Удары по инфраструктуре ВВС Украины в первой фазе СВО
Начало полномасштабной войны с Россией 24 февраля 2022 года не застало украинские ВВС и ПВО врасплох. Ещё за несколько часов до начала боевых действий враг поднял по тревоге лётный и технический состав, после чего начал предпринимать все положенные военной наукой меры. Прежде всего, рассредоточение авиации в местах базирования и вывод самолётов на запасные аэродромы, где часть из них была укрыта в бетонных ангарах или на стоянках с земляными насыпями.
Спасительной гаванью для украинских ВВС стал аэропорт Ужгород (Закарпатская область). Его взлётно-посадочная полоса упирается прямо в границу Словакии – страны-члена НАТО. Из-за этого российская авиация долгое время не тревожила данный аэродром, дабы не вызвать осложнений с Североатлантическим альянсом.
В первые часы и дни СВО российским ударам подверглась практически вся аэродромная сеть Украины. Главной целью были склады авиационного вооружения и ГСМ, пункты управления, самолётный парк, но не сами взлётно-посадочные полосы.
Это позволило противнику, переждав первую волну ударов, завершить начатую в предвоенные часы передислокацию своих сил. Так, украинские самолёты успели покинуть аэродром в Чугуеве (Харьковская область), оставив «на растерзание» российским ВКС лишь неисправные или разобранные на запчасти «борты», которые успешно сыграли роль ложных целей. Одновременно все исправные штурмовики Су-25 299-й бригады, дислоцирующиеся на аэродромах Мелитополь (Запорожская область) и Кульбакино (Николаевская область), благополучно перелетели на запасной аэродром в Канатово (Кировоградская область).
В первый же день операции МО РФ официально отчиталось, что серией ракетно-бомбовых ударов уничтожены все бомбардировщики Су-24М, находящиеся на аэродроме Староконстантинов (Хмельницкая область), и 7-я бригада тактической авиации ВВС ВСУ прекратила своё существование.
На самом же деле бомбардировщики 7-й бригады продолжают действовать с этого аэродрома до сих пор, имея в своём распоряжении надёжные бетонные ангары, которым оказался не страшен никакой «Калибр». Последний из ударов по данному аэродрому был нанесён совсем недавно, в декабре 2023 года, причём для нанесения гарантированного ущерба противнику нам пришлось использовать гиперзвуковые ракеты Х-47М2 «Кинжал».
Несомненно, что в результате массированных ударов первых дней войны определённый ущерб врагу был нанесён: по официальным данным, с 24 по 28 февраля 2022 года ВКС РФ удалось уничтожить на земле 31 украинский самолет. Но если опираться на подтверждённые фото- и видеоматериалами данные, то достоверно уничтоженными на аэродромах за первый месяц СВО можно считать от силы десяток «бортов». Всё остальное оказалось прикованным к земле хламом, который украинцы и так постепенно разбирали на запчасти для поддержания боеготовности исправных самолётов.
Интересно, что в первые дни войны часть украинской авиации поспешила укрыться на территории сопредельных стран НАТО. Несколько украинских военно-транспортных Ил-76 из состава 25-й бригады благополучно улизнули в Польшу. Один из дежурных украинских Су-27 не смог вернуться на свой аэродром (по нему в это время наносили удары ВКС РФ) и предпочёл укрыться в Румынии. Румыны разоружили истребитель, чтобы украинский пилот не вздумал применить свои ракеты «воздух-воздух» из воздушного пространства страны-члена НАТО, и спустя несколько дней позволили этому Су-27 вернуться обратно.
Подведём итог: массированный удар российской авиации и крылатых ракет наземного и морского базирования в начальной фазе СВО привёл к временной дезорганизации системы ПВО врага (она лишилась стационарных РЛС и части пунктов управления), уничтожил часть запасов вооружения и ГСМ, но не ликвидировал ни украинскую авиацию, ни её аэродромную сеть. Сказалась нехватка как крылатых ракет, так и корректируемых и планирующих авиабомб.
Чтобы поражать цели неуправляемыми бомбами, русской авиации пришлось спуститься на малые и предельно малые высоты. Но такая тактика, вполне применимая против террористических группировок в Сирии, оказалась неэффективной против регулярной армии на Украине, которая стала массово применять ПЗРК.
В результате российские ВКС понесли болезненные потери, лишившись возможности наносить массированные и продолжительные по времени удары, что уберегло от уничтожения основные объекты врага в зоне боевых действий и в тылу – мосты, железнодорожные узлы, аэродромы, систему ПВО и транспортные развязки.
Война в воздухе
В первые дни и недели СВО украинское люфтваффе пыталось оказать упорное сопротивление нашим лётчикам в воздухе и армейским подразделениям на земле.
Украинские штурмовики, бомбардировщики и вертолёты работали с предельно малых высот по русским десантникам, высадившимся на аэродроме «Антонов» в Гостомеле, а также по российским военным колоннам, стягивающимся к Киеву и другим крупным украинским городам. Истребители пытались оказать активное сопротивление в воздухе (в основном над Киевом и Житомиром), охотились за русскими крылатыми ракетами и периодически подключались к ударам по наземным целям.
Украинский МиГ-29 под Киевом, февраль 2022 года.
Однако такая тактика сразу привела к серьёзным потерям украинских ВВС, так как российские истребители Су-30, Су-35 и МиГ-31БМ были оснащены современными РЛС и вооружены дальнобойными ракетами, а российская система ПВО по праву считается одной из лучших в мире.
В свою очередь, из-за не подавленной украинской ПВО и массового применения противником ПЗРК, российские штурмовики Су-25, бомбардировщики Су-24 и Су-34, боевые вертолёты Ка-52 и Ми-28 действовали на сверхмалых высотах, всё реже пересекая линию фронта. Всё это практически не оставляло шансов устаревшим украинским истребителям перехватить их.
Поэтому все утверждения бандеровской пропаганды тех дней о сбитых «Ил-76 с русским десантом», о мифическом «Призраке Киева», который на своём МиГ-29 якобы уничтожил сначала шесть, а затем и десятки русских истребителей, можно смело отмести. Ни одна воздушная «победа» украинских лётчиков не подтверждена документально.
Все свои потери ВКС РФ несли от украинской системы ПВО и технических неисправностей. Даже противник в итоге был вынужден признать, что никакого «Призрака Киева» не существует, а размещённые в сети доказательства его «побед» оказались… роликом из компьютерной игры.
Реальность оказалась иной – пользуясь техническим и количественным превосходством, лучшей подготовкой и более высоким уровнем профессионализма, русские ВКС вполне успешно переводили мифических «Призраков Киева» в призраки, но уже безо всяких кавычек…
В ночь на 25 февраля в небе над Киевом вспыхнул огромный огненный шар, осветивший на несколько секунд вражескую столицу. Украинские СМИ захлёбывались восторгом – средствами ПВО был якобы сбит российский Ил-76 с десантом на борту.
Но вскоре «перемога» обернулась «зрадой» – жертвой дружеского огня оказался украинский истребитель Су-27, который пилотировал заместитель командира 831-й бригады полковник Александр Оксанченко. Это был опытный ас и убеждённый украинский националист, который «отличился» ещё во время карательной АТО в Донбассе в 2014 году. К моменту гибели на счету 54-летнего Оксанченко было более 2 000 лётных часов и многочисленные победы на западных авиашоу, после которых в НАТО признали, что укрофашистскому асу нет равных в высшем пилотаже.
Гибель фашистского аса Александра Оксанченко над Киевом, 25 февраля 2022 года.
wartears.org
28 февраля над Кировоградом был сбит ещё один «призрак» – командир авиационного звена всё той же 831-й бригады 58-летний майор Степан Чобану. Ещё до событий Майдана Чобану вышел на пенсию, но в 2015 году вернулся в ВВС и долгое время выполнял боевые дежурства в составе сил противовоздушной обороны, налетав к 2022 году более 1 100 часов. Есть предположения, что и этого фашистского лётчика «приземлили» не наши истребители, а и он стал жертвой дружеского огня, по ошибке сбитый своим же истребителем МиГ-29.
По заведённой на Украине традиции, уничтоженные Оксанченко и Чобану посмертно получили «Героя Украины» и были похоронены на одном кладбище в Миргороде. После этого «Призраком Киева» негласно стал майор Степан Тарабалка из 114-й бригады. Но 13 марта российские истребители отправили его МиГ-29 в последний полёт. После этого все россказни о «Призраке Киева» окончательно сошли на нет.
24 февраля 2022 года. Сбитый украинский МиГ-29 из состава 40-й бригады тактической авиации упал в киевское водохранилище около Вышгорода. Как видно на фотографии, пилот лейтенант Роман Пасулька успел катапультироваться. Но при приводнении утонул, а его труп обнаружили только спустя два месяца.
lostarmour.info
Ещё одним известным вражеским пилотом, уничтоженным в первые дни СВО, стал капитан Александр Корпан из 299-й бригады – лучший лётчик украинской ударной авиации по итогам 2021 года. Его штурмовик Су-25 разбился 2 марта 2022 года в районе аэродрома Староконстантинов в Хмельницкой области. Есть версия, что штурмовик Корпана подбили на линии фронта, после чего он тянул к ближайшему аэродрому и упал на подлёте к нему.
Несмотря на понесённые потери, украинская боевая авиация продолжала оказывать сопротивление действиям Российских ВКС. По украинским данным, только 11 марта истребители Су-27 и МиГ-29 провели десять воздушных боев, истратили 9 ракет «воздух-воздух». Но с каждым днём активность врага неумолимо снижалась. Это было связано как с серьёзными потерями, так и вынужденным переходом к новой тактике боевых действий.
В это же время российская сторона начинает проявлять необоснованный оптимизм. Дело в том, что практически во всех случаях у нашей стороны не было возможности посетить места падения вражеских стервятников и подтвердить победу фото- или видеоматериалами. Приходилось опираться на доклады лётчиков и данные РЛС. Однако исчезновение с радаров отметки вражеского самолёта, после пуска в него ракеты (часто с расстояния десятков километров), совсем не означало гарантированной победы.
В результате таких докладов число сбитых украинских самолётов начинает расти как на дрожжах. Так, 5 марта 2022 года представитель Минобороны РФ генерал Конашенков заявил, что российские истребители сбили в воздушном бою в районе Житомира сразу 4 украинских Су-27. Однако никаких документальных подтверждений столь серьёзных потерь украинских истребителей в этот день не удалось обнаружить до сих пор.
Когда считать мы стали раны
25 марта 2022 года МО РФ подвело итоги первого месяца СВО. По официальным данным, получалось, что из 152 украинских военных самолетов было уничтожено 112 (73 % от первоначальной численности), из 149 вертолетов – 75 (50 %).
На самом же деле, я полагаю, что в течение указанного периода украинская сторона достоверно потеряла сбитыми в воздушных боях, уничтоженными системой ПВО и «дружеским огнём» 42 самолета: 4 истребителя Су-27, 11 истребителей МиГ-29, 9 бомбардировщиков Су-24М, 12 штурмовиков Су-25 и пару учебно-боевых L-39. Из 55 военно-транспортных самолётов было потеряно не менее четырёх: два Ан-26, один Ил-76 и один Ан-225 «Мрия». Из 132 вертолётов достоверно уничтоженными оказались восемь: один Ми-24 и не менее пяти Ми-8, а ещё пара единиц (Ми-2 и Ми-8) были захвачены на аэродроме в Чернобаевке (Херсонская область).
Все эти вышеназванные потери подтверждены украинской стороной либо выложенными в сеть фото- и видеосвидетельствами. Однако нельзя сбрасывать со счетов, что часть потерь не попала ни в какие сводки по причине того, что самолёты и вертолёты могли быть списаны, разобраны на запчасти, уничтожены на земле или сбиты в воздухе, а их экипажи сумели спастись и не попали в списки «небесных героев».
Но в любом случае, с моей точки зрения, речь может идти лишь о 20–30 машинах, но не о многих десятках и сотнях единиц.
Очень тяжёлыми оказались потери в лётном составе: погибло не менее 42 укрофашистских лётчика, минимум трое попали в плен (позднее были возвращены противнику в рамках обмена военнопленными). Особенно тяжёлые потери понесли 7-я, 299-я и 40-я бригады тактической авиации. Помимо этого, часть крайне необходимых ВВС украинских лётчиков-снайперов и лётчиков первого класса, до начала СВО кричавших на каждом углу, что первыми пойдут в бой, после начала боевых действий тут же сдали назад, объявив, что «слишком ценны», чтобы рисковать собой в боях.
И всё же основной костяк лётного состава врагу удалось сохранить и даже частично восполнить понесённые потери. Дело в том, что сразу после начала СВО в ряды украинских ВВС стали добровольно возвращаться многие пилоты, что ранее массово увольнялись в предвоенный период 2014–2021 гг.
Помимо них, в украинские авиационные бригады потянулись ранее служившие в них и ушедшие в отставку военные пенсионеры. Наконец, на подходе был очередной выпуск лётного «молодняка» из Харьковского национального университета воздушных сил. В бои с российскими ВКС этот небесный «Гитлерюгенд» в те горячие дни бросать не стали, а отправили на доучивание. Весной 2022 года они вернулись на фронт и были распределены по бригадам, хотя толку от этого плохо обученного воинства оказалось мало…
Таким образом, после первой фазы СВО (февраль-март 2022 года) и тяжёлых потерь украинской стороне удалось сохранить в боеспособном состоянии уцелевший в первых сражениях авиапарк , восстановить работу аэродромной сети и наладить быт лётного состава на новых аэродромах базирования.
За вычетом реально понесённых потерь на начало апреля 2022 года в ВВС ВСУ всё ещё имелось до 25–30 истребителей Су-27, не менее 25 истребителей МиГ-29, пять бомбардировщиков Су-24М и 9 разведчиков Су-24МР, 19 штурмовиков Су-25 и до 30–40 военно-транспортных самолётов.
Вертолётный парк также понёс незначительные для своей численности потери, и есть основания полагать, что к указанному сроку в строю все ещё оставались не менее сотни вертолётов Ми-24 и Ми-8. Сохранилась и небольшая по численности военно-морская авиация, так как подтверждённых сведений об её уничтожении не поступало.
Также врагу удалось восстановить ранее дезорганизованную систему ПВО, в результате чего Российские ВКС, практически очистившие небо от украинских стервятников, так и не стали в нём полноправными хозяевами.
Такому положению дел способствовало несколько факторов.
Во-первых, в рамках «жестов доброй воли» Российские войска ушли с ранее освобождённых территорий под Киевом, очистив северные, часть восточных и южных регионов Украины. Российская авиация больше не рисковала появляться в глубоком тылу врага, что дало ему передышку и позволило провести восстановительные мероприятия в относительно спокойной обстановке.
Во-вторых, после начала боевых действий украинская сторона подняла с хранения не менее 10–15 боевых самолётов – бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Это позволило хотя бы частично восполнить понесённые потери.
В-третьих, с весны 2022 года начинаются полуподпольные поставки бандеровской Украине старой советской авиационной техники, запчастей к ней и советских систем ПВО, имеющихся в распоряжении восточноевропейских членов НАТО.
Но более подробно об этом и о действиях украинских ВВС в период 2022–2023 гг. мы поговорим в третьей части статьи…
Свежие комментарии