На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Lana_Borei Иванова
    Как надоели эти педикулезные бороды! Хоть у кого! Жду не дождусь, когда пройдёт эта мода.Звериная ярость: ...
  • Liudmila Kosteley (Моисеева)
    Вешать не надо. Надо ВСЕХ ВЫГНАТЬ и тех, кто их запустил, а ДИАСПОРЫ РАЗОГНАТЬ! Что это такое?! "ДИАСПОРЫ!", чтобы св...Звериная ярость: ...
  • vitaly yanushkevich
    По закону военного времени- стрелять на месте, даже без тройки, как было во время ВОВ.РУССКИХ УБИВАЮТ З...

Кто расплачивается за либерализацию экономики Белоруссии?

Анастасия Полозкова

Хроника

Всевозможные льготы для разного уровня бизнеса, ставка на IT-отрасль как элементы либерализации белорусской экономики неотделимы от сокращения государственной поддержки населения. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто наблюдать за экономическими и социальными событиями, проходящими на фоне реализации либеральных мер.

И тут чем дальше, тем очевиднее вырисовывается картина пресловутого «раскрепощения бизнеса» по-белорусски: чиновники уже не так и уверены в том, что обеспечение роста уровня средней зарплаты необходимо, а для вывода населения из «теневой» экономики используется всё больше рычагов давления, зато основной упор официальный Минск любой ценой делает на развитие бизнеса. Любой ценой — это за счет народа.

«Тунеядцам» жить станет тяжелее

Так, 24 апреля 2018 года на сайте правительства Белоруссии наконец появилось постановление №315 совета министров республики, которого ждали долго, но без энтузиазма. В этом документе прописан порядок оплаты услуг, которые предоставляются «тунеядцам» по 100-процентным тарифам. Слово «тунеядцы», конечно, не употребляется, чиновники используют куда более нейтральную формулировку: «трудоспособные граждане, которые официально не заняты в экономике». А саму такую меру заявляют как стимулирование официального трудоустройства граждан.

Простимулировать выход населения из «тени», куда, как правило, идут из-за возможности заработать побольше, должна оплата горячего водоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения по полной стоимости. Причем само постановление вступает в силу с начала 2019 года, но пункты об оплате услуг теплоснабжения и газоснабжения будут действовать с 1 октября 2019 года.

Здесь стоит напомнить, что оплата трудоспособными, но нигде официально не работающими гражданами ряда услуг ЖКХ по полным тарифам — это одна из мер по реализации декрета №1 «О содействии занятости». Он пришёл на смену декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества», против которого несколько лет назад в Белоруссии проходили массовые акции протеста. Поэтому декрет №1 в народе и в СМИ получил название «концептуально иной» декрет «о тунеядцах».

Дальше — больше. Согласно данным портала коммунальной грамотности населения, в Белоруссии за первые три месяца 2018 года задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги увеличилась на 15,4% и составила в общей сложности 154,9 млн рублей. В 2017 году задолженность населения за услуги ЖКХ составляла 119,2 млн рублей. Как отмечается на портале, предприятия для осуществления своей деятельности, оплаты энергоресурсов, труда работников и покрытия других текущих расходов вынуждены брать кредиты, их сумма за первый квартал составила 77,2 млн рублей, а сумма начисленных процентов — 1,2 млн рублей, дебиторская задолженность юридических лиц — 696 млн рублей.

Показания расходятся

В марте 2018 года рост экономики Белоруссии замедлился, что сами чиновники назвали тревожной тенденций. По словам министра экономики Владимира Зиновского, рост обеспечивался по большей части за счет благоприятной внешней конъюнктуры, а рост доходов происходит за счет внутреннего спроса. Поэтому, как заявил 28 апреля на заседании совета министров глава экономического ведомства, в долгосрочной перспективе ставка должна быть сделана на другие источники роста экономики, в частности речь шла о необходимости увеличения производства новой, качественной продукции. По словам министра экономики, решить задачу, которую поставил президент, по росту ВВП к концу следующей пятилетки не менее чем до $100 млрд можно за счет новых отраслей экономики и развитию IT.

«На традиционных видах экономической деятельности вряд ли нам удастся это сделать. Поэтому привлечение прямых иностранных инвестиций, а не долгов, приведет к развитию новых отраслей. Информационные технологии должны внедряться в действующие и новые отрасли», — сказал Зиновский.

Казалось бы, всё звучит логично и верно. Однако уже 6 апреля в интервью телеканалу ОНТ Владимир Зиновский, как бы дополняя свой ответ про развитие экономики в ближайшие годы, говорит, что повышение уровня средней заработной платы до 1000 белорусских рублей — это уже не первостепенная задача, для начала чиновники ждут от населения повышения производительности труда.

«Безусловно, зарплату, пенсии надо повышать. До 1000 рублей средней зарплаты в целом и не менее 800 рублей в бюджетной сфере. Но надо понимать, что модернизированные предприятия должны выплатить долги, которые были взяты… То есть сокращение внешних долгов и повышение зарплаты — это то, куда уйдут дополнительные средства», — признался министр.

Что не так? Во-первых, напомним, что Александр Лукашенко поставил перед чиновниками задачу по повышению уровня средней заработной платы населения еще в начале 2017 года. В течение всего года ответственные лица не менее ответственно заявляли, что задачу вот-вот удастся решить, но долгожданной тысячи рублей граждане так и не дождались. Более того, к концу года чиновники пытались решить эту проблему только на бумаге.

Во-вторых, заявление Зиновского противоречит словам президента Белоруссии по поводу роста заработных плат. Так, Лукашенко в марте на отчете правительства говорил, что обеспечивать рост уровня средней зарплаты надо не за счет «выдавливания с предприятий» в конце года, а за счет проводимых мер в течение всего года.

«Хочу губернаторов предупредить, не только премьер-министра, — смотрите, нарветесь. Наверное, слишком хорошо вы живете и слишком далеко оторвались от людей… Поэтому напрягайтесь, экономьте на чем хотите, но зарплату людям платите. Я предупредил», — говорил Лукашенко.

Причем он делает упор на том, что рост уровня средней заработной платы должен происходить одновременно с ростом производительности труда. Позднее, 4 мая, на совещании правительства Лукашенко в очередной раз повторил установку на повышение заработных плат, чтобы «перестать держать народ в черном теле».

Перекосы

Между тем всесторонняя поддержка властями IT-сферы в рамках либерализации экономики Белоруссии ведет к серьезным перекосам. По данным Белстата, к 1 апреля 2018 года самыми высокооплачиваемыми в республике сферами остаются IT (5092,5 рубля) и пассажирский воздушный транспорт (2265 рубля). Высокие технологии приросли в марте наиболее заметно — почти на полторы тысячи белорусских рублей ($740). Тем временем работники культуры получают в среднем по 524,4 рубля (прирост — 30,1 рубля), а социальные работники — 536,3 рубля (прирост — 27,6 рубля).

Что же касается бизнеса, то, как обещают, жить ему станет легче со следующего года. Пока сотрудники государственного контроля перешли на выборочные проверки. Как заявил глава комитета госконтроля Леонид Анфимов в эфире телеканала «Беларусь 1», сейчас плановые инспекции бизнеса не проводят. С 2019 года на предприятие с проверкой контролеры будут приходить только в том случае, если есть риск нарушения законов. Это, например, невыплаты заработных плат в течение двух месяцев или ситуация, связанная с обеспечением безопасности граждан и угрозой для жизни населения в республике. Правда, последняя формулировка создаёт и немало лазеек, поэтому станет ли бизнесу легче дышать на самом деле, большой вопрос.

И пока Белоруссия движется по «правильной» схеме либерализации экономики, западные финансовые организации продолжают поддерживать этот процесс всеми силами. Европейский банк реконструкции и развития в своем докладе об экономических перспективах региона в 2018 году вновь улучшает прогноз: рост экономики на 3% в этом году (на 1% больше, чем в предыдущем прогнозе) и на столько же в 2019 году. Что касается МВФ, то здесь вопрос с предоставлением очередного кредита Белоруссии остается открытым, но в июле этого года Минск в очередной раз ожидает приезда миссии Международного валютного фонда. Не говоря уже о том, что стороны и так активно взаимодействуют по части технической поддержки и мониторинга экономической ситуации.

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх