Похоже, через несколько лет уровень жизни среднего жителя Франции или Германии сравняется с уровнем жизни среднего москвича
Статистические ведомства подвели итоги работы экономик Евросоюза за 2020 год. Результаты оказались рекордно-плохими в ретроспективе за последние 70 лет.
Главный вопрос на повестке дня — сколько еще «предписано» срезать жира с европейской экономики и насколько ее вообще хватит для борьбы с «чудовищным ковидом»?ВВП ЕС упал в 2020 году на 6,4%, а в странах еврозоны снижение оказалось более заметным — 6,8%. Ряд стран показал совсем плохие результаты. Так, экономика Италии сократилась на 8,8%, экономика Испании — на 11%, Австрии — 14,3%, Франции — на 8,3%, Великобритании — почти на 10%, что стало худшим показателем с 1709 года.
Экономики Швеции и Польши отделались сравнительно легко — около 3% падения ВВП. Германия упала на 5% (схожие показатели продемонстрировал ее придаток Чехия — 5,6%). Однако, тут не стоит сильно обольщаться. Германия и Чехия в 2020 году откровенно симулировали борьбу с чудо-вирусом во время «первой волны»: не закрывались на долгий срок непродовольственные магазины, не перекрывались границы и дороги, не запрещался даже туризм. По сути, с июня по конец октября эти страны жили без каких-то серьезных карантинов, если не считать обязательного ношения намордников в общественных местах.
Сейчас почти все лицензированные эксперты в ЕС дружно вангуют, что в 2021 году начнется экономический «отскок» и связывают это с вакцинацией. Мол, ограничения будут сняты и экономика «попрет вверх». Банк Англии прогнозирует, что темпы роста могут ускориться с развертыванием кампании вакцинации. Главный экономист центрального банка Энди Холдейн ожидает, что потребители смогут высвободить 250 млрд фунтов стерлингов (345 млрд долларов), накопленных домашними хозяйствами, когда экономика была в локдауне. «Через год ежегодный рост может быть двузначным», — отметил Холдейн.
Не хочется здесь выступать негативной кассандрой, но, как мне кажется, это обычные пустобрехи. Во-первых, страны Евросоюза уже сидят 4 месяца в жестком карантине (с конца октября 2020 года) и будут находиться в нем, как минимум, до середины-конца апреля. А это значит, что падение экономик в этом году к уровню 2019 года еще на 10−15% просто гарантировано.
Во-вторых, никто снимать ограничений в Евросоюзе до окончания массового закалывания местных граждан-овощей «целебными растворами» и обилечивания их «бараньими паспортами», не будет. Об этом уже было заявлено в ходе последнего саммита глав государств и правительств стран ЕС в Брюсселе. Срок этой кампании планируется до конца 2021 года, но, скорее всего, он уедет куда-то на 2022 год или даже 2023 год. Так что улыбаемся и машем.
В-третьих, и это еще более важно, борцы с ковидом уже подошли к объявлению этой войны бессрочной. Для этого сделаны ими уже все необходимые шаги. Здесь берем как пример опыт Израиля, где чиновники и пилюлькины установили, что вакцина Pfizer дает в лучшем случае временный иммунитет: на полгода или год. Поэтому граждан надо прокалывать два раза в год (всего 4 дозы вакцины каждому). В контексте Евросоюза это означает ежегодные закупки от 1 до 2 миллиардов доз вакцин.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетанияху прокомментировал волнующий многих вопрос о сроке иммунитета у привитых людей. В ходе сегодняшней пресс-конференции Нетаниягу сообщил: «Две прививки, которые вам вкололи, не будут действовать вечно. Двенадцать миллионов доз, которые мы завезли, это вакцина для шести миллионов израильтян старше шестнадцати лет. Но это на ограниченный срок. И антитела в организме надо будет каждый раз обновлять заново. Две прививки, которые получает каждый из вас, действуют на протяжении того самого ограниченного срока. И никто точно не знает, каков этот срок. В „зеленом пропуске“ мы прописали полгода. Но это может быть и год. И даже больше. Но готовиться нужно к худшему».
А раз лекарств от «бараньего вируса» нет, вакцины дают лишь временный иммунитет, то и вывод напрашивается сам собой: бороться с бесчеловечной заразой можно будет перманентно. И какой тут может быть «экономический рост»?
Разумеется, никаких обещаний по снятию ограничений не дается никем. И хуже того: в ряде стран Евросоюза обсуждаются законопроекты, согласно которым введение будущих карантинов будет отдано целиком на откуп ведомствам главных санитарных врачей (Чехия, Австрия, Словакия и так далее). Это означает, что в ближайшем будущем будут не нужны даже формальные решения правительств и парламентов.
Средней руки «федеральный» госчиновник, которым может вертеть любая мафия, будет по своему хотению-разумению ужесточать или ослаблять для «эуропэйцев» лагерный режим (раньше их рескрипты носили чаще рекомендательный характер). Ну, разве это не замечательно?
Напомним, что в прошлом году я давал свои оценки экономических потерь ЕвроРейха, и к сожалению вынужден признать, что они, как и мои измышления на тему «вакцинных паспортов», ограничения передвижения, закрытия границ в ЕС и так далее — сбылись. Поскольку в чистом виде карантин в 2020 году в странах ЕС длился от 2 до 4 месяцев в среднем, то потери оказались внутри прогнозируемого мной коридора в 10−15%.
Теперь самый важный момент. До какого уровня будут «понижать» экономику ЕвроРейха под соусом борьбы с ковидом?
Мы уже понимаем, что нам обозначены четкие достаточно сроки этой войны. «Оптимисты» вроде главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен называют конец текущего года, более осторожные чиновники говорят про 2023 год (канцлер Австрии Себастьян Курц, глава правительства Чехии Андрей Бабиш и другие).
По всей видимости, Евросоюзу предстоит посидеть в карантинах где-то еще от года до двух, как минимум. Может и более. За это время 3−4-5-месячные локдауны будут чередоваться 2−3-месячными послаблениями (возможно, не для всех, а только для обладателей «зеленых паспортов»). И так, теряя каждый год около 15−20% ВВП относительно 2019 года, можно доковылять к 2024 году с практически более чем «уполовиненной» экономикой.
Главное тут — не перегнуть палку, ибо локдаун в 8 и более месяцев может привести к расстройству логистики и краху снабжения крупных городов. На первом этапе душится малый и средний бизнес, накидывается удавка на отдельные крупные отрасли: авиапассажирскую, офлайновый непродуктовый ритейл, коммерческое строительство и так далее. Затем начинаются плавные сокращения под предлогом перевода на «удаленку» персонала в крупных банках, страховых компаниях, госучреждениях и промышленных предприятиях, продукция которых не находит сбыта.
Вопрос «сэкономленных» денег у населения будет, по всей видимости, решен за счет инфляции и резкого роста стоимости основных товаров, а также планового роста безработицы. Этот процесс европейские нобили планируют удержать под своим контролем.
В итоге к 2024 году общее потребление в еврозоне упадет где-то на 35−50% относительно 2019 года. Плюс, возможно, массовая вакцинация престарелых позволит резко снизить их численность, извините за цинизм. Практически во всех странах Евросоюза состояние пенсионных фондов печальное, и содержать около 130 миллионов пенсионеров дальше просто невозможно. А завоз молодых и обладающих высокой фертильностью мигрантов из африканских и азиатских стран-помоек позволяет омолодить популяцию в дистриктах ЕС, но не вносит заметного вклада в решение «проблемы пенсионеров».
В общем, если среднестатический австриец получал в 2019 году в 3−4 раза больше, чем житель Москвы и в 5−6 раз больше, чем обитатель российской глубинки, то к 2024 году он выйдет на уровень доходов и «потребления» москвича (плюс-минус, разумеется). Естественно, это все не коснется европейских нобилей и высших классов, которые продолжат отдыхать в пафосных и дорогих местах, жить на виллах и в замках, передвигаясь по опустевшему миру (мировая туристическая отрасль потеряла более 1 триллиона долларов и вернулась на уровень 1989 года) на бизнес-джетах и частных яхтах.
Понимают ли среднестатистические европейские овощи, что период их «сытой» жизни заканчивается? В большинстве своем, нет. Во-первых, потому что у них нет отрицательного опыта, когда «собственное государство» лишает людей денег, имущества, прав, состояния и часто жизни. Мы за последние 100 лет прошли это и по нескольку раз, и это понимаем (если не считать поколения молодых пользователей тиктокеров, народившихся в Москве за последние 20 лет). У нас любая экономическая реформа означает автоматическое ограбление населения.
Во-вторых, они верят в свои госинституты и в большинстве своем считают, что их пилюлькины и чиновники действительно озабочены некоей «заразой», которая настолько чудовищна, что если не следовать рескриптам властей, то будут «миллионы трупов». Такое доверие вызвано тем, что долгие десятилетия и поколения овощей приучали к тому, что они как бы сами «выбирают себе местные власти, парламенты и опосредованно — правительства».
В-третьих, наконец, 99% европейских граждан-овощей никогда в своей жизни за свои права не боролись. Не боролись и их родители, и их дедушки и так далее. Все гражданские свободы и достаточно высокие показатели социально-экономической жизни были им лишь «подарком» от хозяев. Позволили, так сказать, жить по доброте душевной. Сейчас подаренное банально забирают взад.
P.S. Долгий экономический спад в ЕС для пост-советских дистриктов также не несет ничего хорошего. Например, для украинских гастарбайтеров в Европе не то чтобы исчезло предложение по работе, но его стало в разы меньше. В дальнейшем ЕС может просто отказаться от их завоза. Для России критичны показатели закупок нефти и газа в ЕС.
Свежие комментарии