Турция до С-400
Приобретение Турцией российских ЗРК С-400 в свое время стало причиной не только ухудшения отношений Анкары с США, но и изменения самой системы ПВО страны.
До того, как Турция приобрела С-400, ее система противовоздушной обороны была нацелена на интеграцию в общую систему ПВО стран – участниц Североатлантического альянса. Именно поэтому военное руководство НАТО рекомендовало турецкому президенту закупить те зенитные ракетные комплексы, которые можно было бы интегрировать в единую систему альянса. Но Реджеп Эрдоган, проявив чрезмерную самостоятельность, в итоге остановил свой выбор на С-400.
Вместе, но отдельно
В то же время, министр обороны Турции Хулуси Акар заявил в октябре 2020 года, что покупка С-400 не означает размежевания Турции с Североатлантическим альянсом. В общую систему противовоздушной обороны НАТО не будут интегрированы лишь российские ЗРК. Их, судя по всему, Турция собирается использовать отдельно, поскольку технически это вполне возможно. В середине октября 2020 года С-400 были впервые проверены на масштабных учениях на черноморском побережье страны.
Но помимо С-400, на вооружении противовоздушной обороны Турции находятся и другие зенитные ракетные комплексы как западного, так и турецкого производства. В настоящее время система ПВО Турции организована следующим образом: в организационном отношении она входит в состав Военно-воздушных сил Турции, а командование осуществляет командующий ВВС через управление противовоздушной обороны.
В Диярбакыре и Эскишехире находятся два центра воздушных операций, осуществляющие координацию действий сил и средств турецкой противовоздушной обороны. Оба центра интегрированы в единую автоматизированную систему управления военно-воздушными силами и противовоздушной обороной НАТО в Европе.
Воздушное пространство Турции контролируется сетью наземных стационарных и мобильных радиолокационных станций, оснащенных турецкими РЛС «Калкан», РЛС MPQ-64 «Сентинел» и TRS-22xx, DR-171/172 (MPDR-90). Основу средств поражения ПВО составляют зенитные ракетные комплексы большой дальности, обеспечивающие прикрытие стратегически важных объектов вооруженных сил, государственного управления и промышленности.
На вооружении турецкой армии находятся 3PK MIM-14 «Найк-Геркулес», ЗРК «Хок». Кроме того, в состав ПВО входят ЗРК ближней дальности, включая ЗРК «Рапира» и ЗРК «Зыпкын». ЗРК «Атилган» были замечены в сирийском Идлибе: этот комплекс хоть и уступает новейшим российским и западным разработкам, но позволяет сбивать вертолеты и самолеты, находящиеся на вооружении армий соседних с Турцией государств, включая ту же Сирию.
Не стоит забывать и о новой системе противовоздушной обороны турецкого производства Hisar, включающей зенитные ракетные комплексы средней дальности HİSAR-O и малой дальности Hisar-A. Они были разработаны в рамках реализации программы «Turkish Low Altitude Air Defence Missile Systems» с целью обеспечить Турцию зенитными ракетными комплексами средней и малой дальности собственного производства, способными прикрыть от воздушных ударов важные стратегические объекты страны, включая порты и военные базы.
Развязанные руки
Приобретение ЗРК С-400 действительно позволило Турции принципиально улучшить свою систему противовоздушной обороны. Фактически Анкара теперь имеет, во-первых, прежнюю систему противовоздушной обороны, интегрированную в систему ПВО НАТО, а во-вторых, – отдельные, автономно действующие средства противовоздушной обороны в виде С-400, в систему НАТО не интегрированные.
Такая дифференциация средств противовоздушной обороны позволяет Турции проявлять большую самостоятельность в разнообразных конфликтах, которые, судя по всему, страна собирается вести в обозримом будущем и на Ближнем Востоке, и в Северной Африке, и, не исключено, что в Восточной Европе. Наличие компонентов, не связанных с общей системой ПВО НАТО, развязывает Анкаре руки даже в том случае, если руководство Североатлантического альянса будет настроено против участия страны в том или ином конфликте.
- Автор:
- Илья Полонский
Свежие комментарии