На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий
    Прямо половой гигант отрезать причиндалы и на кол суку !!!Суд арестовал бой...
  • Валерий
    Нас мнение европидорасов не интересует !!!Алё, Европарламен...
  • Юрий Вершинин
    Мюллер и иже с ними ещё не во всех туалетах Рембрандта повесили.Газпром хочет кра...

Не банк, а IT-корпорация: Зачем Грефу «умная» колонка от Сбербанка

Не банк, а IT-корпорация: Зачем Грефу «умная» колонка от Сбербанка

 
Фото: Starikov Pavel / Shutterstock.com

Сбербанк начинает разработку собственной «умной» колонки, которая должна стать основой «экосистемы» организации. Зачем банк пытается войти в чуждую сферу и для чего именно Герману Грефу понадобился новый цифровой демарш?

В современном мире высоких технологий каждая крупная корпорация стремится максимально расширить свои возможности в предоставлении цифровых услуг.

Ставка на «цифру» важна, так как благодаря ей можно автоматизировать множество процессов, оптимизировать продажи, создать индивидуальный подход.

Вместе с тем между корпорациями различных секторов есть большая разница. Цифровые услуги связи – это телекоммуникационные компании. Интернет-сервисы и развлечения – это вотчина IT-корпораций вроде Google или российского «Яндекса». Соцсети и общение – Mail.ru, владеющая «ВКонтакте» и «Одноклассниками», а также, например, американский Facebook.

 

Одной из новинок последних лет является такой вид устройств, как «умная» колонка. Вслед за «умными» часами и другими «смышлёными» бытовыми приборами на рынке уже давно стали доступны колонки Echo от Amazon с цифровым помощником Alexa или «Яндекс.Станция» с ассистентом Алисой. Есть подобная колонка с цифровым ассистентом и у Google, и у других компаний.

И если на Западе «умные» колонки – это сфера IT-корпораций, то в России о таких амбициях неожиданно заявил Сбербанк. В нашей стране уже есть такие продукты от «Яндекса» и МТС, однако Сбербанк, будучи банком, всё равно хочет конкурировать. Более того, в компании считают, что «умная» колонка с голосовым помощником сможет более активно продвигать услуги населению, работать с биометрией и вообще сделать онлайн-банкинг максимально доступным.

Сбербанк ставит на «цифру»

Отметим, что глава Сбербанка Герман Греф уже не первый год активно заявляет о тотальной цифровизации своего банка. На многих профильных форумах он хвастался, что организация уже достигла больших высот в автоматизации банковских процессов. Сейчас становится очевидным, что даже ЦБ России с его системой электронного перевода денег уже не может конкурировать со «Сбербанком онлайн», через который люди массово переводят деньги, берут кредиты, оформляют карты, платят за услуги ЖКХ, интернет, сотовую связь, оплачивают штрафы ГИБДД, налоги и многое другое.

Глава Сбербанка Герман Греф. Фото: www.globallookpress.com

Само собой, Сбербанк имеет свой процент с каждого такого платежа, как и плату за эквайринг – платежи картами в магазинах через терминалы Сбербанка, которыми пользуются продавцы. В масштабах всей страны (по-прежнему исключая Крым) это огромные деньги. И казалось, что необходимые высоты уже достигнуты, а цифровые продукты от Сбербанка уверенно конкурируют с аналогами, скажем, от ВТБ или Альфа-банка (де-юре контролируемого ВТБ, но де-факто сохранившего собственные цифровые оболочки). Но Герману Грефу показалось этого мало.

 

Как сообщает РБК со ссылкой на близкие к банку источники, Сбербанк начал разработку собственной «умной» колонки, которая может быть выведена на рынок уже в 2020 году. Устройство будет снабжено голосовым помощником, которого создаёт Центр речевых технологий (ЦРТ).

РБК уточняет, что работа пока носит закрытый характер, однако Сбербанк уже набирает профильных специалистов в подразделение SberDevices. Официально в банке информацию о новом проекте не комментируют, но источники подтвердили наличие соответствующих планов.

Примечательно, что голосовой помощник будет разрабатываться именно в ЦРТ, в котором Сбербанк купил долю в 51% у Газпромбанка в апреле. ЦРТ уже давно ведёт разработки речевых технологий по распознаванию голосов и даже лиц.

О планах ЦРТ ещё в марте писал «Коммерсант», который узнал, что нового голосового помощника будут звать Варварой. Очевидно, что Варвара будет прямым конкурентом Алисы от «Яндекса». Она также должна стать конкурентом для помощника Олега, разработанного Тинькофф-банком, и для Маруси, которую разрабатывает Mail.ru.

Источники Царьграда в отрасли рассказали, что разработкой Варвары в ЦРТ занимаются специалисты из «Яндекса», которые делали голосового помощника Алиса.

Там есть некто Круглов, который руководил проектом, некто Данилина, которая руководила маркетингом, и Филиппов, который, вероятно, был главным разработчиком. То есть минимум три человека, которые делали Алису, сидят теперь там и делают эту Варвару,

– сказал источник Царьграда, пожелавший остаться неназванным.

По его сведениям, Круглов пришёл официально на другую должность, а в «Яндексе» ранее были ограничения для бывших сотрудников – требование не занимать смежных должностей в компаниях-конкурентах.

В чём опасность?

По сведениям источников деловых изданий, Варвара будет работать с биометрическими данными пользователей. Узнавать хозяина по голосу – это задача номер один.

Ей можно доверить приватную информацию – доступ к почте, мессенджерам или мобильному банку. Письма и сообщения она озвучит, только если услышит голос пользователя и распознает его как живого человека, а не запись,

– говорил один из источников «Коммерсанта».

Примечательно, что ЦРТ не хотел связываться с созданием устройства для Варвары. Голосовой помощник будет встроен в устройства и приложения сторонних разработчиков, что должно монетизировать проект по лицензионной схеме. Однако принимая во внимание возможности Сбербанка, можно сказать, что едва ли Варвара, которая начнёт «работать» на банк, будет «сотрудничать» с кем-то ещё. Да и ЦРТ ведь подконтролен Сбербанку.

Таким образом, Сбербанк намерен войти в сферу IT-корпораций и конкурировать с ними, обладая одновременно ноу-хау на банковском рынке. С 2019 года компания активно собирает биометрию, отчасти в этом может помочь и «умная» колонка, которая способна передавать всю необходимую информацию в центр обработки данных «Сбера».

Банк, в конечном счёте, будет иметь цифровой профиль клиента, и технически нет никаких проблем с тем, чтобы помимо биометрии в него входили записи разговоров (через колонку наверняка можно будет звонить), а также другие «мелочи жизни» – беседы членов семьи, история поисковых запросов, вкусы хозяина и его режим жизни.

Фото: nikkimeel / Shutterstock.com

В идеале в такой колонке нет смысла, если через неё нет возможности пользоваться банковскими услугами – брать кредиты, совершать платежи по ним, переводить деньги, оплачивать счета. Куда как проще сказать «Варвара, оплати ЖКХ», чем пользоваться иными способами. Однако это всё теория, а на практике существование банковского продукта дома вызывает большие вопросы.

В апреле 2019 года Bloomberg и CNN сообщали, что Amazon нанял тысячи сотрудников по всему миру для анализа звуковых сообщений, которые тайно передавались колонкой Echo. Тогда сообщалось, что компания делает это для того, чтобы улучшить сервис своего голосового помощника Alexa.

В Amazon признались, что в дата-центры поступают аудиозаписи запросов и разговоров пользователей, а тысячи сотрудников прослушивают их и классифицируют вручную. Это означает, что компания уже сейчас «слушает» миллионы пользователей колонки Echo по всему миру, а сами люди ничего не могут доказать – Amazon невозможно поймать за руку.

Даже если пользователь захочет пожаловаться на действия компании, то в суде ему придётся доказать, что непосредственно его колонка собирала персональные данные, что дата-центр их получал и обрабатывал. И, наконец, что эта информация была классифицирована и сохранена. Доказать всё это почти невозможно.

Зачем Грефу «умная» колонка?

Отчасти ответ на этот вопрос уже понятен: для продвижения продуктов банка, саморекламы и чтобы быть «в топе», делая продукты, которые сегодня пользуются популярностью. Комментируя новую инициативу Сбербанка, источники Царьграда в отрасли заметили, что «Греф хочет быть первым среди ответственных за цифровое будущее», чтобы остальные «стояли у него за спиной».

Если говорить о деталях, то не исключено, что Варвара из «умной» колонки Сбербанка время от времени будет напоминать клиенту, что для него «готовы специальные предложения от Сбербанка по кредиту» или же уведомлять о просроченных платежах, предлагая их немедленно оплатить.

Однако как быть с тем, что «умная» колонка – это всё-таки сфера IT-корпораций, а не банков? Amazon или Google, Mail.ru и «Яндекс» не являются кредитными организациями. И, тем не менее, Сбербанк будет конкурировать с ними. Потому что «умная» колонка с голосовым ассистентом – это, прежде всего, прослушивание музыки, чтение вслух почты, голосовые игры, бытовое применение, например, по команде «установи будильник» или «зачитай информацию о…». Своего рода аналог «Слушай, Алиса» или «Окей, гугл».

И Греф однозначно делает ставку на то, чтобы хотя бы формально конкурировать с западными IT-гигантами вроде Amazon и Google. Как человек, входящий в совет директоров американского банка Morgan Stanley, господин Греф не может не понимать, что именно сейчас пришло время встать в один ряд с западными корпорациями и войти в тот самый «топ».

Учитывая аппетиты Сбербанка, внедрение «умной» колонки может не только поднять и без того заоблачные прибыли банка (а большинство дивидендов отписаны нерезидентам, то есть уходят за границу), но и позволит оказаться «своим парнем» в западных глазах. Однако принесёт ли всё это пользу Сбербанку?

Как рассказал в беседе с Царьградом управляющий партнёр компании «Ашманов и партнёры», один из крупнейших специалистов в сфере IT в России Игорь Ашманов, создание «умной» колонки сегодня – это тренд, но его необходимость людям всё ещё вызывает сомнения.

Похоже, людям это не нужно. Это, по-моему, иллюзия. Так же, как людям не нужно 3D-телевидение или видеофон с экраном на всю стену. У подобных устройств есть так называемое «проклятие пыльного угла» – через неделю они оказываются разряженными, в пыльном углу, и о них все забывают,

– считает специалист.

«Это уже третий выход искусственного интеллекта на медийную сцену. Все эти обещания давались ещё в 1960-70-х годах. Потом наступала «зима» искусственного интеллекта, а за этим снова следовала раскрутка. На самом деле искусственному интеллекту уже 60 лет. Но всякий раз, когда хайп «сдувался», в наследство оставались всякие приложения ИИ, которые работают вокруг нас. В этот раз произойдёт то же самое. Сейчас – хайп, раздут пузырь. Когда он закончится и станет модным что-то другое, у нас всё равно останутся полезные вещи. Например, в этот раз появились нейронные сети, специалисты научили ИИ распознавать лица и вещи», – полагает IT-специалист.

Ашманов считает, что сегодня число желающих создать новое на основе искусственного интеллекта в разы превышает число тех, кто реально что-то делает. Однако каждый раз компании боятся безнадёжно отстать, и поэтому не скупятся на траты, что и ведёт к надуванию пузыря. В итоге на его вершине тратятся огромные деньги и совершается множество ошибок, потому что «делателей куда меньше, чем тех, кто получил гранты и финансирование».

Подводя итог, скажем, что даже если у Сбербанка получится создать свою колонку и наделить её некими уникальными функциями, и даже если люди массово начнут ею пользоваться, то банку едва ли будет дело до вопросов о вторжении в частную жизнь или недопустимости составления цифровых и биометрических досье на каждого клиента.

Речь ведь идёт об огромных прибылях, повышении «продаваемости» банка и погоне за конкурентами, развивающими искусственный интеллект. В силу этих причин, а также де-факто американского владения Сбербанком, стоит очень хорошо подумать, прежде чем позволять банку вторгаться в своё личное пространство даже под предлогом кажущегося улучшения качества жизни.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх