Не всякая «Лада» – «Калина», и что более интересно – не каждая «Калина» – «Лада». Более того, очень хочется надеяться на то, что суть аббревиатур «ВАЗ» и «ОСК» тоже различаются, причём кардинально. И в плане подхода, и в плане результата. А все совпадения – не более чем неграмотная работа маркетологов, не умеющих придумать новое и свежее название.
Но – по порядку.
У объединения «АвтоВАЗ» с «Ладами» в целом и «Калинами» в частности всё более-менее прилично. Они есть. Выпускаются, покупаются, а вопрос соответствия мировым стандартам – это сейчас не наша тема.
Нас же интересуют «Лады» и «Калины» от корпорации ОСК, то есть Объединенной судостроительной корпорации, которая по размаху и могуществу далеко превышает ВАЗ. Но с новой «Калиной» у ОСК пока не всё так радужно, и существует она только в макетах.
Что же касается наших дизель-электрических подводных лодок, которые должны прийти на смену когда-то великолепным, но на сегодняшний день устаревшим «Варшавянкам» – вот тут всё несколько сложнее.
«Варшавянка», которую тогда потенциальные противники прозвали «Чёрной дырой», в своё время была просто прорывным кораблём. В 80-е годы прошлого века. Сегодня это просто очень хороший корабль. Учитывая наличие в ряде стран более современных подводных лодок – расклад не самый лучший, особенно на Балтике.
Но ещё в 90-е годы прошлого века наше командование задумалось над тем, что вместо «Варшавянки» надо строить что-то более новое. Так в разработку пошёл проект «Лада», лодка вроде бы 4-го поколения, призванная заменить «Варшавянку».
Чем четвёртое поколение отличается от третьего?
Основное отличие – ВНЭУ, воздухонезависимая энергетическая установка. Именно благодаря ей лодка не должна всплывать каждые 2-3 суток для зарядки аккумуляторов, что весьма положительно сказывается на скрытности лодки. Риск обнаружения именно в надводном положении при зарядке аккумуляторов – основная проблема современных ДЭПЛ, так что ВНЭУ, которая позволяет находиться под водой без всплытия до 25-28 дней – это весьма существенный плюс к боевым возможностям лодки.
Подводные лодки следующего поколения сегодня производит не одна страна. Такие субмарины есть на вооружении Бразилии, Германии, Швеции, Франции, Японии, Испании. Недавно проходила информация о том, что работоспособную анаэробную установку спроектировали даже в Северной Корее.
России в этом списке нет.
Вообще в мире существуют четыре вида ВНЭУ: двигатели с внешним подводом тепла (Стирлинга), дизели замкнутого цикла, паротурбинные установки замкнутого цикла, энергетические установки с электрохимическими генераторами.
Для использования в энергетических установках подводных лодок рассматриваются два варианта: двигатель Стирлинга и электрохимический генератор.
Шведы используют в своих лодках ВНЭУ на базе двигателя Стирлинга, немцы предпочли ЭХГ. Наше КБ «Рубин» начало работу в направлении ЭХГ. Лодку и установку начали планировать одновременно.
Лодкой (ожидаемо и целесообразно) занялся автор «Варшавянки» Юрий Кормилицын. И лодку он, вполне ожидаемо, разработал.
А вот с ВНЭУ начались проблемы. Разработка стала откровенно буксовать. Это было заметно по многочисленным рапортам о том, насколько далеко наши разработчики продвинулись в работе, и какой многообещающей является разработка.
А ВНЭУ так и не появилась.
Закономерным результатом стала достройка головной лодки проекта 677 без ВНЭУ… спустя «всего» 13 лет с момента закладки. И в итоге Б-585 «Санкт-Петербург» являет собой откровенное «не пойми что». Лодку передали на Северный флот, где с ней вроде бы проводят различные испытания.
Бывший теперь главком ВМФ России Владимир Высоцкий подписал лодкам серии приговор (а заодно и отставку самому себе), отозвавшись очень резко как о первой лодке проекта 677, так и обо всём проекте в целом:
Заявленные технические характеристики подводных лодок проекта 677 не подтверждаются на испытаниях головной подлодки «Санкт-Петербург». В существующем виде «Лада» ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые «мозги» с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у неё такие же.
Можно согласиться с тем, что «Лада» – это следующий шаг по сравнению с «Варшавянкой». Лодка меньше, тише, на ней применили огромное количество новых разработок радиоэлектронного оборудования, новая гидроакустическая система, новые антенны, новая навигационная система.
Снаружи корпус покрыт многослойным прорезиненным покрытием «Молния» толщиной четыре сантиметра, что делает лодку ещё более малослышимой.
«Лада» меньше «Варшавянки» на треть в размерах, экипаж уменьшен с 56 до 35 человек за счёт автоматизации, а набор вооружений был сохранён на уровне «Варшавянки», до 18 крылатых ракет «Калибр», ПКР «Оникс» или торпед калибра 533 миллиметра, запускаемых из торпедных аппаратов.
И вишенка на торте – скорость в 22 узла под водой. Великолепный показатель.
Увы… но ничего этого не было. Достоинства, новшества – всё было перечёркнуто сырой и неудачной энергетической установкой.
Мало того, что ВНЭУ так и не получилась, так ещё и подводная лодка с обычной энергоустановкой тоже не показала ничего примечательного. Ходовые электродвигатели потребляли избыточную мощность, разряжая аккумуляторы. Соответственно, лодка должна была чаще всплывать, чтобы заряжать их.
Можно было понять Высоцкого. Миллиарды рублей и более десяти лет впустую…
А ведь над проблемой ВНЭУ работали не только в «Рубине». Ещё с советских времен в инициативном порядке работало КБ «Малахит» из Ленинграда/Санкт-Петербурга. Там в качестве основы для проекта выбрали принцип газотурбинной установки замкнутого типа, где температура рабочего тела – воздуха, повышается в нагревателе с внешним подводом тепла. И где отсутствует традиционная камера сгорания. Но при этом тепло для работы турбины образуется за счёт сжигания жидкого кислорода.
Отчёты «Малахита» из года в год столь же оптимистичны, как и у «Рубина». Но установки на выходе как не было, так и нет. Требовать результатов от «Малахита» не очень корректно, поскольку все работы идут в инициативном порядке, то есть за свой счет.
Но сколько уже денег было потрачено на ВНЭУ? Не мудрено, что эта аббревиатура вызывает у многих в Минобороны и Правительстве (в области управления финансами) не самые приятные мысли. И это вполне оправдано, поскольку речь идёт о миллиардах рублей.
В «Малахите» заканчивают работы по оснащению малой лодки П-450Б водоизмещением 1400 тонн ВНЭУ собственной разработки. Но эта экспериментальная установка не сможет обеспечить даже такой откровенно небольшой лодке скорости больше чем 10 узлов.
Оптимистично? Да. Потому что за малой работоспособной установкой вполне стоит ожидать большой, способной разогнать лодку водоизмещением 3 000 тонн до требуемых скоростей.
В КБ «Рубин» тоже вроде бы не сидят сложа руки. После того как в 2010 году недоделанную «Ладу» отправили в ссылку на Северный флот, работы по созданию ВНЭУ продолжились.
В середине прошлого десятилетия дело даже дошло до испытаний опытного образца на береговом стенде. Тогда были сделаны соответствующие заявления, что береговых испытательных стендов хватит для испытаний – лодку строить не придётся. Экономия…
Однако испытания показали, что нужную мощность установка так и не выдает. Работа на стендах шла, пробовались разные режимы настроек. Но это ни к чему не привело, и Минобороны в 2017 году окончательно разочаровалось. То есть – прекратило финансирование работ.
Можно за это осуждать наше военное ведомство? Думаю, нет. Тратить огромные суммы на весьма сомнительный результат – это не совсем то, для чего оно создано.
Не так давно, в начале осени, глава ОСК Алексей Рахманов, человек, который вообще известен своим, скажем так, очень оптимистичным видением происходящего, сообщил, что работы по созданию неатомной подводной лодки пятого поколения «Калина» идут полным ходом.
«Полным ходом» – это значит, что во второй половине десятилетия ориентировочно планируется закладка субмарины проекта 777А. То есть – «Калины». При этом лодка будет построена по доработанному проекту и будет малотоннажной.
Но здесь и возникают вопросы к Рахманову.
Глава ОСК заявил, что «работы идут в инициативном порядке». Это понятно: в бюджете Минобороны больше нет денег на бесперспективные разработки и эксперименты. Но простите, ведь именно наличие ВНЭУ на борту лодки делает её лодкой следующего поколения.
Нет установки – нет и лодки четвёртого поколения. Просто взять и назвать… Странный пиар-ход. Очень странный. Если в ОСК считают, что если просто возвести лодку в следующее поколение, то это устрашит противников или увеличит её боеспособность…
Да, действительно, стратегия в стиле «АвтоВАЗа».
Но почему вдруг «Калина» так похудела? Был проект лодки примерно с теми же параметрами, что и «Варшавянка», с таким же вооружением, и вдруг – малотоннажная субмарина?
Вообще, если судить по уверенному тону Рахманова, ВНЭУ на «Калине» всё же появится. Но это будет «другая» ВНЭУ, «малахитовая». Небольшая, рассчитанная на малотоннажную лодку в 1400 тонн. Если так – тогда да, у господина генерального есть повод для того, чтобы говорить о достижениях ОСК.
Но вот это всё равно как хотеть купить «Калину», а тебе настойчиво предлагают «Оку» …
На «Рубин», очевидно, надежды больше нет. «Рубиновцы» окончательно запутались в физических процессах и не могут сделать из своей установки хоть что-то вменяемое. Их электрохимический генератор – вещь очень непростая.
Да, водород из солярки генератор вырабатывает. Этот процесс называется риформинг. Тут всё хорошо, тут всё красиво. Некрасиво с огромным объёмом теплоты, которая выделяется при риформинге. Её куда-то надо девать, как-то утилизировать что ли… И с этим в «Рубине» точно пока не справились.
И вот у нас всплывает «Калина». Лодка сразу пятого поколения, которую чуть ли не начнут строить через 8-10 лет.
Ситуация более чем странная.
Странная в первую очередь тем, что этот перескок от лодки третьего поколения сразу к пятому не совсем ясен и понятен. Для начала вообще хотелось бы понять, в чём отличие этого пятого поколения от всех остальных.
И тут просто красота. Характеристики «Калины» не раскрываются. Понятно, что с одной стороны по соображениям секретности, с другой – возможно, что их ещё не знают и те, кто должен был бы раскрыть.
Но если говорить о всём остальном мире, то ни у кого пока нет сформировавшегося понимания на тему того, какими должны быть лодки следующего поколения.
Вот тут у нас, конечно, всё не как у всех. Никто ещё не знает, какими должны быть эти лодки, а мы уже строить их собираемся.
Некоторые «эксперты» начали не так давно пускать пузыри на тему того, что «лодки пятого поколения должны быть участниками сетецентрических войн», и всё в таком духе. Надеюсь, причём очень сильно, что сия чаша нас минует. Просто потому, что у нас (да и не только у нас – ни у кого пока) нет такой аппаратуры, которая смогла бы полноценно обеспечить цифровую связь с подводной лодкой в погружённом состоянии.
Других соображений насчёт пятого поколения пока нет.
Так что, пожалуй, стоит согласиться с теми, кто говорит, что «Калина» – это никакое не пятое поколение, а обычная лодка четвёртого поколения (если будет всё-таки ВНЭУ). Не будет ВНЭУ – третьего.
Но когда очень хочется пустить пыль в глаза, тогда можно всё. Можно назвать лодку третьего поколения пятым. Пусть враг себе голову ломает, что мы туда напихали, правда? Можно (и нужно!) снять ролик, как такая малотоннажная лодка очень тихо и незаметно подходит к вражеским берегам и выпускает смертоносные «Калибры»…
Ролики – это сейчас в тренде. «Буревестники», «Посейдоны», подводные лодки пятого поколения…
Лодка четвёртого поколения, то есть «Лада», у нас не получилась от слова «совсем». Отсюда следующая лодка, пусть не «Лада», а сразу «Калина», просто не имела права называться лодкой четвертого поколения. Ну надо было что-то такое, новое и свежее, придумать.
Главное – не «Приора», уже хорошо. Но очень хотелось бы, чтобы лодка была, и была тихой, комфортной и смертоносной. Ну очень у нас некрасиво выглядит дело с дизель-электрическими подлодками.
Может, как Путин предложил с космосом – взявшись за ум?
- Автор:
- Роман Скоморохов
Свежие комментарии