На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Елкин
    Мы живём на пороге интереснейших событий!Датскую Арктику п...
  • чвсатпкьл
    (а полном серьезе назвав их агентами британской разведки) это избитый трюк майдаунов из Украины обвинять всех кто не ...ЧЕЙ ДОМ РОССИЯ?
  • Вячеслав Денисов
    Эти депутаты получили мзду от заинтересованных лиц и отрабатывают полученное.ЧЕЙ ДОМ РОССИЯ?

Турельные истребители на «домашнем фронте» - 2 часть

Буксировщики мишеней

Для тренировки зенитчиков, пилотов и воздушных стрелков всегда были востребованы воздушные буксировщики мишеней, чаще всего являвшиеся конверсией устаревших боевых самолётов «средне-лёгкой» весовой категории (двухместных истребителей, разведчиков и лёгких бомбардировщиков). Не обошли стороной и «Дефиант».

Прототип «Дефианта» TT Mk.I с серийным номером DR863 во время испытаний. Мачта с «ветряком» демонтирована

Возможность создания на его базе буксировщика впервые обсуждалась ещё в 1940 году, но в то время боевые самолёты были гораздо нужнее вспомогательных машин и тогда развития идея не получила. Зато в июле 1941 года, когда объём выпуска турельных истребителей превысил запросы ВВС, а первые эскадрильи уже начали перевооружение на «Бофайтеры», августовский заказ 1940 года на 300 экземпляров «Дефианта» Mk.I, который буквально только что перевели на модификацию Mk.II, решили отменить, а взамен разместили новый заказ на 150 буксировщиков мишеней, приступить к выпуску которых фирме предписывалось сразу после завершения поставок истребителей.

Зимой 1941–1942 гг. этот момент настал, и с принятием решения об остановке производства Mk.II министерство отменило последние 30 самолётов из июльского заказа 1940 года, а предшествующие 40 экземпляров перевело на буксировщики.

Заводское фото «Дефианта» TT Mk.I с серийным номером DR972, 1942 год

На новой модификации взамен турели организовали кабину наблюдателя-оператора буксировочного устройства. Саму лебёдку разместили в фюзеляже, смонтировав на правом борту горизонтальную мачту с приводным «ветряком» и выведя трос снизу, а чуть дальше к хвосту расположили специальный короб для мишеней. В остальном планер и силовая установка Mk.II остались без изменений.

По логике вещей новой модели стоило либо присвоить третий номер, либо обозначить как TT.II, но вопреки уже сложившимся традициям серийные буксировщики решили назвать «Дефиантами» TT Mk.I, что внесло определённый хаос в документацию и последующую работу историков.

В январе 1942 года DR863 — прототип самолёта-буксировщика и первый аппарат из заказа 1941 года вышел на лётные испытания. Буксировочное оборудование оказалось тяжелее турели с боекомплектом, поэтому нормальный полётный вес вырос до 8190 фунтов для самолётов в стандартном исполнении и 8250 в тропическом. Вкупе с ухудшением аэродинамики это привело к падению максимальной скорости до 280 миль/час. Чтобы ещё больше не ухудшать лётные данные максимально допустимый взлётный вес в руководстве по эксплуатации ограничили 8300 фунтами.

Два «Дефианта» TT Mk..I из 777-й эскадрильи FAA, Сьерра-Леоне, 1943–1944 гг. Один самолёт в европейской комплектации и с лебёдкой Mk.IIE, а второй тропический, со стандартной Mk.IIB

Второй экземпляр серийного буксировщика фирма выпустила в феврале уже после завершения производства Mk.II, а всего до марта 1943 года производитель сдал ВВС 180 экземпляров TT.I (постройку 10 последних машин заказа 1941 года отменили), доведя суммарный объём производства «Дефиантов» всех модификаций до 1062 штук.

Большинство буксировщиков полностью соответствовали прототипу, но на небольшом числе экземпляров вместо лебёдки Mk.IIB установили Mk.IIE с питанием от бортовой электросети, но ограниченным временем работы. Такие самолёты предназначались только для обеспечения воздушных стрельб и внешне отличались отсутствием «ветряка» на борту.

Кроме выпуска самолётов-буксировщиков специальной постройки с самого начала предусматривалась и переоборудование списанных из боевых частей истребителей. В декабре 1941 года военные вернули на «Болтон-Пол» для конверсии «Дефиант» Mk.I с серийным номером N3488, ранее проходивший испытания с консольными баками от Mk.II.

«Дефиант» Mk.II с серийным номером AA591, прошедший конверсию в TT Mk.I и летом 1944 года служивший в 22-й AACU в Индии

Вес переделанного буксировщика оказался немного больше специально построенного (8227 фунтов), что при менее мощном двигателе дало падение скорости до 250 миль/час. Для самолёта данного назначения этот параметр не считался жизненно важным, поэтому фирме «Рид и Сигрист» выдали заказ на переделку 150 истребителей Mk.I в буксировщики, а впоследствии ещё один на столько же машин.

Обозначение TT Mk.II к тому времени уже успели присвоить так и не реализованному проекту скоростного буксировщика мишеней на базе «Дефианта» с заменой двигателя на «Мерлин 24» 1620 л.с. и общим облегчением конструкции до полётного веса в 7500 фунтов, поэтому подвергнутым конверсии истребителям первой модели присвоили индекс TT Mk.III. После исчерпания запаса излишков Mk.I та же компания перешла на аналогичную переделку истребителей Mk.II и подобно серийным образцам, получившиеся буксировщики именовались «TT Mk.I».

Общее число прошедших конверсию самолётов точно не известно, но TT Mk.III было не менее 220 экземпляров, а число переделанных Mk.II приближалось к сотне. Первыми вступили в строй буксировщики специальной постройки, начавшие поступать в части в марте 1942 года, а в самом конце года к ним присоединились и конверсированные TT.III.

«Дефиант» TT Mk.III с серийным номером N1697. В бытность ночным истребителем NF Mk.I он воевал в 256-й эскадрилье, а под конец своей службы буксировал мишени в 667-й эскадрилье как TT Mk.III

Основными пользователями «Дефиантов»-буксировщиков оказались части по взаимодействию с зенитной артиллерией: флайты (№№ с 1479 по 1481, 1566, 1592, 1600, 1602, 1616, с 1622 по 1624 и 1631), эскадрильи (с 285-й по 289-ю, 667-я и 691-я) и «юниты» (1-я, 2-я, 21-я, 22-я, 23-я, 25-я и 26-я AACU).

Прочими получателями самолётов этого типа стали «стрелковые» флайты Бомбардировочного командования (№№ с 1482-го по 1485-й), 1-я индийская школа воздушных стрелков, два десятка флотских эскадрилий второй линии (№№ 721, с 726 по 728, 733, с 770 по 772, с 774 по 777, 779, 788, 789, 791, 792, 794 и 797) и (в единичных экземплярах) целый ряд OTU Истребительного, Бомбардировочного и Берегового командований RAF.

Везде буксировщики использовались с максимальной отдачей и по причине сильного износа техники большинство «Дефиантов» попали под списание в 1944 году. Из частей RAF последние самолёты этого типа исчезли в мае 1945 года, а в морской авиации они дожили до 1946 года.

«Дефиант» TT Mk.I DR945 из состава 11-го CCRC USAAF, 1943 год

На экспорт «Дефианты» не поставлялись, хотя летом 1939 года бельгийская делегация и пыталась заказать партию этих истребителей. А в сентябре 1942 года пару буксировщиков TT.I передали американцам в 8-е ВВС и до лета-осени 1944 года они использовались в CCRC (Combat Crew Replacement Centre — Центр подготовки экипажей) №11.

 

«Блэкберн Рок»: утерянные возможности

Флотские турельные истребители тоже разрабатывались для совершенно иной войны и по исходным предположениям должны были иметь дело в основном с морскими разведчиками противника. Кроме того, морякам «вышло боком» стремление к экономии и стандартизации, из-за которого они вообще выбрали проект «Блэкберн», а не «Болтон-Пол». Устаревание «Рока» стало очевидно для адмиралов ещё до постройки первого экземпляра, и нет ничего удивительного в том, что активная боевая карьера самолёта оказалась совсем короткой и далёкой от славы. Но, как и в случае с «Дефиантом», в его отношении у командования тоже имелись планы, реализация которых дала бы проекту более интересную судьбу.

Первый из них появился во время Зимней войны, когда Британия и Содружество согласились поставить Финляндии на условиях продажи и безвозмездного дарения в общей сложности около 150 боевых самолётов разных типов. Наиболее современными из них были «Бленхеймы» и «Харрикейны», но самым многочисленным по контракту от 21 февраля 1940 года предстояло стать «Рокам» — 33 экземпляра!

«Роки» для Финляндии

6 марта эти истребители собрали на одном из аэродромов RAF и при сохранении британского камуфляжа нанесли на них финские серийные номера (c RO118 по RO150) и опознавательные знаки, закрыв при этом свастики временным белым покрытием (обычная практика того времени при поставках «своим лётом» через Швецию).

Перелёт назначили на 9 марта, но отложили из-за плохой погоды, а потом война закончилась. Операцию отменили, и турельные истребители так и не попали в состав финских ВВС.

Несколько недель спустя началась Норвежская кампания, и британское командование решило задействовать в ней полнокровную эскадрилью из 18 гидросамолётов-истребителей, каковыми тогда были только «Роки», изначально создававшиеся с возможностью установки на поплавковое шасси для использования корабельными катапультными флайтами.

Конструкторы не стали разрабатывать поплавки специально для турельного истребителя, а адаптировали готовые от разведчика-торпедоносца «Блэкберн Шарк». В марте 1939 года четвёртый экземпляр «Рока» (L3060) убыл на головную фирму для переделки в гидросамолёт, но нет никакой информации, что эта работа тогда действительно была проведена.

Первый поплавковый «Рок» с серийным номером L3059

Полгода спустя, в октябре, первый и третий экземпляры (L3057 и L3059) всё же прошли такую конверсию, и в ноябре «пятьдесят девятый» передали на испытания в M.A.E.E. [Marine Aircraft Experimental Establishment]. И без того неважные характеристики стали ещё хуже: максимальная скорость упала до 193 миль/час на высоте 10 000 футов и 170 миль/час на уровне моря, а потолок уменьшился до 14 400 футов. Кроме того, проявилась недостаточная путевая устойчивость, делавшая маневрирование на малой высоте откровенно опасным и в итоге ставшая причиной потери этой машины: 3 декабря сразу после взлёта отказал двигатель, пилот пытался развернуться для посадки, но не справился с управлением и зацепил крылом воду.

На втором поплавковом «Роке», переданном на госиспытания в апреле 1940 года, увеличили площадь вертикального оперения, добавив к нему подфюзеляжный гребень. Это выправило ситуацию, но в пилотировании гидросамолёт всё равно оставался сложнее и опаснее базовой модификации.

Третий поплавковый истребитель (L3091) в феврале передали в 765-ю учебно-тренировочную эскадрилью гидросамолётов, где на нём и поступившем в начале мая L3058 начали тренировки лётчики 805-й эскадрильи, которым предстояло вскоре отправиться в Норвегию.

Второй поплавковый «Рок» с серийным номером L3057, он же первый с увеличенным оперением, ставшим стандартным для таких машин

Эта часть начала формирование 4 мая 1940 года, но совсем скоро командование, получив отчёты о проведённых испытаниях и отзывы строевых пилотов, усомнилось в способности поплавковых «Роков» сражаться хотя бы с гидросамолётами противника, так что уже 13 мая эскадрилью расформировали, а переучивание прекратили.

Вместе с тем от идеи «норвежского» гидроистребителя отказываться не стали. Комплекты поплавков от «Рока» передали фирмам «Хоукер» и «Супермарин» для установки на них «Харрикейна» и «Спитфайра», но после эвакуации союзных экспедиционных сил из Норвегии этот проект потерял актуальность.

Всего с октября 1939 по весну 1942 гг. на поплавки поставили полтора десятка «Роков», но большинство из них использовались только для испытаний и если не учитывать два уже упоминавшихся тренировочных аппарата, то практическое применение нашли лишь пять машин, которыми с декабря 1941 по июль 1943 гг. оперировала 773-я эскадрилья на Багамах.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх