На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Елисеев
    Мама права. Вправляет мозги только тяжёлая работа, например, круглое носить, квадратное катать. Как-то так."Мама, мы вернули...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    А сынка может на СВО отправить на годик."Мама, мы вернули...
  • alik3456 Джексон
    Да у нас проще с рублями такое сделать , чем баксами... И такое было и не раз... 1990 1998...Элита готовит нев...

История развития игральных карт

Итальянские карты начала XV в.


Изначально колоды рисовали вручную, покрывали позолотой, и качественная рукописная колода ценилась на высоком уровне. Но со временем производство упрощается, карты изменяются. И перед нами такая привычная колода. Но какой же путь она прошла за многие века!

Откуда появились игральные карты?


Точно определить, где появились игральные карты, не могут даже учёные. Их теории основываются больше на домыслах, нежели на фактах. О примерной дате появления карт и карточных игр нам известно из рукописи 1377 года некого швейцарского монаха Йоханесса. Есть распространённое мнение, что привезли карты с Востока. Возможно, это были цыгане, крестоносцы или торговцы.

Также игральные карты могли завезти арабы из Северной Африки сначала в Италию или Испанию, а оттуда они уже распространились по всему континенту. Есть мнение, что карты изобрели в Древнем Китае, примерно в IX веке, во времена правления династии Тан. И оттуда распространились на Персию, Египет, а после попали к европейцам.

Как карты повлияли на общество?


Часть учёных предполагают, что изначально карты не выполняли свою основную функцию. На заре своей истории они были игровыми деньгами, с их помощью игроки делали ставки в других играх. Но, как бы то ни было, игральные карты повлияли на людей сильнее, чем другие игры.

Итальянская тарелка XV века, изображающая игроков в карты
Итальянская тарелка XV века, изображающая игроков в карты

Карты, появившиеся в готический период, стали проводником вкуса и культуры. Изначально не было какого-то единого дизайна, и карты отличались друг от друга. Создатели вдохновлялись народными баснями, романами, смешными сценами из жизни. Карты отображали тогда общество, как после делали это в яркую викторианскую эпоху, на которую пришёлся их сильный расцвет.

В XIV-XV века в Европе происходили фундаментальные экономические и религиозные изменения. Население стало активно перебираться из деревень в города. Развивалась новая форма экономики, где на первые роли выходили ремесленники и торговцы. Развивалось искусство, наука, торговые отношения. Люди стали чаще проводить время за развлечениями после рабочего дня, собираться вместе. И карты отлично подходили для этого. Для богачей делали роскошные колоды, для обычных городских жителей попроще. Изготовлять карты стали все, кому не лень – ювелиры, гравёры по дереву и меди, резчики, скульпторы, художники, бронзовщики и т. п. Благодаря Гутенбергу и его станку карты можно было печатать быстрее и в больших тиражах, что способствовало их распространению по Европе и росту популярности. Со временем они стали частью субкультуры, достигли Японии и Латинской Америки.

Но отношение к картам на заре их популярности было неоднозначным. В первых хрониках упоминается о том, что светская и религиозная власть не одобряла игроков и карты. В 1423 году святой Бернадин Сиенский проповедовал против карт, призывал грешников покаяться и сжигать колоды. Но со временем карты сильнее интегрировались в общество. Уже в XVI веке в повседневный лексикон устойчиво вошли шутки, поговорки, выражения, которые касаются карт. Например, игроков называли шулерами, плутами и мошенниками, игральные карты – книжкой дьявола с картинками. Карты обрели социальное, любовное, гадательное значение, они объединяли вместе разные категории людей.

«Игрок в игорном доме или таверне... Безудержный в своем увлечении игрой. Если он выигрывает, он продолжает играть; если проигрывает, он играет снова.»

Карты негативно влияли на азартных людей. Они легко становились жертвой шулеров, мошенников, которые понимали, что на картах и азарте жертв можно хорошо разбогатеть. Например, известный английский юрист и гуманист Томас Мор считал, что таверны и пивные, где играют в кости, карты, настольный теннис, – это логово воров. В своём романе «Утопия» он упоминал о том, что ему по душе больше шахматы, музыка и приятная беседа.

Сколько людей начали проигрывать состояния! Хотя азартные игры были и до этого, но карты стали апогеем азарта. Конечно, после проигрыша многие игроки вели себя неадекватно, начинали буянить. Но это считалось аморальным поведением тогда, и такого человека быстро выводили, например, из таверны, где он проигрался.

Игральные карты, как правило, использовались для обычных игр и игр на ловкость. В первом случае удача влияла на результат, во втором большинство зависело от ловкости рук картёжника. Если ранее популярными были шахматы, шашки, игры в кости, то теперь карты. Со временем с их помощью даже стали предсказывать судьбы, например, появились карты Таро.

Какими были игральные карты в европейских странах?


Изначально в европейских странах карты отличались не только мастями, но и персонажами. В каждой стране использовались свои рисунки, которые отображали её действительность. Например, где-то короли сидели на лошадях, где-то на тронах. На это влияли культурные, художественные традиции, разные иерархии, либеральные или консервативные тенденции, язык, мода и т. п. Рассмотрим подробнее, чем игральные карты отличались в странах Средневековой Европы.

Италия и Испания


В Италии и Испании до появления классических мастей использовались кубки, монеты, мечи и клюшки для поло. Эти так называемые латинские масти можно встретить и сегодня на некоторых вариантах колод.

Придворные карты в Италии того времени состояли из короля на коне, сидящей и коронованной королевы, валета. Последний при дворе исполнял роль слуги, в некоторых версиях был принцем. Но позже его назвали именно «валетом», чтобы не путать с королём. В испанских картах были только король, рыцарь и валет. Не было дам и десяток.

Карточные короли в разных странах и в разные годы
Карточные короли в разных странах и в разные годы

Германия


В Германию карты попали из Италии не без помощи торговцев и солдат. Чтобы идентифицировать свои карты, немцы поменяли итальянские масти на свои – жёлуди, листья, сердца и ястребиные колокольчики. Соколиная охота – распространённое занятие в немецкой сельской местности XIV–XV веков. Также не было дамы. Только король и два валета – верхний и нижний. Туз отсутствовал, а главной картой была двойка. Поэтому в колоде было 48 карт.

Каждый мастер в Германии старался сделать свой дизайн колоды, поэтому символы мастей отличались. Тут были и животные, и кухонная утварь, чернила и т. п. В соседней Швейцарии вместо листьев и сердец использовали цветы и щиты соответственно.

Немецкие карты  Питера Флеттнера с вульгарными повседневными занятиями простых людей, высмеивающими буржуазную претенциозность, Нюрнберг, ок.1535-1540
Немецкие карты Питера Флеттнера с вульгарными повседневными занятиями простых людей, высмеивающими буржуазную претенциозность, Нюрнберг, ок. 1535-1540

Но главная заслуга Германии в том, что она стала больше всех печатать игровые карты. Конечно, этому способствовало изобретение печатного станка. Дошло до того, что немецкие карты с её национальными мастями стали продавать в Испанию и Италию – в страны, откуда эти карты и пришли.

Соответствие ранних итальянских и немецких карт
Соответствие ранних итальянских и немецких карт

Франция


Франции мы обязаны классическими мастями. Черви, бубны, трефы и пики появились примерно в начале XV века. Вероятно, что трефы (трефлы) произошли от желудей, пики – от листьев. Также французские король, дама и валет стали классическими старшими картами. Но и это ещё не всё, что придумали французы. Они разделили масти на два цвета – красный и чёрный. Это прижилось в Европе, и во второй половине XV века французские карты опередили по популярности немецкие. Получается, что своим видом привычные нам карты обязаны французским мастерам.

Также во Франции старшим картам начали давать названия. Пиковый король – король Давид, трефовый – Александр Македонский, червовый – Карл Великий, бубновый – Юлий Цезарь. Дамы пик, черв, бубен и треф ассоциировались с Афиной Палладой, Юдифь, женой Иакова Рахиль, Аргиной соответственно. Валеты пик, черв, бубен и треф были рыцарем Карла Великого, Ла Гирой, Гектором и Ланцелотом соответственно. А масти представляли четыре империи – еврейскую, греческую, франкскую и римскую.

Одежда, оружие, позы и аксессуары героев французских карты были разные. Но в начале XVIII века на игральные карты во Франции ввели налог, страну поделили на девять регионов, в каждом из которых был свой единственный дизайн.

Англия


Предположительно, карты в Англию повалили не из Франции, а из Бельгии благодаря солдатам. Хотя до этого на британских островах были испанские и итальянские карты, но популярностью они не пользовались. Во Франции ввели большие налоги на производство карт, мастера перебирались в соседнюю Бельгию, где открывали фабрики. И оттуда уже сначала солдатами, а потом и торговцами карты стали активно переправляться через пролив.

Из всех карт особое место у туза пик. Именно его мы видим на колодах, в игральных клубах, фильмах, дизайне покерных румов. Этой популярности он обязан англичанам. Они приняли закон, что сначала производитель платит налог за карты, а только потом выставляет их на продажу. Поэтому налоговики на картах делали специальный отпечаток. А так как пиковый туз зачастую был верхней картой, тиснение было на нём. Но от налогов, конечно же, старались уйти. Поэтому в 1828 году в Великобритании решили, что туз пик нужно покупать у уполномоченных по гербовым сборам. На карте ставилась сумма пошлины и название производителя. Только через 30 лет производителям разрешили печатать эту карту в своих мастерских. Кстати, привычные нам образы королей, дам и валетов появились примерно в те же годы благодаря мастеру Чарльзу Гудоллу.

Как изначально изготавливали карты?


До изобретения печатного станка мастера делали карты вручную. Это долгий процесс, поэтому карты стоили дорого. Но после того, как появился станок, карты стали печатать быстро и в больших количествах. Цена на них упала, как и их качество. Они были грубыми, неровными. Их печатали на деревянных досках, трафаретах. Но ручной способ не исчез – богатые люди заказывали у мастеров колоды, которые стали только дороже. Карты в таких наборах нередко опыляли серебром или золотом. Колоды передавали по наследству, дарили. Они в те времена сильно ценились.

Обычный способ изготовления карт предполагал склеивание нескольких листов бумаги, из которых получался картон. После их просушивали, прессовали под прессом, чистили щёткой для удаления грязи. После этого на белом картоне рисовали или печатали карты. Потом они попадали на полировку – их клали на мраморную плиту, а сверху полировали кремнем. Отполированный лист картона с нарисованными на нём картами попадал на последний этап. Карты вырезали большими ножницами по всей длине картона, а более мелкие кусочки разрезали маленькими ножницами и сортировали в колоды. В некоторых мастерских края карт обрамляли металлической каёмкой, где-то округляли углы.

Изготовление карт
Изготовление карт

P.S. Играйте в карты ради удовольствия, никогда не уподобляйтесь азартным игрокам. Иначе приятное времяпровождение может стать губительной силой, вырваться из лап которой будет сложно.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх