На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • ГОРОДНИЧИЙ РЖЕВСКИЙ
    Ну так встань с дивана и покажи как надо! Или?"Барыга, вор, тыл...
  • ИгорьОвчаренко
    Опять поболтают и пальчиком помашут .На этом всё и кончится."Барыга, вор, тыл...
  • Ксюша Кирьязис
    Узбекистан отдал азерам Червакское водохранилище на 50 лет в аренду. И это при том, что оно является источником питье...Азербайджанская э...

Немецкая доктрина «Realpolitik» и ее роль в объединении Германии

Немецкая доктрина «Realpolitik» и ее роль в объединении Германии

Термин «Realpolitik» или «Реальная политика» был впервые введен в широкий обиход немецким писателем и политиком Людвигом фон Рохау в его книге, опубликованной в 1853 году. Он, в первую очередь, использовался для описания дипломатического подхода немецко-австрийского политика и государственного деятеля Клеменса фон Меттерниха, считавшегося выдающимся дипломатом своего времени.


Впоследствии он вошел в историю мировой политики в качестве характеристики внутри- и внешнеполитического курса рейхсканцлера Германской империи Отто фон Бисмарка, посредством которого удалось осуществить объединение Германии в одноименную империю в 1871 г. по малогерманскому пути, т. е. с доминирующей ролью Пруссии [3].

Доктор философии Адам Хамфрис определяет «Realpolitik» как «подход к внешней политике, который ставит во главу угла сохранение государства, продвижение национальных интересов и использование силы в качестве основного инструмента для достижения этих целей. Исторически она ассоциируется с такими лидерами, как Ришелье, Бисмарк и Киссинджер» [1].

«Realpolitik» требует, чтобы национальные интересы были приоритетными по отношению ко всем остальным целям и ценностям, по этой причине иногда ее считают аморальной и безнравственной (историк Джон Бью отмечает, что она «руководствуется силой и материальными соображениями, а не идеологическими или моральными принципами»). Однако «реальная политика» полностью не отделена от этических соображений, поскольку, следуя ей, внешняя политика должна проводиться в контексте, предусмотренном установленными конвенциями эпохи. Именно эти правила и конвенции определяют реакцию других государств и влияют на то, как можно наиболее эффективно продвигать национальные интересы [1].


Проще говоря, реальная политика – это взгляд на политическую реальность и тип политической стратегии или дипломатии, который отвергает идеалистические и моралистические подходы к политике, излишние дипломатические усилия и общественные настроения и вместо этого сосредотачивается на продвижении национальных интересов [4].

Вопрос происхождения термина «Realpolitik» и вопрос о том, как Отто фон Бисмарк использовал принципы «реальной политики» для объединения Германии, и рассмотрим в данном материале.

Возникновение термина Realpolitik


«Основы реальной политики в применении к государственному устройству Германии» – так называлась книга, опубликованная в Штутгарте в 1853 году Людвигом Августом фон Рохау, известным либеральным публицистом и юристом из Вольфенбюттеля. Рохау участвовал в нападении на франкфуртскую гауптвахту (Хауптвахте) в 1833 году (часть Франкфуртского покушения, попытки революционного переворота в Германии), после чего был приговорен к пожизненному заключению и бежал во Францию. Он вернулся в Германию в 1848 году, чтобы продолжить карьеру публициста, поддерживающего умеренный либерализм [2].

Хотя доподлинно неизвестно, придумал ли Рохау термин Realpolitik («реальная политика») или он откуда-то его позаимствовал, однако именно благодаря ему он получил широкое распространение.

«Править — значит осуществлять власть, а власть может осуществлять только тот, кто ею обладает. Неразрывная связь между властью и правлением — фундаментальная истина, лежащая в основе любой политики, и ключ к пониманию истории»,

— писал Рохау. В этих двух предложениях заключена суть немецкой либеральной самокритики Рохау, написанной с целью извлечь политические уроки из провала революции 1848 года [2].

Хотя автор считает, что немецкие либералы обладали четким пониманием внутренних реформ, необходимых в отдельных немецких государствах, они не смогли сформулировать единое видение своего самого важного требования – объединения Германии. Когда дело дошло до противоречия между имперскими интересами Австрии и национальными интересами Германии, либералы пребывали в иллюзиях. Они оказались неспособны осознать необходимость противопоставления австрийской и прусской политики [2].

Соответственно, реальная политика означала прежде всего признание интересов германских государств, а также интересов немецкой нации. В этом тексте Рохау воздержался от прямого указания на то, что обязательно следовало из его предыдущих заявлений по германскому вопросу, а именно указаний на то, что Австрия никак не могла послужить делу объединения Германии, поскольку её интересы были несовместимы с интересами объединенной Германии [2].

Тем не менее Людвиг фон Рохау считал, что только Пруссия подходит для руководства Германией, в том числе по той причине, что Пруссия была конституционным государством, а Австрия – нет. Он, несомненно, не питал особых иллюзий относительно слабостей, присущих немецкому и прусскому конституционализму. Стабильность конституционного порядка, утверждал он, зависит от «степени снисходительности сверху». Тем не менее конституционализм стал «политической школой Германии» [2].

Следует отметить, что Рохау не ставил своей целью вывести политику «кто сильнее, тот и прав» из своего представления о «реальной политике». За Realpolitik Рохау стояло твердое убеждение в том, что идеи имеют политическое значение только тогда, когда отвечают интересам государственной власти в современных условиях [5].

Концепция реальной политики, впервые сформулированная Рохау, вскоре стала ассоциироваться с государственным искусством таких государственных деятелей, как Отто фон Бисмарк, которому многие историки приписывают то, что он использовал ее для объединения Германии.

«Реальная политика» Бисмарка и объединение Германии



В своей книге «Бисмарк» (Crankshaw E. Bismarck, 2011) Эдвард Крэнкшоу утверждает, что самым выдающимся немецким сторонником «реальной политики» был канцлер Отто фон Бисмарк. Действительно, Бисмарк, первый премьер-министр Пруссии, а затем канцлер Германской империи, сыграл ключевую роль в объединении Германии посредством «реальной политики», в том числе в рамках которой произошла серия скоротечных войн против Австро-Венгрии и Франции.

Свою главную задачу Бисмарк видел в том, чтобы объединить Германию под руководством прусской монархии. Несмотря на то, что он придерживался консервативных взглядов, он полагал, что для достижения этой цели существовал путь, отличный от традиционного. В отличие от немецких либералов и демократов, признававших приоритетной в 1848–1849 гг. деятельность Франкфуртского Национального собрания, он в своем выступлении при вступлении в должность министра-президента недвусмысленно заявил: «Ни речами, ни постановлениями большинства решаются великие вопросы нашего времени, а железом и кровью». Бисмарк был прекрасным стратегом, человеком, способным быстро принимать решения и реагировать на меняющуюся политическую ситуацию.

Как отмечает историк Отто Пфланце, Бисмарк умело манипулировал политическими вопросами, согласившись, в частности, согласившись с некоторыми социальными программами либералов – например, благодаря Бисмарку в Германии был принят законопроект, вводивший пособия по инвалидности и пенсионное обеспечение. «Железный канцлер» был сторонником проведения изменений сверху, чтобы избежать серьезных изменений снизу. Характерной чертой политических действий Бисмарка была почти макиавеллистская политика, демонстрирующая прагматичный взгляд на политический мир [4].

Государственный эгоизм был для Бисмарка основой внешнеполитического курса, соотношение сил и интересы — главными факторами, определяющими отношения с другими игроками на европейской арене. Цель стоит выше ценностей и принципов и определяет средства. Впоследствии именно этот комплекс представлений получит название Realpolitik [6].

«Принципов придерживаются до тех пор, пока они не подвергаются испытанию на прочность; однако, как только это происходит, их отбрасывают так же, как крестьянин скидывает ботинки, чтобы бежать на тех ногах, которые дала ему природа»

— так писал Бисмарк невесте еще весной 1847 года [6]. Впоследствии этот принцип он в полной мере использовал в политике.

Шлезвиг-Гольштейнская война (Датско-немецкая война) 1848-1850 годов и последовавшая за ней Австро-Прусская война являются ярким примером использования Бисмарком принципа «реальной политики» для объединения Германии. Для того чтобы Германия могла вести войну без риска вмешательства со стороны других стран, Бисмарк оказал поддержку России во время польского восстания 1863 года, тем самым укрепив симпатии России к Пруссии. В то же время Францию «железный канцлер» подкупил намеками на компенсации в Рейнской области, а Австрию убедил заключить союз с Пруссией. Бисмарк на словах поддерживал демократию, чтобы заручиться поддержкой либералов, но не был заинтересован в либеральных реформах. Это была «реальная политика» в действии [4].

Союзы и альянсы Бисмарк рассматривал как способ для достижения целей, которые ставила перед собой Пруссия, и считал возможным их разорвать, когда представлялась удобная возможность. Внутри Пруссии ему постоянно приходилось осуществлять сложное балансирование между различными партиями и группами интересов, опираясь на ситуативные тактические коалиции.

Отто фон Бисмарк умело воспользовался разногласиями между Пруссией и Австро-Венгрией относительно судьбы Шлезвига и Гольштейна, чтобы начать войну против Австрии. Он делал всё возможное для того, чтобы обеспечить благоприятные для своей страны условия на международной арене. И это ему в итоге удалось.

Готовясь к войне против Австрии, глава прусского правительства не гнушался никакими приемами. В начале июня он встретился с лидерами венгерских националистов и пообещал им помощь в случае восстания против монархии Габсбургов. Впоследствии он по этому поводу говорил следующее:

«Я со спокойной совестью преследую ту цель, которая кажется мне правильной для моего государства и для Германии. Что касается средств, то я использую те, которые имею в распоряжении при отсутствии иных» [7].

Вопреки ожиданиям многих европейских наблюдателей, прусская армия одержала серию быстрых и блестящих побед и одержала победу над Францией. К 1867 году Бисмарку удалось одержать решительную победу и максимально укрепить свое положение на посту главы правительства.

После победы в еще одной войне над Францией (благодаря мудрой политике Бисмарка ему удалось добиться того, чтобы именно Франция выступила в роли агрессора) в Европе установился «вооруженный мир». По словам бывшего государственного секретаря США Г. Киссинджера, в XIX веке Германия Бисмарка демонтировала «европейский концерт», превратив европейскую дипломатию в хладнокровную игру силовой политики. В течение почти двух десятилетий Бисмарк искусно манипулировал обязательствами и интересами европейских держав ради сохранения мира в Европе и укрепления позиций молодой Германской империи, руководствуясь принципами «реальной политики».

Заключение


«Что за шарлатанство и преувеличенная важность сидят в этой дипломатии!» — писал Бисмарк своей жене еще в начале своей политической карьеры. Еще в период своей работы во Франкфурте в 1850-е годы он сделал для себя важный вывод: никто не ведет здесь политику, основанную на принципах. Представители всех государств произносят красивые слова, но защищают исключительно свои прагматичные интересы. Соответственно, нет ничего зазорного в том, чтобы также отстаивать государственные интересы Пруссии, а не абстрактные ценности. Именно этим и занимался Бисмарк.

Его реальная политика интересов заключалась в чередовании резких противоречий — например, образ поджигателя венгерского восстания шел в резкое противоречие с типом ярого борца против революции, каким Бисмарк себя позиционировал в глазах общественного мнения всей Европы. Понять законченность и целостность политической системы Бисмарка можно лишь в том случае, если в ее центр поместить государственные интересы Пруссии, такими, какими считал их он. Лишь при таком условии становится понятным, как Бисмарк мог сравнивать Польшу с «волком», которого обязан убить охотник, но тут же подговаривал итальянцев вызвать восстание в Венгрии [8].

В понимании Бисмарка «реальная политика» означала отказ от сантиментов и возведение в абсолют трезвого расчета сил. Именно ему принадлежит знаменитая фраза о том, что «политика есть искусство возможного». Мастерство Бисмарка превратило Германию из разрозненных 39 государств в самую мощную индустриальную державу Европы.

Использованная литература
[1]. Humphreys, A. R. (2014). Realpolitik. The Encyclopedia of Political Thought. 3151–3152.
[2]. Heinrich August Winkler. Germany: The Long Road West. Volume 1: 1789–1933. Oxford University Press, 2000.
[3]. Зубов В. В. Немецкая доктрина «Realpolitik» сквозь призму современной мировой политики. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(1):100-107.
[4]. Desiree Ong. Realpolitik in the age of nationalism: the influence of Cavour and Bismarck’s realpolitik on the development of the european state system from 1871-1914. 2014.
[5]. См. Kelley, Duncan. «August Ludwig von Rochau and Realpolitik as Historical Political Theory». Global Intellectual History 3, no. 3 (2018): 302.
[6]. Власов, Николай. Бисмарк. «Железный канцлер»». Москва, Издательство Яуза; 2018.
[7]. Власов Н. А. Отто фон Бисмарк. Путь к вершинам власти. - СПб.: «Евразия», 2019.
[8]. Дударев В. С. Отто фон Бисмарк и российское направление внешней политики Прусского королевства. 1851-1871 гг.: Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук /ФГБУН Институт всеобщей истории Российской академии наук – Москва, 2022.
Ссылка на первоисточник
наверх