, предусматривающего выход Греции из еврозоны и переход к национальной валюте». План, по практическим соображениям названный «серебряная драхма», «предполагал введение новой валюты, оценочная стоимость которой вдвое превышала годовой ВВП и на 20% покрывала стоимость серебра, которое должен был предоставить поставщик, то есть Уго Салинас Прайс». Греция обременялась платой в размере 70 млрд евро, которые должны были покрыть расходы на выпуск новой валюты, включая вознаграждение за брокерские услуги и консалтинг. По словам следователя, сведения о визите Прайса и его контактах в Греции были обнаружены и изъяты в результате обыска, произведенного в доме человека, имя которого не раскрывается.
В документе также отмечается, что 26 марта 2014 года в Следственный комитет обратился бывший офицер греческой разведки, ранее сотрудничавший со следственными органами, с просьбой о встрече со следователем, на которой рассказал о телефонном разговоре с сотрудником американской разведки, проходившим ранее службу в Греции. Агент попросил связаться со следствием и передать, что «греко-американские отношения отныне являются дружественными и что расследование необходимо остановить, поскольку оно препятствует дальнейшему развитию двусторонних связей».
Что касается телефонной прослушки, к которой, по данным следствия, причастен обвиняемый в шпионаже 65-летний бывший сотрудник посольства США, Димитрис Фукас пишет, что «с августа 2004 года по март 2005 года американский агент Уильям Б. посредством прослушки телефонных разговоров осуществлял преднамеренные действия с целью овладения конфиденциальной информацией, затрагивающей интересы Греческой Республики». Среди доказательств, приводимых следствием — факт приобретения супругой конкретного человека в одном из магазинов на набережной Миаули SIM-карт на вымышленное имя Петрос Марку, которые в дальнейшем использовались для отслеживания телефонных разговоров десятков политиков-членов тогдашнего правительства, а также других официальных лиц. Один из четырех рассекреченных звонков показал, что одновременно прослушка велась и с другого телефонного устройства, абонентский номер которого принадлежит американскому посольству. После раскрытия факта прослушки Уильям Б. исчез из Греции.
Наконец, опираясь на данные Wikileaks, следователь указывает на то, что в Национальной разведывательной службе Греции (EYP) работали должностные лица (так называемые «несогласные»), способные допустить утечку информации: «В 2005 году сотрудники EYP, которые имели доступ к конфиденциальной информации, передали секретные сведения посторонним лицам, а именно — министру Михалису Кархимакису». Отмечается, что Кархимакис, обвиняемый в государственной измене, извинился и был отпущен. Бывший министр отказывается от обвинения, оправдывая свою причастность соображениями политической целесообразности, в то время, как обвиняемая в разглашении государственной тайны сотрудница EYP, передавшая Кархимакису секретную информацию, ссылается на «преследования» со стороны коллег-синдикалистов EYP, приверженцев политики Йоргоса Папандреу.
Как сообщается, файл с результатами расследования будет передан в компетентный судебный Совет.
Швейцарский финансист и журналист Манфред Петрич (Manfred Petritsch) в своем недавнем исследовании ссылается на «беспрецедентный по своему значению и проницательности» доклад о взаимоотношениях ЕС и России, опубликованный 7 ноября 2008 года Европейским Советом по международным отношениям (European Council on Foreign Relations (ECFR)) и указывает на ключевые факторы, которые привели Грецию к катастрофе, именуемой «меморандумы».
ECFR, основанный в середине 2007 года Джорджем Соросом, является европейской «дочкой» американского Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations (CFR)) — непрозрачной организации, которая, по словам Петрича, функционирует как теневое правительство и оказывает большое влияние на американскую внешнюю политику. Среди членов ECFR много известных личностей, которые сыграли решающую роль в событиях, происходивших в Европе в 1990-е годы, например, Мартти Ахтисаари («проектировщик» развала Югославии), Джулиано Амато, Йошка Фишер, Доминик Стросс-Кан и другие. По утверждению Петрича, ECFR создавался как общеевропейский орган-проводник Нового Мирового Порядка, механизм навязывания чужой воли народам Европы любыми средствами. Сегодня организация насчитывает сотни служащих в 20 странах мира и получает финансирование из широкого диапазона некоммерческих организаций, национальных правительств, бизнес-корпораций и частных лиц. Немецкое правительство является ближайшим партнером ECFR.
Авторы доклада — директор ECFR Марк Леонард и главный аналитик Института исследований в области безопасности ЕС (ISS) Никос Попеску — разделили страны ЕС на пять категорий:
враждебно настроенные по отношению к России, «бойцы» новой холодной войны (Польша, Литва);
холодные прагматики (Чехия, Дания, Эстония, Ирландия, Латвия, Нидерланды, Швеция, Румыния и Англия), которые, сохраняя хорошие экономические отношения с Россией, не перестают критиковать ее недемократический режим;
дружественные прагматики (Австрия, Бельгия, Болгария, Финляндия, Венгрия, Люксембург, Мальта, Словакия, Словения и Португалия), чьи экономические интересы диктуют в целом благосклонное отношение к России;
стратегические партнеры (Германия, Франция, Италия, Испания) в таких важных областях, как энергетика и связи со странами Восточной Европы, которые заключили двусторонние соглашения с русскими на базе стратегических интересов ЕС;
в последнюю категорию, названную авторами доклада «троянскими конями России в ЕС», вошли Греция и Кипр.
Правительства Греции и Кипра, отмечается в документе, в большинстве случаев отстаивают российскую позицию. Более того, эти страны являются проводниками, посредством которых Россия декларирует и продвигает свою политику в ЕС. Греки позволяют себе наложить вето на решения ЕС, если они идут вразрез с интересами русских. Любой потенциальный шаг ЕС в сторону восточного соседа, способный хотя бы теоретически расшатать русских, вызывает у греков неприятие. Это неприятие вызвала политика ЕС в отношении Беларуси, регионов Черноморского побережья и Грузии. Так, в апреле 2007 года Греция оказалась единственным членом ЕС, кто наложил вето на предложение специального представителя ЕС по вопросам Южного Кавказа о создании рабочих групп для контроля над границами сепаратистских регионов Грузии — Абхазии и Южной Осетии — с целью усиления вмешательства ЕС в ситуацию в регионе.
Авторы доклада подчеркивают, что разоблачение «лукавой» политики Греции в отношении ЕС станет благим делом не только для Европы, но и поможет греческому народу понять внутриполитическую игру, причины экономического и политического давления, что позволит грекам самым решительным образом противостоять русскому «социал-империализму», чудовищной катастрофе и «историческому упадку», который переживает Греция на протяжении последних десятилетий. Но самой большой опасностью авторы документа назвали вероятность того, что «Россия запустит «руку» в энергетические богатства независимой Греции».
Писатель и журналист Никос Хиладакис пишет в своем авторском блоге: «В период с 2004 по 2009 гг. тогдашний премьер-министр Греции предпринял значительные шаги для того, чтобы вырвать страну из смертельных объятий ЕС, в которые ее загнали отношения рабской зависимости. Проявив большое мужество с самого начала, премьер-министр, пусть и не радикально сменил курс, но, по крайней мере, использовал географическое положение страны в национальных интересах Греции. Он наложил героическое вето на вхождение Македонии в НАТО и достиг договоренностей с Владимиром Путиным о реализации газопровода Бургас-Александруполис, который был призван изменить геополитический расклад в пользу Греции. Это был звездный час главы греческого правительства. К сожалению, премьер-министр был сломлен предательским путем людьми из его политического окружения, сотрудничавшими с иностранными спецслужбами, которые угрожали его жизни. Премьер-министр не нашел в себе мужество выйти к народу и публично разоблачить организованный против него коллаборационистский заговор. Он предпочел отступить и бросил страну на съедение волкам МВФ и находящейся под немецким диктатом Европе. (…) История повторяется худшим образом. Всякий раз, начиная с 2010 года, когда греческие власти подчинялись жесткому шантажу со стороны Германии и голосовали за очередной меморандум — спустя некоторое время правительство рушилось, а входящие в него партии разваливались. Похоже, что этот урок ничему не научил и нынешнего — первого в греческой истории «левого» — премьер-министра, который, в свою очередь, стал печальной жертвой преступного ЕС. Он колебался, чувствовал, как земля уходит из-под ног и в итоге своевольно отступил. В дальнейшем к нему придет понимание того, что своими действиями он спровоцировал еще один тупик. Новый меморандум не может быть реализован, и не потому, что не найдутся готовые это сделать министры и лакеи европейских банкиров-ростовщиков (этой продукции в греческой политической системе — в избытке), а по той простой причине, что доведенный до точки греческий народ объективно не имеет никакой возможности расплачиваться за новые убийственные условия договора. Дорога, вымощенная Папандреу, Самарасом и Венизелосом — это путь к политическому вымиранию».
Бывший помощник министра финансов США в администрации Рональда Рейгана Пол Крейг Робертс убежден, что Ципрас, как в свое время Караманлис, подвергся угрозе физического уничтожения. Своими мыслями известный политик и экономист поделился в интервью журналисту Ясону Лицатосу: «История Караманлиса повторилась с Ципрасом. Греческого премьера вынудили отступить от предвыборных обещаний и заставили подписать новый, более жесткий меморандум, который загонит народ в тупик нищеты и экономической катастрофы. Это неизбежно приведет к распродаже национального богатства по бросовым ценам, что и являлось основной целью всей этой мрачной истории с меморандумами. Греки потеряют страну, рухнет система социального обеспечения, безработица взлетит до небес, в результате навязанной приватизации иностранцы приберут к рукам крупные хозяйственные объекты страны. Греция скатилась в яму с гадюками, поскольку была преступно не готова к противостоянию этим проектам. Не существовало никакого плана B. Греческая политическая система самым бесстыдным образом предала собственную страну и народ».