Крым – это наше ещё не всё
Бывший город Жданов – Мариуполь и его окрестности, наряду с представителями многих других национальностей, населяют и так называемые мариупольские греки, большинство из которых, на самом деле, урумы. Это христиане, которые говорят на этническом диалекте крымско-татарского языка, но упорно числят себя при этом именно греками.
На Донбассе, в бывшей Донецкой области, а теперь в российской автономной вообще-то республике, что обеспечивает некоторую свободу политического маневра, они представляют третью по численности национальность. Почему урумы — греки, объяснить пытаются многие, но это с эллиноязычными румеями всё понятно, а вот с урумами непонятно ничего.
Национальная самоидентификация — это прекрасно, в чём бы ином нас не убеждали Лев Толстой и классики марксизма. Но это если она не служит основой для разного рода политических провокаций. В нашем случае тем более, поскольку само происхождение урумов весьма таинственное, что зафиксировано во многих источниках.
Да, они, безусловно, христиане, считают себя греками, повторим, на зависть упорно, но почему же их язык — этнолект крымско-татарского? Впрочем, что такое язык? При необходимости целые народы переучить можно. Чехи слезли с немецкого за пару поколений, евреи продолжают осваивать иврит вместе с весьма избирательным чтением Торы.
Что уж тогда говорить про мову – чуть ли не с кровью в податливые детские умы её сейчас вбивают. Но здесь не только о языке, а о самом народе. При Екатерине Второй урумов оперативно и безжалостно депортировали из Крыма в Мариуполь, что сопровождалось протестами последнего хана Шахин-Гирея.
Однако, как утверждают злые языки, женское обаяние Екатерины сыграло свою роль. А перед тем, как разбирать феномен урумов и его политическое значение, лучше бы читателю узнать о некоторых персоналиях. Наверняка все вы их знаете, но вы понятия не имеете, что они – урумы.
Прасковья Ангелина
Итак, не удивляйтесь – первая это легендарная, словно Первая Конная, Прасковья, проще – Паша Ангелина, одна из первых в мире женщин-трактористок. И первая в истории женщина-урумка, получившая высшее образование. Она не понарошку отучилась в Тимирязевской сельхозакадемии, где её практический опыт был даже очень востребован.
Никита Сергеевич Хрущев очень любил юфакъ-аш, то есть микроскопического размера виртуозно скрученные пельмени, национальное крымско-татарское блюдо, которое ему при его визитах в Мариуполь готовила лично Паша Ангелина.
Архип Куинджи
Мариупольский урум, настоящая фамилия которого Еменджи, происходит от крымско-татарского «емек» — труд. Несмотря на то, что он родился в Мариуполе, состоялся как художник он именно на исторической родине, в Крыму, под руководством другого великого крымчанина не титульной нации — армянина Ивана Айвазовского (Ованеса Айвазяна).
После того как Айвазовский, как видно, почуяв конкурента, по сути дела, выгнал Куинджи из своей усадьбы, того ждали долгие мытарства то в Одессе, то в Санкт-Петербурге. Его история достойна отдельного рассказа, но точно известно, что славу себе Архип Иванович заработал своей кистью, своими руками.
Василий Пичул
Мариупольский урум, один из известнейших советских и российских кинорежиссеров. Прославился художественным фильмом «Маленькая Вера» и документальным фильмом о группе «Ласковый Май». Другие работы мэтра получили гораздо меньшую известность.
«Маленькую Веру» вообще разобрали на цитаты: «Ну шо, зятёк, будем букет пробовать?», «Ну шо ты за мужик, ни выпить с тобой, ни поговорить», «Самой же Парашиной вы угрожали вступлением в половую связь в противоестественной форме», «Я Чике пепельницу передал, а он её не поймал».
И наконец, два диалога, достойные великих философов:
Первый
– Серёжа, а шо такое плутоническая любоу?
– Да это когда вместе живут, но только не спят
– О, совсем, как у нас с тобой.
И второй
- Вы работаете?
– Я повестку жду
– То есть вы тунеядец?
– Ну временный.
Гавриил Попов
Был мэром Москвы, из-за стрижки получил прозвище «Ёжик», и до сих пор возглавляет так называемое «Вольное экономическое общество». Гавриил Харитонович родился в Москве, даже втащил в большую политику преемника – тоже мэра Юрия Лужкова. Но по происхождению он мариупольский урум.
Числился в демократах, но особо ничем не прославился, кроме своей должности. Что при нём было сделано в Москве, хорошего или плохого, сегодня и не вспомнить.
Георгий Делиев
Урум по крови однозначно, родился в Херсонской области, а известность получил как лидер и худрук «Маски-шоу». Фамилия, что символизирует, происходит от крымско-татарского слова «дели» — сумасшедший, дурак, тупой. Комментарии излишни.
Ну так и кто такие все они, может задать вопрос читатель? Единого ответа от исследователей нет. Мало того, даже не только происхождение урумов, но и факт их депортации в Новороссию из Крыма подвергается сомнению, есть мнения, что, учитывая длительную принадлежность Приазовья Крымскому ханству, они жили там еще до Екатерины Второй.
По поводу происхождения народа или народности общепринятая точка зрения состоит в том, что урумы являются потомками античных греческих колонистов, утратившими свой язык, но сохранившими традиции, самосознание и принятое впоследствии вероисповедание.
Большая часть урумов, как и их братьев румеев, живущих также, в основном, под Мариуполем, говорит на русском языке в быту. Пичул был именно из таких, актер Юрий Назаров, игравший роль алкаша-отца Маленькой Веры, который сам никогда не пил по ряду веских причин, вспоминал, что отец Пичула во время застолья предлагал спеть «что-то русское».
Около 10% народности, в основном жители сёл, говорят на особом урумском языке. Небольшое число — на украинском. Таким образом, как и румейский диалект греческого языка, урумский с полным на то основанием можно считать пребывающим в опасности.
Только вот другой вопрос, как рассматривать всё это в рамках судьбы общего крымско-татарского языка. Крымско-татарские националисты считают урумов крымскими татарами православного вероисповедания. В пользу этой теории говорит тот факт, что в раннее средневековье куманы-кыпчаки в Крыму были христианами, ислам распространился позже.
По внешности грека трудно отличить от южнобережного татарина. Вопрос в том, что повторяется история с турками-месхетинцами, которым предложили, либо они признают себя отуреченными и исламизированными грузинами, либо в Грузии им не место. Учитывая смену юрисдикции в Мариуполе и в Крыму, российские власти, по всей видимости, должны озаботиться вопросом репатриации урумов и румеев в Крым на льготных условиях.
Свежие комментарии