Ракета, убившая 27 июля детей на Голанских высотах, контролируемых Израилем, «попала не только вовремя – обосновывая операцию против ливанской Хезболлы, но и в нужное место – друзский посёлок, – пишет в своём телеграм-канале востоковед Игорь Димитриев. – Двухмилионная друзская община расселена в прилегающих провинциях Сирии, Иордании и Ливана, где весьма влиятельна.
В сирийской друзской провинции Сувейда довольно напряжённая ситуация. Друзы – это отдельная ближневосточная секта, замкнутая и крайне милитаризованная. И взорвать весь регион могут лучше многих других».Израиль незамедлительно возложил ответственность за ракетный удар на ливанское шиитское военно-политическое движение «Хезболла». Его представители отвергают обвинения, сообщая, что инцидент произошел в результате действий израильской ПВО. Советник премьер-министра еврейского государства Дмитрий Гендельман, однако, подчеркнул, что Ливанская Республика несет полную ответственность за все действия «Хезболлы». В кнессете указали: если Бейрут не возьмет под контроль ситуацию, то именно ввод войск на территорию Ливана станет решением проблемы с регулярными обстрелами. 30 июля в результате израильского ракетного удара по Бейруту погиб, как сообщается, Фуад Шукр (Хадж Мохсен) — второй человек в «Хезболле», старший советник по военным вопросам лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы, ответственный за военные операции.
Каков может быть исход возможного израильского вторжения в Ливан?
С самого начала конфликта в секторе Газе на границе Израиля и Ливана начались боестолкновения. В Тель-Авиве были вынуждены даже эвакуировать приграничные поселения, что сопровождалось серьёзным оттоком населения из Галилеи. После особо сильных обстрелов уже несколько раз израильские власти угрожали начать операцию в Ливане. Гибель 12 детей на Голанских высотах – это очередной повод нанести удар. Нетаньяху подвергается жесткой критике за якобы бездействие, а также за то, что он до сих пор не освободил заложников, захваченных «ХАМАС». В такой ситуации он не может оставить удары со стороны «Хезболлы» без ответа.
Но, с другой стороны, война в Газе далеко не закончена. Разделять силы на два конфликта для Израиля рискованно.
На деле же очевидно, что ни одной из поставленных целей в Газе Нетаньяху не реализовал. Несмотря на колоссальные бедствия, тотальное разрушение гражданской инфраструктуры сектора и гибель около 40 тыс. мирных людей, палестинцы проявляют твёрдость духа и покидать свою территорию, к чему их всеми средствами побуждали израильские власти, не намерены. Обещанная окончательная зачистка ЦАХАЛом южной части сектора так и не состоялась, поскольку ради этого пришлось бы уничтожать уже не десятки, а сотни тысяч людей, с чем мировое сообщество, при всей двусмысленности политики США, мириться все же не собиралось. Вместо неё израильская армия провела серию довольно бессмысленных рейдов, которые лишь принесли новые многочисленные жертвы, но к победе над ХАМАСом ее не приблизили. Его ядро и военное руководство, вопреки всем победным тирадам со стороны израильского командования, свою боеспособность сохранили и имеют все шансы после ухода ЦАХАЛа вновь взять контроль над сектором. Требования внешних факторов заключить долговременное перемирие в Газе и внутриизраильского массового движения – согласиться с этим ради освобождения заложников – правительству Нетаньяху становится всё сложнее игнорировать.
Кроме того, новая война в регионе категорически не нужна США, которые обеспечивают Израиль вооружениями. Скоро президентские выборы, многие американцы настроены против Израиля, и новый конфликт может привести к обрушению рейтингов Камалы Харрис.
Вместе с тем, не нужна война и «Хезболле», которая не может не реагировать на удары Израиля по Газе, но, с другой стороны, намного слабее в военном плане, чем Израиль. Военная операция ЦАХАЛ в Ливане может стать для этой группировки катастрофой. Главный союзник «Хезболлы» – Иран – не хотел бы втягиваться в полномасштабную войну с коалицией Израиля и США. Но в случае вторжения Израиля в Ливане, вероятность такой войны возрастет.
Таким образом, все акторы оказались втянуты в воронку событий, которая раскручивает эскалацию конфликта. Израиль наносит удары по Газе, в ответ «Хезболла» наносит удары по Израилю, тот отвечает и так далее.
Мир в регионе в прямом смысле замер на кромке хаоса. Новый конфликт будет угрожать перерастанием в «ассиметричную» войну на Ближнем Востоке между Израилем и США с одной стороны, и Ираном и его союзниками с другой.
Американский журнал The Atlantic опубликовал статью под названием «Великая война на Ближнем Востоке, которую никто не хочет», в которой перечислил риски между Израилем и «Хезболлой» следующим образом: «Хезболла может неверно истолковать действия израильских военных и предпринять превентивные действия, опасаясь наземного вторжения. Израильские атаки могут выйти за рамки дозволенного, убив большое количество мирных жителей, или поразить цели, которые Хезболла считает выходящими за рамки правил ведения боевых действий». В этой связи журнал подчеркивает, что «когда президент США Джо Байден освобождён от ограничений своей кампании по переизбранию, он должен усилить давление на переговоры, чтобы спасти регион от дальнейших войн и разрушений».
«Госсекретарь Энтони Блинкен ясно дал понять, что Соединенные Штаты не хотят эскалации конфликта. Но Израиль ответит, и “Хезболла” это знает. Сообщается, что группировка начала эвакуацию некоторых своих позиций на юге Ливана и в восточной части долины Бекаа. Сообщения также предполагают, что проиранские ополченцы в Сирии передвигаются в ожидании израильских ударов.
Весьма вероятно, что Израиль усилит атаки на “Хезболлу” в Ливане и Сирии и может даже нацелиться на некоторую ливанскую инфраструктуру. Но Вашингтон почти наверняка посоветует Израилю тщательно выбирать цели и избегать населенных пунктов, особенно Бейрута. Соединенные Штаты также, вероятно, предупредят “Хезболлу” о необходимости сдержать ответ на израильские удары, чтобы избежать эскалации», – пишет издание.
В последний раз Израиль и «Хезболла» столкнулись лицом к лицу в ливанской войне, которая произошла в 2006 году и длилась 34 дня. Хотя обе стороны объявили себя победителями, такового в той войне не было, в результате столкновений погибло более 1100 граждан Ливана и 165 израильтян. Положение усугубляется следующими обстоятельствами: считается, что «Хезболла» сильнее ХАМАС и сильнее хрупкого ливанского государства, обладает обширным ракетным арсеналом, её бойцы дисциплинированы, хорошо обучены и имеют большой опыт ведения боевых действий в Сирии. Тем не менее, как пишет Associated Press, «Хезболла» не хочет войны, но объявила, что «не будет хранить молчание в случае нападения». Но и Израиль истощен из-за войны в Газе с ХАМАС, поэтому не желает вести тотальную войну с боевым крылом ливанских шиитов.
Как упоминалось выше, только что Израиль нанес ракетный удар по Бейруту и тут же из-за океана раздались призывы прекратить конфликт. Однако уже на следующий день, 31 июля, в результате террористического акта в Тегеране был убит лидер политбюро движения ХАМАС Исмаил Хания.
«…Единственный способ остановить Израиль – лишить его уверенности, что Америка в любом случае будет рядом и поможет. Даже если Израиль устроит настоящий геноцид. Пока этого не происходит. Но это только пока, – пишет журналист-международник Аббас Джума. – …Нетаньяху получает не только политический, имиджевый бонус, который ему так нужен на фоне серьезных провалов и народного негодования. Он снова срывает переговоры, затягивая конфликт. Это очередное свидетельство того, что ему нужна если не Третья мировая, то как минимум продолжение напряженности. Как всегда, все точки над «i» расставит крупномасштабная война, к которой регион стал еще на пару шагов ближе».
Прогноз неутешительный. Но всё-таки остаётся хлипкая надежда на то, что тотальный конфликт на Ближнем Востоке может-таки быть купирован теми, кто в этом категорически не заинтересован, и практически неизбежные дальнейшие боестолкновения между Израилем и «Хезболлой» будут иметь ограниченный характер.
Россия решительно осуждает удар Израиля по территории Ливана, считает недопустимыми подобные операции. Москва призывает участников ближневосточного обострения проявлять сдержанность, при том, что не все внешние силы заинтересованы в отказе от применения силы на Ближнем Востоке.
Владимир Прохватилов
Свежие комментарии