Пусть никого не смущает ссылка на «Форбс», автор нам хорошо известен. Это Себастьен Роблин (Sebastien Roblin) из The National Interest, так что все в порядке. По каким-то своим соображениям Себастьен решил сменить платформу и опубликоваться на страницах «Форбс», который, оказывается, имеет в секции «Бизнес» (Business) рубрику «Аэрокосмическая и оборонная промышленность» (Aerospace & Defense).
И от Украины сушка в подарок
Итак, чем «зацепил» Роблин? Прежде всего своим мнением, которое довольно оригинальное и противоречивое одновременно.
Стоит с ним согласиться в той части, что Китай (China) вообще в долгу перед СССР (USSR) в плане того, что если бы не поставки наших самолетов, то вряд ли китайские ВВС представляли бы сегодня столь значимую силу.
Первой ласточкой стал МиГ-15 (MiG-15) в далеком 1950 году. А потом, чего уж, Китай просто наладил копирование наших самолетов. Ибо первые приличные китайские самолеты J-5, J-6 и J-7 – это, по сути, клонированные МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21.
Зазорно? Ничуть. Это были классные машины, а МиГ-21 и до сих пор вполне нормально эксплуатируется в ряде стран. Эффективно, я бы сказал. Пакистанцы подтвердят, если что.
«После развала Советского Союза в 1991 году Россия продала Китаю истребители четвертого поколения «Фланкеры» Су-27 и Су-30 (Su-27 and Su-30 Flanker jets) — мощные самолеты со спаренными двигателями, а также с отличными характеристиками в области сверхманевренности. Авиационная корпорация Shenyang Aviation Corporation разработала три клона (clones of the Flanker) российского истребителя Су-27 «Фланкер» — это J-11, а также палубный вариант J-15 «Летающая акула» (Fling Shark) и ориентированный на выполнение ударных миссий J-16».
Допустим, не все так однозначно. J-15 – это копия Су-33, а вот его мы не продавали и не дарили. За J-15 китайцам стоит сказать спасибо украинцам, которые продав недостроенный «Варяг», вместе с ним подарили не просто два Су-33 из состава корабельной группировки, а еще и со всей документацией. Так что наладить их копирование для Китая стало делом исключительно техники.
Превзошел ли ученик своего ментора?
Роблин ссылается на исследование британского аналитика Джастина Бронка (Justin Bronk) из Королевского объединенного института оборонных исследований (Royal United Service Institute, RUSI, London, United Kingdom), старейшего (с 1831) британского аналитического заведения (the think tank) по оборонным вопросам.
Бронк считает, что «ученик, возможно, уже превзошел своего учителя». Аргументация? Естественно.
«… Китай, начав с позиции зависимости от российских самолетов и другой военной техники, смог создать свои собственные современные предприятия по производству самолетов, приборов и систем вооружений, которые превосходят по своим возможностям российские… Китай увеличивает технологический отрыв от России в большинстве направлений, связанных с разработкой боевых самолетов. Более того, российская промышленность вряд ли сможет восстановить утраченные области конкурентного преимущества. А причиной этого могут стать глубокие структурные, производственные и бюджетные проблемы в сравнении с ситуацией в китайском оборонном секторе».
Смелое заявление, но согласитесь, в нем есть и зерно истины. То, что КНР экспортирует из России двигатели – это пока. Многие эксперты тоже употребляют это слово. Просто потому что у Китая есть для освоения производства двигателей почти все. И как только будет ликвидировано это «почти»…
Вообще-то, Китай сам производит двигатели для самолетов. Другой вопрос, что они пока сильно уступают российским в главном: в моторесурсе и надежности. Однако время работает на Китай. И вполне возможно, что через несколько лет альтернативные варианты двигателей WS-10B и WS-15 смогут догнать свои российские аналоги.
А как у нас с «Изделием 30»?
С вооружением тоже Россия пока опережает соседа. А вот про авионику и прочие электронные компоненты - да, говорить сложно. И дело даже не в технологиях или руках. Дело в деньгах.
Россия в 2020 году потратит на оборону 70 миллиардов долларов, Китай — 190 миллиардов долларов.
Собственно, вот и разница. В два с половиной раза.
Наши ракеты с китайскими микросхемами в «мозгах»
Плюс не стоит забывать, насколько прекрасно развита в КНР электронная промышленность. И что наши ракеты летают с китайскими микросхемами в «мозгах», а не наоборот. И в случае необходимости, коммунистический Китай очень просто сможет реализовать свое преимущество в промышленных площадях и рабочих руках. Умножив все это на технологии, очень несложно будет обеспечить Китаю тотальное превосходство.
Тем более, что китайцы реально хотят иметь все самое лучшее и продвинутое. И не путем покупки за нефтедоллары, а путем изучения и производства на своих мощностях.
Обратный инжиниринг по-пекински
Да, конечно, обратный инжиниринг (прямое копирование) и промышленный шпионаж – это сегодня реалия китайского дня. Однако, если ресурсы и возможности разведок позволяют это сделать – почему нет? Далеко не все сегодня можно купить, а значит – почему не украсть?
Когда-то мы презрительно цыкали на китайские автомобили, называя их более чем уничижительно. Сегодня автомобиль китайского производства прочно занял место на улицах городов всего мира и даже в голливудских фильмах. Что будет дальше – предсказать непросто, самолет более сложная конструкция, но китайская вода и не такие камни может в пыль источить.
Конечно, это не означает, что все однозначно плохо для нас.
Стоит заметить, что скопировано китайцами далеко не все. Есть самолеты, которые пока не под силу соседям типа Ту-160 и МиГ-31. Правда, это и не российские модели, так что просто хорошо, что они у нас есть, и их нет у Китая.
Но и те самолеты, что сегодня строятся в России, пользуются в мире определенным спросом. Именно боевые. КНР тоже участвует во всемирной торговле авиатехникой, но у них более успешно идут беспилотники и учебно-тренировочные машины, как более дешевые.
Однако можно согласиться с американским и британским экспертами в том плане, что если Китай подтянет до уровня России свои двигатели, то самолеты, произведенные в КНР будут более привлекательны на рынке, особенно для тех стран, которые не могут себе позволить американские, европейские и российские самолеты из-за их цены.
А таких стран в мире более чем достаточно.
Треки опережения
И китайским военным есть чем заинтересовать представителей коллег из государств победнее, но амбициозных. Действительно, есть ряд пунктов, по которым китайские самолеты опережают российские.
Например, более широкое использование композитных материалов (composite materials). Здесь реально китайцы молодцы. И разумно, и в ногу со временем. J-11B, J-11D и J-16 – во всех этих самолетах композитные материалы используются очень широко. Что, в свою очередь, влечет уменьшение веса машины, а значит – возможность установки дополнительных систем и вооружений.
Считается, что эти самолеты уже опередили свой прообраз, Су-27. Дело за тем, чтобы догнать самолеты, которые сделаны на базе Су-27 в России. А это не так просто. Но внедрение композитных материалов – хороший шаг на этом пути.
Второе: радары с активной фазированной антенной решеткой (АФАР; the Active Electronically Scanned Array, AESA). Здесь Китай тоже идет вперед семимильными шагами.
Американцы используют на своих истребителях радары с активной фазированной антенной решеткой уже в течение почти двух десятилетий. Россия заявляет о том, что радары с активной фазированной решеткой стали, наконец, устанавливаться на малозаметный истребитель Су-57 и на МиГ-35. Однако на многих произведенных Су-35С нет радара с активной фазированной антенной решеткой. И пока неясной остается состояние работ над тем радаром, который планируется устанавливать на истребитель Су-57.
А сегодня Китай уже обыденно устанавливает радары с активной фазированной антенной решеткой на истребители J-11B/D, J-15 и J-16, а также на легкий однодвигательный J-10 и на малозаметный истребитель J-20.
А свои секреты китайцы хранить умеют
Правда, китайский радар с АФАР, скажем так, пока малоизвестен и засекречен. А свои секреты китайцы хранить умеют. Так что насколько китайский радар хорош, как уверенно он обнаруживает противника и на каком расстоянии – пока эти сведения недоступны широким массам. Равно как и сведения о том, сколько (в процентном отношении) самолетов ВВС НОАК уже оснащены радарами с АФАР.
Но то, что они есть и работают – вот в этом сомнений нет.
А если Китай будет в состоянии (а причин помешать этому не наблюдается) оснастить новыми РЛС с АФАР все свои самолеты, - это однозначно даст ВВС НОАК преимущество перед российскими ВВС, где новыми радарами с АФАР оснащается выборочно некоторое количество самолетов новейших конструкций.
Конечно, РЛС – это одна из компонент современного боя. Подавление РЛС – это немаловажный боевой момент и здесь традиционно Россия сильна своими средствами РЭБ, что неоспоримо. Пока неоспоримо, но здесь составить конкуренцию России очень непросто. Но не невозможно.
Зато в области других вооружений Китай делает успехи, по мнению Роблина. В последние десять лет ВВС НОАК получили в свое распоряжение две весьма хорошие ракеты. Первая - PL-2, которая по своим характеристикам приближается к американской ракете AIM120C, а по радиусу своего действия превосходит российскую ракету Р-77.
Но Р-77 – это все-таки 1994 год принятия на вооружение. Так что сравнение несколько не выгодно смотрится.
Однако у Китая есть и вторая разработка, ракета PL-15, которая имеет даже больший радиус действия, чем последняя модификация ракеты AIM-120D. Ракета PL-15 имеет также двигатель двойной тяги, который позволяет развить скорость до 4М.
Тем не менее, и Р-77, и AIM-120D – это ракеты прошлого века. То, что PL-15 их превосходит – это не удивительно, поскольку американская (1991 г.) и российская (1994 г.) ракеты откровенно устарели. Опередить ракеты с почти тридцатилетним сроком службы – не великая честь.
Есть смысл догонять и перегонять Россию в таком соревновании не с Р-77, а, скажем, с Р-33 или Р-37М, которых пока в войсках не так много, как хотелось бы, но они есть и продолжают поступать. А вот радиус действия этих ракет (320 км) – это предмет для разговора.
В общем – китайским инженерам еще есть над чем поработать.
Модная малозаметность
Следующим пунктом будет модная малозаметность (Stealth Aircraft Technology).
Некоторые эксперты сегодня называют китайский истребитель Chengdu J-20 первым заслуживающим доверия малозаметным истребителем пятого поколения, разработанным за пределами Соединенных Штатов.
Роблин в своей статье сравнивает J-20 с F-22, говоря о том, что китайский истребитель уступает американскому самолету в маневренности. Пусть так. Однако найдется множество параметров, в соответствии с которыми китайский самолет будет на голову лучше «Раптора». Заслуженно, кстати, поскольку «Раптор» можно называть как угодно, но только не - удачным самолетом.
В статье Роблин приводит очень любопытные высказывания из доклада все того же Королевского объединенного института оборонных исследований Великобритании в адрес Су-57.
По мнению британцев, у Су-57 эффективная поверхность рассеивания будет, по крайней мере, на порядок больше, чем у F-35 и на несколько порядков больше, чем у F-22. А потому он не может считаться достойным конкурентом ни американскому F-22, ни китайскому J-20 как самолет, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе.
То есть британские эксперты ставят J-20 и F-22 намного выше Су-57, что однозначно является комплиментом в сторону китайского истребителя. Действительно, военное ведомство Китая потратило очень много денег на разработку своего самолета с технологией «стелс».
Другой вопрос, настолько ли J-20 соответствует истребителю пятого поколения в плане двигателей?
Конечно, в Китае продолжаются работы над палубной версией J-31 «Большой сокол», детище Shenyang Aircraft Corporation, но пока сложно сказать, насколько этот проект будет удачен.
Учитывая растущие потребности морской палубной авиации, скорее всего, проект будет доведен до конца.
Современные военные действия в теории и практике применения авиации (особенно в плане работы по наземным объектам) все больше строятся на том, что сбрасывание большого количества бомб на зону расположения цели является менее эффективным методом, чем всего один или два высокоточных снаряда, которые уничтожают цель. Однако пока широкомасштабное применение высокоточного (и весьма дорогостоящего) оружия связано с огромными финансовыми рисками.
За последнее время в России было разработано множество вариантов высокоточного управляемого оружия, однако его запасы ограничены, и поэтому в боевом применении в Сирии российские ВКС предпочитали использовать неуправляемые бомбы и ракеты.
Также проблемой является ограниченная точность российской спутниковой системы ГЛОНАСС, которая используется для расчетов и навигации. Но если сравнивать ГЛОНАСС с его точностью в 3 метра и «Бэйдоу-3» с точность в два раза больше – здесь, как говорится, комментарии излишни. И количество высокоточных ракет Китая будет легко и непринужденно нивелировано низкой точностью их навигационной системы.
Но – дорогу осилит идущий, и с навигацией вопрос может быть решен в ближайшем будущем. Тем более, что орбитальная группировка Китая растет день ото дня.
Что касается систем целеуказания, то здесь Роблин уверен в том, что российские самолеты остались в прошлом веке, используя более сложные и менее точные методы типа встроенных в самолет систем наведения или задействования операторов телеуправления в двухместных самолетах типа Су-30 или Су-34.
Американец и британцы уверены, что китайская электронно-оптическая система целеуказания, которую сейчас устанавливают на новейшие китайские истребители, включая J-10, J-16, и J-20, имеет явные преимущества перед российской системой.
Кроме того, Китай разрабатывает и даже экспортирует целый ряд высокоточных ракет и бомб для размещения их на боевых беспилотниках.
Беспилотные баталии
О беспилотниках вообще стоит сказать отдельно.
При всем уважении к истребителям и бомбардировщикам, все больше внимания уделяется беспилотным аппаратам. Хотя бы потому, что при эксплуатации этих ЛА не расходуется такой сложновосполняемый ресурс, как пилоты. БПЛА и дешевле, а возможности ничуть не хуже, чем у нормальных самолетов. Потому, вполне естественно, что это направление будет привлекать и внимание, и средства.
Беспилотный аппарат (в роли и ударной, и разведывательной) уже сегодня становится незаменимым помощником самолету.
У Китая с дронами полный порядок.
В течение последних двух десятилетий Китай разработал широкий спектр как разведывательных, так и ударных беспилотников, начиная с небольших и дешевых CH-2 и «Wing Loong», которые оказались более чем удачными, поскольку их активно экспортируют. Далее идут реактивная «Тень облака», «Божественный орел», способный вести стратегическую разведку, сверхзвуковой разведывательный WZ-8.
И, если мы рассматриваем концепцию применения БПЛА совместно и на благо обычных ВВС, то здесь Китай заметно опережает многие страны, в том числе и Россию, которая вообще не имеет на вооружении ударных БПЛА.
Да, было объявлено о начале поставок в 2021 году в части каких-то ударных беспилотников, но даже не было оглашено их название. Хотя российские ВВС имеют в своем распоряжении целый комплекс тактических разведывательных аппаратов, прекрасно зарекомендовавших себя на Украине и в Сирии.
Хотя программа по созданию в России беспилотников может, в конечном итоге, оказаться весьма плодотворной, продолжает вызывать удивление тот факт, что Китай, Израиль и Турция сегодня используют сами и экспортируют самые разные боевые дроны, тогда как у российских военных аналогов такого оружия еще нет.
Но беспилотные аппараты – это только поддержка для нормальных самолетов.
Ученик не опередил учителя
Говоря же о преимуществе китайских самолетов перед российскими, как было сказано, в стиле «ученик перещеголял учителя», здесь стоит все разложить по полочкам.
Россия-Китай:
1. Двигатели. Пока однозначно Россия впереди. 1-0
2. АФАР. У Китая программа реализуется легко и просто, вопросы только в качестве. 1-1
3. Композитные материалы. Впереди Китай. 1-2
4. Системы РЭБ. Россия. 2-2
5. Вооружение. Россия. 3-2
6. Электроника. Целеуказание, авионика. Китай. 3-3
В этом перечне нет высокоточного оружия и малозаметности. Совершенно логично. Потому что нет достоверных открытых данных для объективного сравнения данных параметров.
Если рассмотреть ситуацию вот в таком (правдивом) ракурсе, то ученик (Китай) - не обогнал учителя (Россию). Тем более, что Россия сохраняет преимущество в области более серьезных, на мой взгляд, разделов. Но это не говорит о том, что все красиво и спокойно. То, что Китай идет по пути развития современной военной техники и огромными скачками, это факт неоспоримый.
Понятно, что господа Роблин и Бронк хотели аргументировано уязвить нас. Но считаю, что - не получилось.
Да, китайцев американский и британский эксперты захвалили от души. А вот с нами - пока не очень аргументировано.
Хотя достаточно справедливо указали на наше отставание в отдельных видах. Что есть – то есть.
Сирия
Кроме того, у российских ВВС есть еще одно неоспоримое преимущество перед китайскими коллегами: это боевая подготовка, полученная в Сирии. А это такая штука, видите ли, которая дает очень существенное преимущество.
Но это так же временно, как и отставание Китая.
И все может с течением времени получиться именно так, как хотелось бы господам роблинам и бронкам.
А чтобы не получилось… Необходимо постоянно и очень хорошо помнить о тех, кто дышит нам в затылок. И развиваться в правильном направлении.
- Автор:
- Роман Скоморохов
Свежие комментарии