На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 380 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Найдите человека или мафиозный клан во власти, кто нк дополучил или кого пронесли с баблом и тогда станет ясно кто по...«Абхазы, свет хал...
  • Ильдус Мамлеев
    Зе нужно ещё оружие, что бы..., поскорее продать его и "навариться", такова сучность, этого еврейского мальчика. Плев...Франция и Британи...
  • Иосиф Калинин
    Потому что "Русская община" - это организация, которая противостоит беспределу инородцев, и защищает то самое местное...Чемодан, вокзал, ...

Тракторные мучения Армии США

Тракторные мучения Армии США

Caterpillar D7 Армии США тянет орудие М1917 (лицензионная копия легендарного Canon de 155 Grande Puissance Filloux (GPF) mle. 1917), Гавайские острова, Оаху, 1940 год.

Претензии у американских военных к тракторам как артиллеристским тягачам были такие же, как и у военных в других странах – первое – низкая скорость, второе – трактор, кроме самого тракториста, пары-тройки седоков и минимального «багажа», ничего более не вёз. Расчёт, боекомплект и т. д. или цеплялись как-то к тягачу вместе с орудием, или ехали отдельно. Хотя у американцев тракторы были ещё относительно шустрые.

Тот же Allis-Chalmers Tractor, Crawler, Diesel, Model HD-10W, один из тракторов, стандартизированный как «Тяжелый трактор М1» (Tractor, Heavy, M1), исходя их технических данных, представленных в официальном техническом мануале Армии США (TM 9-787A), развивал скорость почти 18 километров в час (11 миль в час), что в несколько раз выше максимальной скорости того же «Сталинец-65». Но американских военных такие показатели всё равно не устраивали.




Пятитонный (это по собственной массе трактора) трактор Holt тянет небольшой автопоезд из бочки с водой, полевой кухни и прицепа 3-й бригады полевой артиллерии Армии США, Германия, 1918 год.

Выходов из ситуации американские военные видели два – тяжёлые, трёхосные грузовики с полным приводом и скоростные гусеничные тягачи. Был ещё вариант с полугусеничными грузовиками, и они даже были в ограниченной войсковой эксплуатации, но это были тягачи для довольно лёгких артиллеристских систем. Обо всём об этом американцы задумывались ещё в конце 1930-х годов. Грузовики у армии были, но военных они уже не удовлетворяли, нужно было что-то новое, да и не под все артиллерийские системы они были, что-то приходилось таскать исключительно тракторами.


Один из ранних экспериментов Армии США по замене классических тракторов в качестве арттягачей – лёгкий трактор T5. Скорость уже была, а вот со всем остальным было не очень.

В 1940 году на испытания выходят грузовик фирмы Diamond и скоростной гусеничный тягач Cleveland Tractor Company. И грузовик, и тягач армия принимает, и начинает закупать. Правда, тягач, стандартизированный в феврале 1941 года как M2, имеет один из недостатков обычного трактора – кроме тракториста и двух пассажиров, он не везёт никого и ничего, что в общем и предопределило его дальнейшую судьбу, он стал аэродромным тягачом. Грузовики Model T 967 (и другие модели этой же серии) до самого конца войны будут использоваться в качестве тягачей для артиллерии, вот только потолком для них стали 155-миллиметровые гаубицы различных моделей, а у армии были артсистемы и потяжелее.


Старое и новое. Сравнительные испытания экспериментального тягача Walter ADUM со 155-мм орудием М1 на прицепе и трактора так же со 155-мм, но М1917, Форт Брэгг, 1941 год.

Фирма Walter, специализировавшаяся на полноприводных карьерных самосвалах и тяжелой спецтехнике на грузовых шасси, решила урвать кусок военных заказов со своим тягачом 1940 года. Не взлетело. По сумме характеристик, трактор выиграл.

В результате во Вторую мировую войну армия США вступила с тракторами как безальтернативными тягачами для целого ряда артиллеристских систем. В начале войны были стандартизированы «Тяжелый трактор М1» (Tractor, Heavy, M1), «Средний трактор М1» (Tractor, Medium, M1) и «Лёгкий трактор М1/М2» (Tractor, Light, M1/М2). При этом пусть вас не смущает единое армейское обозначение у тех же тяжёлых тракторов, под одним индексом М1 скрывались:

– Allis-Chalmers Tractor, Crawler, Diesel, Model HD-10W;
– International Heavy Tractor, Crawler, Diesel, Model TD-18;
– Caterpillar Tractor, Crawler, Diesel, Model D7;
– Caterpillar Tractor, Crawler, Diesel, Model D8.

Аналогичная ситуация была и со средними, и с лёгкими тракторами. Причём лёгкие и средние тракторы могли быть даже с бензиновыми моторами (Caterpillar Tractor, Crawler, Gasoline, Model R4, например).


М2, который так и не стал сменщиком тракторов, в естественной среде обитания – на аэродроме.

Только в 1943 году армия таки получает тяжёлый полноприводный грузовик, который закрывает её потребности – Mack NO. В том же году в армию идут и первые скоростные гусеничные тягачи. Проблемы были только с тяжелым тягачом M6 High-Speed Tractor, который пошёл в серию только в феврале 1944 года. Основным назначением этого тягача должна была стать перевозка 203- и 240-миллиметровых артсистем. Но мириться с тракторными скоростями в данном случае армия не стала, и была разработана серия тягачей «субститутов». Сделали их, просто взяв БРЭМ или истребитель танков и сняв с него всё лишнее… Немецкий подход.


Оба фото сделаны на Сицилии в 1943 году и на обоих 155-мм орудие М1. Только в одном случае в качестве тягача выступает трактор, в другом его сменщик в этой роли – грузовик Mack NO. Хорошо видно, что за трактором едет грузовик, везущий расчёт орудия и боеприпасы. 1943 год стал переломным в плане использования тракторов в качестве арттягачей. Сицилийская операция стала последней операцией на Средиземноморском театре военных действий, где тракторы применялись американцами в качестве арттягачей.

В общем-то, в 1943 году тракторно-тяговые страдания армии можно было бы считать закрытыми. Но было несколько театров военных действий, куда скоростные тягачи отправлялись не в первую очередь, а грузовики часто не справлялись даже с перевозкой относительно лёгких артиллерийских систем, просто в силу специфики дорожных условий.


Дорожные условия в Бирме в 1945 году – чем круче джип, тем дальше за трактором идти. Трактор Caterpillar помогает форсировать местный ручей грузовику Diamond T, буксирующему 155-миллиметровую гаубицу М1917. Гаубица и расчёт гоминьдановские, трактор американских инженеров.

Речь про Бирму и Тихоокеанский театр военных действий. Там, где дороги зачастую отсутствовали как класс, а в местных тропах в сезон дождей мог утонуть танк, трактор часто оказывался безальтернативным средством передвижения. Тракторы в качестве тягачей даже для лёгких артиллерийских систем калибром 105 миллиметров на Тихом океане использовались вплоть до самого конца войны.


На Тихоокеанском театре тракторы работали и просто в качестве грузовиков, как тут средний М1 на Новой Британии в 1944 году.

В 1943 году Армия США прекратила приёмку большей части выпускавшихся тракторов. Исключение составляли тяжелые дизельные тракторы фирмы Caterpillar, они составляли основу парка техники аэродромных строительных батальонов Военно-воздушных сил Армии США и инженерных батальонов Армии США.


Артиллеристы 251-го батальона полевой артиллерии Армии США ведут огонь по японским позициям из 105-миллиметровых гаубиц, Филиппины, июнь 1945 года. На заднем плане видна техника батальона – джипы, «Додж 3/4» и средний трактор М1. Ответного огня американцы явно не боятся.

Но вообще это всё только часть тракторной истории ВС США во Второй мировой войне. Ведь свои тракторы были у флота и Корпуса морской пехоты. А ещё американские тракторы активно отправлялись в СССР. Но это уже, как водится, совсем другая история.


Тракторы активно применялись до самого конца войны, правда, уже в роли инженерных машин, как этот бронированный Caterpillar D7 305-го инженерного батальона Армии США в Бельгии в январе 1945 года. С бронированием тракторов американцы экспериментировали ещё в период Первой мировой. На переднем плане скоростной тягач М5 со 155-миллиметровой гаубицей М1 (будущая М114) на буксире. Хорошо видно, какое количество пожитков расчёта везёт машина, тут даже солома для обустройства ночлега.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх