На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 389 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ильдус Мамлеев
    А украинскую ветку газопровода, нам надо всё таки разбомбить, нет трубы и нет головной боли. Не хочет ЕС дешовыми газ...Теперь Европа гот...
  • Харченко Александр
    Новые власти Сирии опять хотят прикрыть свой зад Россией, а с кем тогда турки воевать собралисьРоссия остаётся в...
  • Рустик Рыксиев
    Сначала пишут- забрали у Англии, потом - забрали у США. Вообще-то забрали у окраины. Вы, авторы, уж определитесь.О месторождении л...

Сербия, 25 лет спустя 

Александр ДубровскийГлупо стучаться в открытую дверь Ещё глупее стучаться в дверь закрытую
Поскольку только пару дней, как вернулся из Сербии, то рассказываю по свежим следам. Происходящее в этой небольшой стране, оставшейся от большой Югославии, есть часть процесса, общего для всего постсоветского и околосоветского мира и в первую очередь, славянского.  

Во-первых, это Балканы – пороховая бочка, во-вторых, из недавней истории Сербия – единственная европейская страна, которую так и не смог покорить Гитлер, в-третьих, сербы очень близки русским: по языку, по ментальности и, соответственно, по взаимным симпатиям. Узнал здесь, что на Белградском кладбище много захоронений красноармейцев, воевавших на других фронтах, которые просили, в случае гибели, похоронить их непременно в Сербии. Поэтому Сербия – естественная мишень как, впрочем, и её соседи: Венгрия и Словакия, тем более, что несгибаемый Роберт Фицо только что побывал в Москве. Разница лишь в том, что Венгрия и Словакия – члены ЕС, а Сербия нет, поэтому ситуация отличается.

То есть, Венгрию и Словакию затащили не только в ЕС, но и в НАТО и теперь, когда выяснилось, что власти фрондируют, борьба идёт внутри ЕС: Брюсселя & Со с властями этих стран. Иногда борьба жёсткая, иногда стихает, но основные вопросы, так или иначе, решены. В конце концов, сегодня одна власть, завтра другая, никуда уже не денутся.

В Сербии же ситуация другая, здесь официально декларируется курс на ЕС, но для этого минимально необходимым и достаточным условием являются:

- признание Косово,

- санкции против России,

- ограничение авиасообщения с Россией.

Ни того, ни другого, ни третьего сербские власти не делают, так как не хотят и понимают: народ не примет. Даже когда им говорят: хорошо, не признаёте независимость Косово, тогда признайте хотя бы частично их членство в ряде международных организаций. Ответ – нет. То есть, какова реальная поддержка курса на вступление в ЕС, не очень понятно, хотя безусловно часть населения этого желает. Вопрос (без ответа): насколько значительна эта часть? Полагаю, в связи с последними процессами, когда Европа, в антироссийском угаре, сознательно начала пилить сук, на котором сидит, роняя уровень жизни своих же граждан, желающих европеизироваться сильно поубавилось.

В разговорах с местными обычно сквозит горячая поддержка России и русских и полное понимание, что ради поглощения Сербии, от неё требуют невозможного и будут продолжать требовать, усиливая давление.

Также здесь хорошо понимают, к чему может привести членство в ЕС, так как примеры Болгарии, Румынии, Словакии и Венгрии прямо под боком. И особенно вымирающей Прибалтики, о которой здесь все знают.

Более того, безусловно знают, что такое война с НАТО, и кто её развязал в 1999 году. А также знают, что исчезни поддержка России, «гуманитарные бомбардировки» не заставят долго ждать. Кроме того, хорошо понимают, что такое мягкая сила, которая, не мытьём, так катаньем, проникает во все сферы жизни.

Например, в Сербии обязательное изучение в школе второго языка и это, естественно, английский. Плохо это или хорошо? В сегодняшнем мире скорее плохо, хотя, с т.з. изучения языка врага, это хорошо. Но это вряд ли понимают школьники, что плохо.

Кстати, по прилёту был неприятно удивлён повсеместной латиницей. Всё оказалось не так плохо: просто при образовании Югославии у одних народов была кириллица, у других латиница, потому решили, пусть будут два алфавита, просто все надписи идентично дублируются разными буквами. То есть, не на английском, а на сербском, только латиницей.

Что касается взаимоотношений с соседями, то Сербии в натовском окружении весьма непросто. Удержать независимый курс – это дорогого стоит. Прямо сейчас в российской блогерской принято критиковать Вучича (блохосфэра нэгодуэ), что говорит о полном непонимании, в какой обстановке находится эта маленькая страна, со всех сторон окружённая НАТО. Вучича в Сербии поддерживают как раз за то, что в таком окружении умудряется сохранять пророссийский курс.

Скажу так: независимый курс не приносит сербам прямого дохода, разве что сохраняются некоторые выгодные прямые связи с Россией. Чувствуют ли это граждане, сложно сказать. Народ живёт в целом достаточно бедно. За постсоветское время исчезли производства, хоть чуть способные конкурировать с западноевропейскими. С этим всё понятно: зачем вам что-то производить, если все можно купить? Плавали, знаем. Потом, когда закончатся деньги, скажут: не проблема, вот вам деньги. В кредит, естественно. И т.д., и т.п. А когда нечем будет отдавать, скупят всё на корню, а население станет лишним, разбредётся по европам и страна растворится без следа. Может, правда, название и останется, но люди будут все сплошь загорелые и иной веры. А если продолжат упираться, на пороге, откуда не возьмись, появится оскал майдана. И хотя румын и болгар, хоть и превратили в нищих, но не заменили на загорелых, с сербами такое точно провернут и даже не подавятся, слишком уж жёсткая кость в горле цивилизаторов, которым веками никак не удавалось окончательно победить самый непокорный балканский народ, который, к тому же, отделён от России несколькими границами.

Сербы это всё понимают и держатся из последних сил. При том, что производство фактически сузилось до сельского хозяйства (земля очень плодородная, чернозём), где вся техника импортная, осталось производство различных видов оружия, в том числе ракетного, с дальностью, как говорят, до 1000 км (формально это в нарушение договорённостей с НАТО, но это такой косвенный ответ на несоблюдение договорённостей в отношении Косово). Всё остальное – мелочи: цемент, бетон, асфальт, ЖБИ и прочие стройматериалы. Ну и, естественно, сербам оставили всё, связанное с ЖКХ, поскольку убыточным хозяйством цивилизаторам заниматься не по чину.

Население практически не мигрирует в другие страны, брошенных деревень и сёл мне не встретилось, хотя поколесили за неделю немало. В этом, как раз, большой контраст с Прибалтикой, где вдоль дорого полно заброшенных сёл с разрушенными домами.

Народ, кстати, очень религиозный. Православные храмы повсюду, поддерживаются в хорошем достойном состоянии, в том числе древние, которым под тысячу лет. Правда, повсеместно заметно, что на полноценную реставрацию средств не хватает. В храмах встречаются образы русских святых, а также плоды работ русских художников, в разные эпохи принимавших участие в оформлении храмов.

Сербы хорошо знают историю и особенно историю, связанную с Россией. Гордятся тем, что практически всегда были союзниками с русскими. Помнят всех русских полководцев, воевавших за Сербию и в сербской армии, гордятся тем, что в русской армии было много полководцев – сербов.

В общем, скажу так: в любом месте Сербии русским рады – это факт. В стране есть русские общины, в том числе потомки известных русских родов. Однако тех русских, которые бежали из России после начала СВО, мягко говоря, недолюбливают, отмечая, что и те русские, которые в Сербии давно, встретили свежих пришельцев холодно. В итоге, в Сербии очень мало «испуганных патриотов». Зато в рядах российской армии много сербских добровольцев. И да, украинские беженцы говорят есть, но то ли их мало, то ли это та категория, которая не отсвечивает, а ведёт себя по-человечески.

И последнее: на мой, не сильно просвещённый взгляд, сербский язык ближе к русскому, чем украинский и белорусский. Когда просишь говорить помедленней, смысл можно понять полностью. А что касается письма: услышал, что в сербском языке слова пишутся точно так, как говорятся. Правда, досконально не проверял. Зато теперь знаю, что «дом» по-русски – это «куча» по-сербски. Такие дела.

Искренне желаю сербам мира и благополучия, выдержать давление хотя бы до того момента, когда Россия достигнет поставленных целей, выходящих далеко за рамки СВО.

P.S.

В общем, понравилось всё – и страна, и люди, а это редкость. Договорились с принимающей стороной, что в январе обязательно повторим визит и совместим с горными лыжами (раньше не знал, что в Сербии есть хорошие горнолыжные курорты).

Видели, кстати, Эмира Кустурицу в деревне, которую он построил. Сама деревня не очень понравилась, слишком смахивает на павильон для съёмок, от которого, собственно, она и родилась.

В общем, добро пожаловать в Сербию, не пожалеете, русским здесь всегда рады и вовсе не из-за денег.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх