Родина смертоносных лодок
Вот Себастьен Роблин из The National Interest считает, что сегодня Швеция – родина самых эффективных подводных лодок с дизель-электрическим приводом. Это лодки малошумные, оснащенные современными мощными двигателями, дешевые и смертоносные.
Заявление смелое, но имеющее под собой довольно прочную платформу. Каковы аргументы Роблина (кстати, весьма объективный автор) и почему к ним можно прислушаться?
Возможно, необходим экскурс в историю. Традиционно, в течение последних десятилетий субмарины были двух видов: дизель-электрические, которые должны были всплывать на поверхность каждые несколько суток, чтобы перезарядить свои аккумуляторы с помощью дизельных двигателей; и атомные, которые могли тихо гудеть под водой в течение нескольких месяцев без всплытия, благодаря своим ядерным реакторам.
Недостатком атомной разновидности, конечно, является то, что они обходятся во много раз дороже аналогичных дизельных подводных лодок и требуют ядерной энергетической установки, которая, возможно, не стоит хлопот для страны, заинтересованной только в защите своих прибрежных вод. Да, атомная подлодка – это не для стран второго мира. Эти корабли могут позволить себе немногие в мире. И, пожалуй, это справедливо.
Дизельная подводная лодка может также работать тихо. Даже, возможно, тише, чем атомная (выключая свои двигатели и работая на батареях). Дело только во времени. Зато для стран, не обладающих огромными военными бюджетами, вопрос постройки атомной субмарины или 5-6 дизельных как бы и не стоит вообще.
Многозначный нейтралитет
Итак, Швеция. Нейтральная как бы страна, но обладающая вполне себе приличным флотом. И подводными лодками, что выглядит вполне себе нормально, особенно если почитать Роблина.
«Одной из таких стран была Швеция, которая оказалась в оживленном районе напротив российских военно-морских баз на Балтийском море. Хотя Швеция не является членом НАТО, Москва ясно дала понять, что может принять меры для «устранения угрозы», как выразился Путин, если Стокгольм решит присоединиться к альянсу или поддержать его».
Ну а чего можно ожидать? Шведы вроде бы как нейтралы. Это так. Что в прошлую войну им совершенно не мешало снабжать Германию железной рудой и ковать меч Вермахта и Кригсмарине в прямом смысле этого слова.
Вполне понятно, что понимание такого «нейтралитета» Путиным может несколько отличаться от Роблинского. И это нормально, хотя бы потому, что совершенно ясно и понятно, на чьей стороне в случае чего будет Швеция.
Полчища русских лодок
Идем дальше.
«После того как советская подводная лодка класса «Whiskey» (это лодки проекта 613) села на мель всего в шести милях от шведской военно-морской базы в 1981 году, шведские корабли несколько раз открывали огонь по предполагаемым советским подводным лодкам в течение остальной части 1980-х годов».
Да, инцидент 27 октября 1981 года у берегов Швеции с советской дизель-электрической подводной лодкой С-363 наделал шума. Субмарина проекта 613 оказалась лежащей на камнях в нескольких километрах от базы ВМС Швеции Карлскруна.
Понятно, что если так проворонили один раз, то второй - может закончиться совсем печально. И сбившиеся с курса русские могут оказаться не на камнях, а в борту у какого-нибудь корабля. Потому им палили в любую тень. На всякий случай.
Вопрос, кто выглядит смешнее – наши, севшие на мель чуть ли не на шведской военно-морской базе, или шведы, которые тридцать лет вздрагивали от каждого всплеска?
Продолжаем изучать Роблина.
«Совсем недавно Россия провела учения, имитирующие ядерную атаку на Швецию, и, вероятно, проникла в шведские территориальные воды по крайней мере одной подводной лодкой в 2014 году».
Вот это я понимаю! Вот это размах. «Учения, имитирующие ядерную атаку на Швецию» - это звучит как песня. Причем, погребальная вальгалловская такая. Ибо в таком случае, вот у кого не будет «завтра», так это у шведов. Просто потому, что у них все так скученно…
Ну а насчет проникновения «по крайней мере одной подводной лодкой в 2014 году» - Задорнов и Жванецкий аплодируют оттуда. Если внимательно изучить состав Балтийского флота, то можно понять весьма неприятную вещь: у нас (начиная с 2012 года) в его составе одна подводная лодка.
И уж точно экипажу есть чем заняться, кроме «проникновения в шведские территориальные воды». Просто потому, что матчасть надо беречь, чтобы было на чем готовить экипажи для тех лодок, что наконец-то строятся для Балтики.
Вот такая политика и историческая подоплека. В общем, получается, что мы не оставили шведам никакого другого выбора, кроме как строить свои подводные лодки для обороны от полчищ советских и российских лодок.
Шведский ответ
Еще в 1960-х годах Швеция начала разработку модернизированной версии двигателя Стирлинга, с замкнутым циклом преобразования тепла, впервые разработанного в 1818 году.
Вообще, впервые он был использован для питания автомобиля в 1970-х годах. А затем шведская судостроительная фирма Kockums успешно приспособила двигатель Стирлинга для применения на подводной лодке шведского флота A14 «Nacken» в 1988 году.
Поскольку эта установка сжигает дизельное топливо, используя жидкий кислород, хранящийся в криогенных резервуарах (без забора воздуха извне), то лодка с таким двигателем может спокойно курсировать под водой на низких скоростях в течение нескольких недель без необходимости всплывать на поверхность.
В конце 1990-х годов фирма Kockums построила три подводные лодки класса «Готланд» - первые «строевые» подводные лодки, спроектированные с воздушно-независимыми двигательными установками.
«Готланд» прославилась тем, что «потопила» американский авианосец «Рональд Рейган» в ходе военных учений 2005 года. Американский флот взял лодку в аренду, чтобы она исполняла роль противника для надводных кораблей ВМС США. Получилось более чем…
Идея нового типа лодок понравилась, и за шведами потянулись другие. Технологию Стирлинга приняли в разработку японцы и китайцы. А немцы и французы разработали ВНЭУ AIP на основе топливных элементов и паровых турбин. Дороже, зато и выхлоп больше.
Швеция, тем временем, переоборудовала свои четыре старинные дизель-электрические подводные лодки Västergötland конца 80-х годов для использования двигателей Стирлинга.
AIP-переоборудование включало разрезание подводных лодок на две части и увеличение длины корпуса с сорока восьми до шестидесяти метров
Две из этих подводных лодок были переименованы в «Södermanland», а две другие были проданы Сингапуру.
Последние лодки класса «Östergötland», модернизированные по проекту «Södermanland», подверглись интересной доработке в системах охлаждения. Теперь эти лодки могут эффективно работать не только в холодных водах Балтики или Северного моря, а и в более теплых водах южных морей.
Но жизнь любой подводной лодки, увы, не столь и долговечна. Швеция намерена вывести на пенсию свои лодки «Södermanland» в самое ближайшее время. Начиная с 1990-х годов, Kockums танцевал вокруг концепции для следующего поколения AIP-подводной лодки, обозначенной A26, которая должна была сменить «Готланд»-класс, но столкнулся с многочисленными неудачами.
Фьорды кишат русскими
Стокгольм отменил закупку A-26 в 2014 году, и дело встало окончательно. А русские подводные лодки продолжали появляться в фиордах и шхерах, и с этим надо было что-то делать. Шведы пытались получить чертежи у немецкой фирмы Thyssen-Krupp, причем, не совсем красивым способом. Но где шведы, а где рейдерские захваты и похищения? Не получилось.
А время шло. Kockums был приобретен шведской фирмой Saab. Работы возобновились. И в июне 2015 года министр обороны Швеции Стэн Толгфорс объявил, что Стокгольм купит две подводных лодки А26 по цене 959 миллионов долларов каждая.
Кстати, недорого. Менее 20% от стоимости одной американской АПЛ класса Virginia.
A26 также пытались найти покупателей за рубежом. В разное время проектом интересовались в Австралии, Индии, Нидерландах, Норвегии и Польше, но до сих пор безуспешно (из-за конкуренции со стороны французских и немецких производителей подводных лодок AIP).
Kockums утверждает, что А26 – это следующее поколение подводных лодок в плане акустической скрытности (благодаря новой технологии «призрак», которая включает в себя звукопоглощающие демпфирующие пластины, гибкие резиновые крепления и подушки для оборудования, менее отражающий корпус с более низкой магнитной сигнатурой подводной лодки). Предположительно, корпус А26 также будет необычайно устойчив к подводным взрывам.
Подбородочный парус
Шведская фирма представила концепт-арт, изображающий подводную лодку с «подбородочным» парусом, Х-образными хвостовыми «плавниками» для большей маневренности в балтийских водах, изобилующих скалами.
Четыре двигателя Стирлинга, по-видимому, позволят обеспечить более высокую устойчивую подводную крейсерскую скорость от 6 до 10 узлов.
Kockums подчеркнул модульность новых конструкций, которая должна снизить затраты на разработку специализированных вариантов, таких как одна конфигурация, вмещающая до восемнадцати крылатых ракет наземного базирования "Томагавк" в системе вертикального пуска. Эта особенность, возможно, придется по вкусу Польше, которая хотела бы иметь оснащенные крылатыми ракетами подводные лодки. На всякий случай (для обороны от орд российских подлодок).
Еще одной важной особенностью является специальный многофункциональный портал для развертывания подводных аппаратов и пловцов, очень востребованный для современных подводных лодок. Расположенный между торпедными аппаратами в носовой части, портал также может быть использован для запуска подводного беспилотника AUV-6. Правда, AUV-6 можно запустить из торпедного аппарата 533-мм.
В настоящее время Kockums предлагает размещать заказы на три различные версии A-26. Подводные лодки класса А-26 могут стать лучшими неатомными подлодками современности.
Шведский патруль океана
Проектируя A-26, шведы в рамках проекта создали три разных аппарата.
Малая А-26 должна действовать в прибрежных водах Балтики и Северного моря (где шансы на выживание АПЛ не так уж и высоки).
Большая А-26 предназначена для операций в океанской зоне той же Северной Атлантики.
Третий вариант субмарины представляет собой экспортную версию океанской ПЛ.
Большая модель, предназначенная для шведской службы, будет иметь длину 63 метра и водоизмещение около 2 000 тонн. Дальность хода подводной лодки при скорости 10 узлов будет составлять 6500 морских миль, длительность патрулирования 30 дней. Экипаж подводной лодки должен состоять из 17-35 моряков.
Такая дальность однозначно выводит лодку в океанские, что ранее было недоступно для тех же «Готландов», которые не могли участвовать в патрулированиях Атлантики по причине недостаточной автономности.
Другой вопрос – а что, вообще, шведы забыли под поверхностью Атлантического океана?
Малая (или «пелагическая») версия - в длину 51 метр, надводное водоизмещение находится в районе 1000 тонн. При скорости хода в 10 узлов дальность плавания малой субмарины равна 4000 морских миль, длительность патрулирования 20 дней. Экипаж малой А-26 состоит из 17-26 человек.
Лодка действительно представляет интерес для очень сложного рельефа Балтики.
Пора начинать думать
Вооружение (точнее, его состав) пока остается не раскрытым. Но и так понятно, что это будет комбинация торпедных аппаратов 533-мм и 400-мм. Возможно, как на «Готландах», 4 х 533-мм и 2 х 400-мм, потому что из одного аппарата 400-мм можно запустить сразу две противолодочные торпеды по двум разным целям с управлением по кабелю.
Две первых А26 должны быть завершены в период с 2022 по 2024 год. И тогда можно будет оценить, смогут ли они соответствовать своим эксплуатационным параметрам. В целом, достижения в области подводных лодок AIP позволяют странам по всему миру приобретать способные подводные лодки малой и средней дальности по доступной цене.
Если у шведов получится реализовать задуманное и получить на выходе именно те лодки, о которых ведет рекламные разговоры Kockums, то это может очень сильно изменить положение дел на Балтике.
На подводную лодку, способную нести крылатые ракеты, с интересом смотрят в Польше. В лодках такого уровня заинтересованы Нидерланды. Возможно Норвегия.
И даже если шведская А-26 не станет лучшей неатомной подводной лодкой на сегодняшний день – это будет хорошая лодка нового поколения. С ВНЭУ, которую в России так и не смогли создать.
Появление в стане НАТО (Нидерланды, Норвегия, Польша) в самом ближайшем будущем таких лодок – породит весьма неприятный комплекс проблем для российского флота на Балтике. Начиная от проблем с обнаружением и заканчивая вопросами противодействия.
Сегодня Балтийский флот, напомню, располагает одной дизель-электрической подводной лодкой, и вторая - в перспективе.
Пора начинать думать, так как у шведов может получиться что-то очень приличное. Ведь раньше получалось?
- Автор:
- Роман Скоморохов
Свежие комментарии