С Международным женским днем хочется поздравить и тех женщин, кому мы обязаны жизнью, но на земле им нельзя подарить цветы. Можно лишь принести букетики к памятнику. Одна из таких женщин — Герой Советского Союза Галина Константиновна Петрова. В сентябре этого года ей исполнилось бы 100 лет, но судьба отмерила ей лишь 23 года.
Ее короткая, но яркая жизнь тесно связана с морем. Родилась Галя 9 сентября 1920 года в семье моряка. Значительная часть ее детства прошла в Новороссийске, где в 1937 году она с отличием окончила школу №1. Затем девушка вышла замуж за Анатолия Железнова, который вскоре был призван на советско-финскую войну, а после — участвовал в обороне Ленинграда…
Конечно, тогда молодая семья еще не знала о грядущих испытаниях. Была полная надежд юность, рождение сына, мечты о будущем… В 1940 году Галина поехала учиться в Новочеркасск, где поступила в инженерно-мелиоративный институт на лесохозяйственный факультет. Маленький сынишка Костя остался с бабушкой, Антониной Никитичной, в Новороссийске.
Война перечеркнула планы
Отучиться в институте будущая героиня успела лишь один год — грянула Великая Отечественная война. В июле 1941 г. Галина поехала в Новороссийск, к матери и сыну. Как и миллионы советских девчат, она желала попасть на фронт, обивала пороги военкомата. Молодую мать не хотели отправлять на войну, ссылаясь на то, что у нее нет полезных для фронта навыков. Тогда Г. Петрова поехала учиться в фельдшерскую школу в Краснодар.
После окончания курсов Галину направили в госпиталь Новороссийска (по другим данным, в 43-й военно-морской госпиталь в Геленджике). Тяжелого, напряженного, почти круглосуточного труда молодой женщине было недостаточно — она всей душой стремилась на передовую. Особенно после того как в 1942 году получила трагическую весть о гибели мужа Анатолия. Да еще и враг рвался к Новороссийску.
Тогда ее перевели в батальон морской пехоты. Галина показала себя самоотверженной медсестрой и надежным товарищем. Когда осенью 1943 года начали готовить высадку десанта на Керченский полуостров, она удостоилась чести быть избранной в число участников предстоящей операции, важной и опасной.
Тренировки проходили на Таманском полуострове вблизи крепости Фанагория. Там сделали макет, на котором бойцы отрабатывали штурм позиций врага в поселке Эльтиген.
Участник Керченско-Эльтигенской десантной операции В.Ф. Гладков писал в своей книге воспоминаний:
«У главстаршины санинструктора Галины Петровой были золотистые волосы, выбивавшиеся из-под потрепанной ушанки, и чудесные голубые глаза. Она была среднего роста, в полном расцвете своей милой юности — немногим старше двадцати лет. Даже голодный паек не смог погасить молодого румянца. Держалась в матросской среде, как между братьев, с простотой и достоинством любимой сестры».
Гладков поведал о том, как командующий фронтом генерал армии И.Е. Петров встретился в ходе учений со своей однофамилицей и поинтересовался, не родственники ли они. Между ними состоялся такой диалог:
— Я люблю историю и морской флот.
— Чем же вас флот прельстил?
— Люди на море смелые, бесстрашные. Моя мечта — попасть к морякам-десантникам... Правда, товарищ командующий, это моя самая большая сейчас мечта.
— Боевая девушка, как я погляжу.
— Нет, хочу быть боевой, если бы вы знали, как хочу этого!
— Чем же вас флот прельстил?
— Люди на море смелые, бесстрашные. Моя мечта — попасть к морякам-десантникам... Правда, товарищ командующий, это моя самая большая сейчас мечта.
— Боевая девушка, как я погляжу.
— Нет, хочу быть боевой, если бы вы знали, как хочу этого!
«Огненная земля»
Эльтиген в то время был небольшой рыбачьей деревней близ Керчи. Позже переименован в Героевское, в народе поселок называли Героевкой, но и прежнее название по-прежнему было на слуху.
Места, где довелось воевать Галине Петровой, были созданы природой для человеческих радостей, исцеления, наслаждения красотой, но в те годы там рвались снаряды, лилась кровь и царило огромное человеческое горе.
Как потом напишет поэтесса Юлия Друнина, участница Великой Отечественной войны:
Задрав свои «техасы» до колен,
На кромке пляжа девочки хохочут.
Но вижу я курортной этой ночью
Здесь «Огненную землю» — Эльтиген.
На кромке пляжа девочки хохочут.
Но вижу я курортной этой ночью
Здесь «Огненную землю» — Эльтиген.
Это стихотворение посвящено фронтовой медсестре. И хотя точной информации нет, но не исключено, что именно ей — Галине Петровой.
…Из компасов погибших катеров
Сливает спирт девчушка из санбата,
Хоть раненым теперь он ни к чему,
Хоть в этот час им ничего не надо.
В плену бинтов, в земляночную тьму
Они глядят настороженным взглядом…
Сливает спирт девчушка из санбата,
Хоть раненым теперь он ни к чему,
Хоть в этот час им ничего не надо.
В плену бинтов, в земляночную тьму
Они глядят настороженным взглядом…
В ночь на 1 ноября 1943 года людям было точно не до любования красотами этой чудесной земли. Море отчаянно штормило, с керченских берегов велся вражеский огонь. Морские пехотинцы шли на кораблях к месту высадки десанта. Позиции фашистов были очень хорошо укреплены.
Первым на берег «Огненной земли» высадился батальон майора Белякова, в составе которого была Галина. На пути десанта возникло препятствие: колючая проволока, а за ней — минное поле. Кто-то крикнул: «Саперов сюда!», но промедление грозило срывом операции. И тогда санинструктор Петрова приняла решение. Преодолев проволочное заграждение, она крикнула: «За мной! Здесь нет мин!»
Было ли это ложное минное поле или же бойцам повезло, но препятствие было преодолено. Воистину, что оставалось делать мужчинам, когда женщина позвала их вперед?
Во всех последующих сражениях Галина проявляла невиданное мужество, спасая раненых, оказывая им помощь под шквальным огнем противника. Ее назвали Товарищ Жизнь, считали гордостью батальона. В первом же бою в Эльтигене она спасла более двадцати воинов.
Петрова была представлена к званию Героя Советского Союза. 17 ноября 1943 года она была его удостоена. А узнала ли она о заслуженной награде? Неизвестно... Данные о дате гибели героини разнятся — в одних источниках сказано, что ее не стало 8 ноября, в других — 8 декабря.
Самая распространенная версия такова: Галина получила осколочные ранения 2 ноября, когда перебегала от одного раненого солдата к другому. Были серьезно повреждены обе ноги. Раненую направили в госпиталь, под который приспособили школу поселка.
Чтобы подбодрить боевого товарища, соратники говорили, что ее представили к награде и она вскоре поедет в Москву. А Галина мечтала увидеться с сыном и с матерью. Кстати, она до последнего дня имела при себе маленькую частицу родного дома — пронесенную сквозь все бои игрушку своего ребенка.
8 ноября в здание школы попал фашистский снаряд. Пациенты импровизированного госпиталя, включая Галину Петрову, погибли. В Википедии, однако, указана другая дата смерти — 8 декабря.
Так или иначе, но отважная медсестра, отдавшая жизнь за освобождение Родины, была похоронена там, под Керчью, в поселке, прозванном «Огненной землей».
Ее именем названы улицы в Николаеве, Севастополе, Туапсе, Новочеркасске, Новороссийске и, конечно же, в Керчи. Ей установлены памятники в южных городах. О ней написаны книги — «Девушка с Огненной земли» (Ю. Евдокимов, 1958 г.) и «Галина Петрова — гордость Черноморского флота» (А.Н. Задырко и Г.Г. Задырко, издана в Николаеве в 2010 году). К сожалению, этих книг нет в открытом доступе.
Кроме того, героическая медсестра была навечно зачислена в списки 386-го отдельного батальона морской пехоты Краснознаменного Черноморского флота. Она стала первой женщиной на флоте, удостоенной Золотой звезды Героя.
…Улица Галины Петровой в центре Туапсе — одна из самых оживленных. Сейчас на ней блестят витрины дорогих магазинов, ведется бойкая торговля, бабушки продают к празднику букетики мимоз и тюльпанов. А на одном из домов висит едва приметная мемориальная доска с портретом той, в честь кого названа улица. На сером камне написано, что Галина Петрова была участницей обороны и этого южного города (подробностей об этом найти не удалось).
- Автор:
- Елена Громова
- Использованы фотографии:
- kbmk.kirov.ru, 2gis.com
Свежие комментарии