В настоящее время министерство обороны Франции и авиастроительная компания Airbus Helicopters реализуют программу Hélicoptère Interarmées Léger. При ее успешном завершении французские вооруженные силы в будущем смогут получить значительное количество перспективных многоцелевых легких вертолетов H160M Guépard.
Однако поставка техники пока остается делом отдаленного будущего, а пока в новостях фигурирует только полноразмерный макет машины.
Программа Hélicoptère Interarmées Léger («Легкий многоцелевой вертолет») стартовала еще несколько лет назад, но пока далека от завершения. При этом заказчик и подрядчик уже определились со своими планами и установили график дальнейших работ. Реальные и полномасштабные результаты программы HIL появятся к концу следующего десятилетия.
Целью первого этапа программы HIL являлось изучение технических предложений и поиск будущего подрядчика. В марте 2017 г. Минобороны Франции объявило победителя этого этапа. Наилучший проект вертолета предложила компания Airbus Helicopters. Она представила военный вариант многоцелевого вертолета H160 под названием H160M Guépard («Гепард»). Согласно подписанному контракту, теперь компания должна выполнить необходимые опытно-конструкторские работы, а к середине двадцатых годов – наладить серийный выпуск техники.
Согласно планам 2017 г., вооруженным силам Франции требовалось 160-190 новых легких вертолетов. С их помощью предлагалось заменить целый спектр винтокрылых машин, состоящих на вооружении армии ВВС и ВМС. Под замену должны были пойти все существующие вертолеты легкого класса и часть среднего.
27 мая 2019 г. завод «Эрбас Хеликоптерс» в г. Мариньян посетила делегация министерства обороны во главе с руководителем ведомства. В присутствии гостей состоялась первая публичная демонстрация полноразмерного макета перспективного вертолета H160M. Макет соответствует нынешнему состоянию проекта и отвечает требованиям заказчика. Представленное изделие получило высокую оценку.
В ходе недавних мероприятий Минобороны уточнило свои планы в отношении программы HIL. Так, следующий этап стартует в 2021-22 гг. К этому времени завершится проектирование, а затем появится первый опытный «Гепард». Серийные машины начнут поступать в части в 2026 году, а переоснащение всех родов войск будет продолжаться в течение нескольких лет.
В недавнем прошлом, на момент старта работ и выбора вертолета, Минобороны Франции называло только примерное количество желаемых машин – не менее 160 и не более 190. Согласно последним новостям, ведомство определилось и собирается приобрести 169 вертолетов.
Самым крупным эксплуатантом вертолетов Airbus Helicopters H160M Guépard станут сухопутные войска. Армейской авиации передадут 80 машин. 49 единиц закупят для военно-морских сил. Военно-воздушные силы получат только 40 вертолетов.
Условия контракта также затрагивают тему эксплуатации и обслуживания. Проект вертолета предусматривает использование новых цифровых средств для сбора данных и диагностики. Эти и другие меры позволят сократить конечную стоимость обслуживания и эксплуатации, что приведет к серьезной экономии на протяжении всего срока службы вертолетов.
Проект военного вертолета H160M основывается на существующем многоцелевом образце гражданского назначения. При переделке невоенной машины в нынешнего «Гепарда» не принимались меры, серьезно затрагивающие конструкцию или архитектуру вертолета. В то же время, речь идет о кардинальной переработке бортового радиоэлектронного оборудования, грузопассажирского отсека и т.д. в соответствии с характерными требованиями армии.
Базовый многоцелевой вертолет H160 вышел на испытания в 2015 г. и достаточно быстро показал свои преимущества. К 2017 г. он мог стать самым серьезным аргументом в пользу проекта H160M. Видя гражданскую машину, французские военные могли представить, что следует ожидать от ее военной модификации. По всей видимости, такой результат их устроил, и это привело к подписанию нового контракта.
H160M Guépard строится по нормальной схеме с рулевым винтом, помещенным в кольцевом канале. Машина сохраняет грузопассажирскую кабину максимально возможных размеров. Имеется возможность перевозки груза на внешней подвеске. Для установки вооружений предусматривается монтаж крыльев малого размаха.
Привод обоих винтов осуществляется за счет двух турбовальных двигателей Safran Arrano мощностью до 1300 л.с. При помощи такой силовой установки «Гепард» должен развивать скорость более 320 км/ч и летать на дальность 850 км. Максимальная полезная нагрузка – 1760 кг в кабине с боковыми дверями или на внешней подвеске.
Как и невоенный прототип, H160M получает «стеклянную кабину», построенную с применением современной электроники. Заявлено повышенное удобство работы экипажа с автоматизацией некоторых процессов. Управление осуществляется посредством электродистанционной системы. Для наблюдения за обстановкой вертолет имеет радиолокационную и оптико-электронную станции.
Проект предусматривает применение модульной полезной нагрузки, что позволит использовать вертолет в качестве платформы для того или иного оснащения. Предлагается несколько модулей с разными устройствами и задачами. Вертолет сможет перевозить грузы или людей, обеспечивать их десантирование, а также вести разведку или атаковать различные цели. H160M будет служить в трех родах войск, что позволяет представить, какой круг задач ему предстоит решать.
Согласно материалам компании-разработчика, вертолет H160M сможет нести вооружения разных типов. Для самообороны его предлагается оснащать бортовыми пулеметными установками. Под легким крылом можно будет закреплять контейнеры с пулеметами или неуправляемыми ракетами, а также управляемое вооружение – вплоть до противокорабельных ракет. Впрочем, боевые качества вертолета серьезно ограничиваются грузоподъемностью.
Общая длина вертолета H160M достигает 14 м (15 м с учетом несущего винта), диаметр винта – 12 м. Имеется механизм складывания лопастей, при помощи которого ширина машины уменьшается до 4,4 м. Высота – 4 м. Собственная масса конструкции – не более 4,3 т; максимальный взлетный вес – до 5,8 т.
В настоящее время вооруженные силы Франции одновременно эксплуатируют несколько типов многоцелевых вертолетов. Такая ситуация будет сохраняться в течение нескольких следующих лет, но затем заметно изменится. В 2026 г. французская армия желает получить свои первые вертолеты Airbus Helicopters H160M, которым предстоит заменить технику прочих типов. На такую замену уйдет несколько следующих лет.
Программа Hélicoptère Interarmées Léger пока не отличается высокими темпами. Все основные работы идут без спешки, а планы расписаны на несколько лет вперед. При всем этом, программа имеет большое значение для развития вертолетного парка вооруженных сил Франции и предопределяет особенности его службы, как минимум, до середины текущего века.
Пока вертолет H160M Guépard существует только в виде полноразмерного макета, а опытный образец появится в 2021-22 гг. Предложенный график работ по HIL известным образом отодвигает вправо старт перевооружения ВВС, ВМС и сухопутных войск. Однако полученный запас времени позволяет без спешки выполнить все требуемые работы и дать армии желаемую технику. Благодаря этому у Минобороны Франции и компании Airbus Helicopters есть все поводы для оптимизма.
Спешат медленно
Программа Hélicoptère Interarmées Léger («Легкий многоцелевой вертолет») стартовала еще несколько лет назад, но пока далека от завершения. При этом заказчик и подрядчик уже определились со своими планами и установили график дальнейших работ. Реальные и полномасштабные результаты программы HIL появятся к концу следующего десятилетия.
Целью первого этапа программы HIL являлось изучение технических предложений и поиск будущего подрядчика. В марте 2017 г. Минобороны Франции объявило победителя этого этапа. Наилучший проект вертолета предложила компания Airbus Helicopters. Она представила военный вариант многоцелевого вертолета H160 под названием H160M Guépard («Гепард»). Согласно подписанному контракту, теперь компания должна выполнить необходимые опытно-конструкторские работы, а к середине двадцатых годов – наладить серийный выпуск техники.
Согласно планам 2017 г., вооруженным силам Франции требовалось 160-190 новых легких вертолетов. С их помощью предлагалось заменить целый спектр винтокрылых машин, состоящих на вооружении армии ВВС и ВМС. Под замену должны были пойти все существующие вертолеты легкого класса и часть среднего.
27 мая 2019 г. завод «Эрбас Хеликоптерс» в г. Мариньян посетила делегация министерства обороны во главе с руководителем ведомства. В присутствии гостей состоялась первая публичная демонстрация полноразмерного макета перспективного вертолета H160M. Макет соответствует нынешнему состоянию проекта и отвечает требованиям заказчика. Представленное изделие получило высокую оценку.
В ходе недавних мероприятий Минобороны уточнило свои планы в отношении программы HIL. Так, следующий этап стартует в 2021-22 гг. К этому времени завершится проектирование, а затем появится первый опытный «Гепард». Серийные машины начнут поступать в части в 2026 году, а переоснащение всех родов войск будет продолжаться в течение нескольких лет.
Текущие планы
В недавнем прошлом, на момент старта работ и выбора вертолета, Минобороны Франции называло только примерное количество желаемых машин – не менее 160 и не более 190. Согласно последним новостям, ведомство определилось и собирается приобрести 169 вертолетов.
Самым крупным эксплуатантом вертолетов Airbus Helicopters H160M Guépard станут сухопутные войска. Армейской авиации передадут 80 машин. 49 единиц закупят для военно-морских сил. Военно-воздушные силы получат только 40 вертолетов.
Условия контракта также затрагивают тему эксплуатации и обслуживания. Проект вертолета предусматривает использование новых цифровых средств для сбора данных и диагностики. Эти и другие меры позволят сократить конечную стоимость обслуживания и эксплуатации, что приведет к серьезной экономии на протяжении всего срока службы вертолетов.
Военный из гражданского
Проект военного вертолета H160M основывается на существующем многоцелевом образце гражданского назначения. При переделке невоенной машины в нынешнего «Гепарда» не принимались меры, серьезно затрагивающие конструкцию или архитектуру вертолета. В то же время, речь идет о кардинальной переработке бортового радиоэлектронного оборудования, грузопассажирского отсека и т.д. в соответствии с характерными требованиями армии.
Базовый многоцелевой вертолет H160 вышел на испытания в 2015 г. и достаточно быстро показал свои преимущества. К 2017 г. он мог стать самым серьезным аргументом в пользу проекта H160M. Видя гражданскую машину, французские военные могли представить, что следует ожидать от ее военной модификации. По всей видимости, такой результат их устроил, и это привело к подписанию нового контракта.
H160M Guépard строится по нормальной схеме с рулевым винтом, помещенным в кольцевом канале. Машина сохраняет грузопассажирскую кабину максимально возможных размеров. Имеется возможность перевозки груза на внешней подвеске. Для установки вооружений предусматривается монтаж крыльев малого размаха.
Привод обоих винтов осуществляется за счет двух турбовальных двигателей Safran Arrano мощностью до 1300 л.с. При помощи такой силовой установки «Гепард» должен развивать скорость более 320 км/ч и летать на дальность 850 км. Максимальная полезная нагрузка – 1760 кг в кабине с боковыми дверями или на внешней подвеске.
Как и невоенный прототип, H160M получает «стеклянную кабину», построенную с применением современной электроники. Заявлено повышенное удобство работы экипажа с автоматизацией некоторых процессов. Управление осуществляется посредством электродистанционной системы. Для наблюдения за обстановкой вертолет имеет радиолокационную и оптико-электронную станции.
Проект предусматривает применение модульной полезной нагрузки, что позволит использовать вертолет в качестве платформы для того или иного оснащения. Предлагается несколько модулей с разными устройствами и задачами. Вертолет сможет перевозить грузы или людей, обеспечивать их десантирование, а также вести разведку или атаковать различные цели. H160M будет служить в трех родах войск, что позволяет представить, какой круг задач ему предстоит решать.
Согласно материалам компании-разработчика, вертолет H160M сможет нести вооружения разных типов. Для самообороны его предлагается оснащать бортовыми пулеметными установками. Под легким крылом можно будет закреплять контейнеры с пулеметами или неуправляемыми ракетами, а также управляемое вооружение – вплоть до противокорабельных ракет. Впрочем, боевые качества вертолета серьезно ограничиваются грузоподъемностью.
Общая длина вертолета H160M достигает 14 м (15 м с учетом несущего винта), диаметр винта – 12 м. Имеется механизм складывания лопастей, при помощи которого ширина машины уменьшается до 4,4 м. Высота – 4 м. Собственная масса конструкции – не более 4,3 т; максимальный взлетный вес – до 5,8 т.
Будущее французской авиации
В настоящее время вооруженные силы Франции одновременно эксплуатируют несколько типов многоцелевых вертолетов. Такая ситуация будет сохраняться в течение нескольких следующих лет, но затем заметно изменится. В 2026 г. французская армия желает получить свои первые вертолеты Airbus Helicopters H160M, которым предстоит заменить технику прочих типов. На такую замену уйдет несколько следующих лет.
Программа Hélicoptère Interarmées Léger пока не отличается высокими темпами. Все основные работы идут без спешки, а планы расписаны на несколько лет вперед. При всем этом, программа имеет большое значение для развития вертолетного парка вооруженных сил Франции и предопределяет особенности его службы, как минимум, до середины текущего века.
Пока вертолет H160M Guépard существует только в виде полноразмерного макета, а опытный образец появится в 2021-22 гг. Предложенный график работ по HIL известным образом отодвигает вправо старт перевооружения ВВС, ВМС и сухопутных войск. Однако полученный запас времени позволяет без спешки выполнить все требуемые работы и дать армии желаемую технику. Благодаря этому у Минобороны Франции и компании Airbus Helicopters есть все поводы для оптимизма.
- Автор:
- Рябов Кирилл
- Использованы фотографии:
- Airbus Helicopters / airbus.com
Свежие комментарии