К 120-летию со дня рождения конструктора Н.А. Доровлева
Когда русский капитан-артиллерист Л.Н. Гобято во время обороны Порт-Артура в 1905 году изобрёл миномёт, не все и не сразу оценили возможности лёгкой пушки с обрезанным стволом. В советских военных кругах это оружие насмешливо называли «суррогатом артиллерии».
Человеком, который смог разглядеть в примитивном метательном устройстве массовое оружие грядущих войн, кто разработал и сдал на вооружение Красной Армии два первых советских миномёта, оказал решающее влияние на развитие этого вида вооружения в СССР, стал выдающийся конструктор, учёный, теоретик миномётостроения Николай Александрович Доровлев.
Родившийся в небогатой дворянской семье, к двадцати годам Доровлев стал ревностным приверженцем идеи социальной справедливости и во время Гражданской войны отстаивал её с оружием в руках на Кавказе.
Это была уже вторая война в его жизни. На Первую мировую он ушёл добровольцем со второго курса Петербургского политехнического института. Служил в 133-м артдивизионе. Там и познакомился с работой миномётов. Если в России после битвы с Японией об этих орудиях подзабыли, то немцы, напротив, пустили в серийное производство, и теперь их мини-артиллерия успешно забрасывала «гостинцами» русские окопы.
Главное достоинство миномёта – навесной огонь. Пушка стреляет настильно, в лоб. Миномёт, словно чья-то сильная рука, бросает снаряд, как камень. Эта «рука» может перебросить мину через дом, холм, скалу, бруствер, где, казалось бы, неприятельские силы находятся в безопасности. Она способна уничтожить полевые огневые точки, изрешетить поднявшегося в атаку неприятеля. Каждая мина разрывается на сотни осколков. Это равносильно одновременному залпу из ружей одного-двух батальонов солдат.
В 1922 году Николай Александрович окончил Высшую артиллерийскую школу. Через три года поступил в Военно-техническую академию РККА в Ленинграде, где помимо обязательных предметов штудировал всю имеющуюся литературу по созданию миномётов. Такие разработки велись большей частью в Англии, Франции, Германии.
Одновременно с учёбой возглавил группу «Д» в составе Газодинамической лаборатории. Группа параллельно проектировала и отрабатывала порядка 20 образцов пехотных мортир калибром от 50 до 230 миллиметров. В 1927 году представила чертежи батальонной мортиры 76МБ. Это был первый советский миномёт. Он весил 93 килограмма, стрелял оперёнными минами на 3000 метров.
Свои конструкторские изыскания Н.А. Доровлев систематизировал и обобщал, создавая научно-методическую базу для дальнейших конструкторских работ.
В процессе этих изысканий пришёл к важным выводам. Конструкция орудий должна быть максимально простой, что в период военных действий позволит развернуть массовый выпуск миномётов для нужд фронта. Нужно минимизировать и упорядочить калибры, чтобы каждое из войсковых формирований получило тот вид орудий, который окажется максимально эффективным для выполнения конкретных задач.
Имеющиеся на тот момент миномёты были разработаны на основе трёх конструктивных схем: глухой (ствол и двунога-лафет закреплены на одной плите), реального треугольника (три звена, скреплённые шарнирно, но без общей плиты), мнимого треугольника, или Стокса-Брандта (ствол и двунога-лафет не скреплены между собой, под пятой казённика ствола — опорная плита). Стволы были и гладкими, и нарезными.
В процессе экспериментальной отработки Доровлев пришёл к выводам, от которых больше не отступал и которые позволили не тратить время на бесперспективные пути: схема – мнимого треугольника, ствол – гладкий, мина – оперённая невращающаяся.
Учёный разработал и научно обосновал весь ряд калибров, необходимых Красной Армии. Миномёты калибром 60 и 82 мм – лёгкие орудия сопровождения, придаются пехотным подразделениям как «окопная» артиллерия. Миномёты калибром 107 и 120 мм – полковые. Более крупные, калибром 160 мм и 240 мм, – миномёты усиления, дивизионные и резерва Главного командования.
Николай Доровлев разглядел в примитивном метательном устройстве массовое оружие грядущих войн
Теоретический труд Н.А. Доровлева стал гораздо большей заслугой перед страной, чем созданные им первый советский и последующие миномёты. Систематизация дала оружие другого свойства: базу для планирования разработки, развития и производства вооружения данного вида.
Научно обоснованные предложения Н.А. Доровлева легли в основу плана третьей пятилетки в части оснащения армии миномётами.
В 1934 году Доровлев сдал на вооружение 107-мм миномёт, в 1936 году – 82-миллиметровый БМ-36. Первый советский батальонный миномёт поддержки предназначался для поражения живой силы и разрушения укрытий полевого типа. Дальность стрельбы составляла 1100 – 3000 м. Скорострельность – 30 выстрелов в минуту. Вес в походном положении – 67,7 кг. Осколочная мина разрывалась примерно на 500 убойных осколков, разлетающихся по кругу радиусом 15–20 метров. Фугасная при среднем грунте образовывала воронку глубиной 0,7 м и диаметром 1,4–2,0 м.
В начале тридцатых годов в Харькове, где изготавливали образцы первых доровлевских орудий, Николай Александрович познакомился с молодым инженером миномётного КБ завода «Красный Октябрь» Б.И. Шавыриным. Встреча стала судьбоносной. Взяв за основу доровлевские орудия, Шавырин разработал и в 1937–1938 годах сдал на вооружение сразу четыре орудия ряда Доровлева: калибром 50 мм, 82 мм, 107 мм, 120 мм.
Эти миномёты стали оружием Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Миномётов Доровлева в частях было немного. А вот шавыринские, более совершенные, упрощённые, серийно освоенные, применялись массово. По оценкам военных историков, половина потерь неприятеля на полях сражений пришлась на долю миномётного огня.
Для миномётов не было непростреливаемых участков. Они уничтожали накапливающиеся для атаки силы неприятеля за лесом, в глубоком овраге, где не могла настичь дальнобойная артиллерия. Лёгкое, манёвренное орудие быстро перебрасывали на нужную позицию. Устанавливали на крохотном пятачке. В отличие от многотонных пушек миномёт можно было доставить в нужную точку любой тропой, где мог пройти человек. Миномёт разбирали на части и укладывали во вьюки, которые переносил миномётный расчёт или перевозили лошади.
В начале войны Н.А. Доровлев был арестован. Большей частью ему вменяли в вину, что он, работая начальником отделения по миномётному вооружению в Артиллерийском комитете ГАУ, рекомендовал к принятию на вооружение «вредительски сконструированные» миномёты Б.И. Шавырина. Самого Шавырина тоже пытались арестовать. Несмотря на давление, Доровлев упорно твердил, что шавыринские миномёты – лучшие не только в СССР, но и в мире. Тем спас своего друга. Не получив обвинительного материала, Шавырина оставили в покое.
Но Доровлев ровно четыре года провёл в заточении. После суда работал по специальности в Особом конструкторском бюро № 172. Вышел на свободу в июле 1945 года.
Узнав об освобождении друга, Б.И. Шавырин, который к тому времени возглавил созданное в 1942 году Специальное конструкторское бюро гладкоствольной артиллерии в Коломне (ныне – Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения»), пригласил Доровлева к себе заместителем начальника и главного конструктора, добился, чтобы бывшему заключённому дали возможность работать на оборонном предприятии.
Во всех изделиях предприятия тех лет, в создании школы КБМ есть весомая доля таланта и труда Николая Александровича.
Предприятие занималось разработкой тяжёлых миномётов, бомбомётов для метания глубинных бомб и борьбы с подводными лодками, безоткатных орудий для борьбы с танками. В 1950 году в составе авторского коллектива разработчиков за создание 160-миллиметрового миномёта Николай Александрович Доровлев получил Сталинскую премию, в 1956 году – орден Ленина.
В декабре 1960-го исстрадавшееся сердце выдающегося конструктора и учёного перестало биться.
В последний путь его провожало всё СКБ. Несмотря на лютый декабрьский мороз, Борис Иванович Шавырин стоял без шапки.
25 февраля 2016 года исполняется 120 лет со дня рождения Николая Александровича Доровлева. Человека-творца, крупного учёного, талантливого конструктора, яркой звезды в созвездии выдающихся создателей оружия для нашей армии.
Автор Вероника УШАКОВА
Свежие комментарии