На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    Та и пёс с ними! Вы про наших напишите. Как у наших исчезли миллионы. Или неудобно?В Пентагоне исчез...
  • Evgenija Palette
    Да ты никакая не КОРОЛЕВА... ( дух она украинский поддерживает)...  ТЫ - ПОРЫВАЙ, ПИДОПРИГОРА, БРЕХЕНЬКА, да коротень...Этот цирк пора за...
  • Evgenija Palette
    ПРАВИЛЬНО, ЯНА. И поставить, наконец, закономерный вопрос этим хохмачам (Королевой и Глушко) - ДО КАКИХ ПОР ЭТА КИКИМ...Этот цирк пора за...

Гибель транспорта «Армения». Поиск места гибели и биографические справки

Гибель транспорта «Армения». Поиск места гибели и биографические справки


Глава 5
Биографические справки
Плаушевский Владимир Яковлевич

Год рождения: 1902.
Дата и место гибели: 7 ноября 1941, Черное море, район г. Ялта
Русский, беспартийный, участник Гражданской войны.
Место рождения: неизвестно.
Место призыва: Ильичевcкий районный военкомат (Одесса).
Дата призыва: 08.08.1941. Совпадает с датой мобилизации т/х «Армения».
Семейное положение: жена Плаушевская Нина Сергеевна (1904 г. р.), дочь Плаушевская Елена Владимировна (1925 г. р).
На момент гибели был в звании капитан-лейтенанта или капитана 3-го ранга (согласно другому документу).
Награждения: согласно Приказу № 28 „с“ от 7 мая 1942, посмертно.
Даты подвига: 22 сентября, 9 октября, 16 октября 1941 года.


Плаушевский Владимир Яковлевич – капитан транспорта «Армения». Аутентичность фото еще не подтверждена









Супруга Нина Сергеевна до войны работала в Одесском областном комитете радиовещания техническим контролером. В начале войны эвакуировалась с дочерью из Одессы в Туапсе. Работала радиотехником Черноморского флота. Получила инвалидность. После войны возвратилась на Украину в г. Черновцы.

Дочь Елена Владимировна работала преподавателем мировой литературы в Нежинском государственном университете. Награждена множеством наград, член национального союза журналистов Украины. Умерла в 2007 году. Была одинокой, без детей, братьев и сестёр. Хоронили соседи, которые за ней присматривали.


Теплоход «Капитан Плаушевский»[/center
Теплоход «Капитан Плаушевский».
Заложен в г. Херсон 19 января 1970 г.
Сдан в эксплуатацию 30 июня 1970 г.
Списан в июле 1996.
Тип судна: теплоход, сухогруз.
Конструктивный тип: двухпалубное, двухостровное, с удлиненным баком,
с надстройкой и МО смещенными в корму, с наклонным носом и крейсерской кормой.
Назначение: перевозка генеральных грузов.
Работал в Черноморском морском пароходстве, г. Одесса.

Бурмистров Иван Алексеевич


[center]
Бурмистров Иван Алексеевич – ответственный за погрузку «Армении» в порту г. Ялта

Дата рождения: 27 июня 1903 г.
Место рождения: г. Ставрополь.
Дата смерти: 28 августа 1962 г. Захоронен на родине в городе Ставрополь.
Русский, партийный, участник Гражданской войны.
Участвовал в гражданской войне в Испании под именем Луис Мартинес, был командиром подводных лодок С-1, С-4, С-6.

В 1938 году по представлению Испанского народного правительства за мужество и героизм, проявленные при выполнении военного интернационального долга, присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Таким образом, И. А. Бурмистров стал первым флотским офицером, удостоенным столь высокой награды.

В начале Отечественной войны командовал дивизионом строящихся и ремонтируемых подводных лодок в г. Николаев. В октябре 1941 года был назначен на должность Старшего морского начальника г. Феодосия, через который в то время шла перевалка грузов в Крым и на Кавказ.

3–7 ноября 1941 года – морской начальник порта Ялта. Был назначен командиром перехода «Армении» из Ялты в Туапсе, будучи на борту сторожевого катера № 0122.

Привлекался в качестве свидетеля в процессе расследования гибели транспорта «Армения». Позже активно участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции в декабре 1941 – январе 1942, после которой был назначен на должность старшего морского начальника порта Геленджик. Был ранен, на лечение направлен в Среднюю Азию, где по окончании лечения стал слушателем эвакуированной в г. Самарканд Военно-Морской академии.

В 1946 году перешел на преподавательскую работу в системе ВМФ.

Награжден, помимо звания Героя Советского Союза, 2 орденами Ленина и 2 орденами Красного Знамени.

Почётный гражданин Ставрополя (1984, посмертно).

Именем И. А. Бурмистрова названы улица, средняя школа, библиотека-музей в его родном Ставрополе.




Воловиков Николай Федотович


Воловиков Николай Федотович – командир сторожевого катера № 0122, сопровождавшего «Армению».


Дата рождения: 25 августа 1908 г.
Место рождения: Крымская АССР, ст. Грамотиково.
Место призыва: Феодосийский ГВК, Крымская АССР.
Дата поступления на службу: 20 октября 1930 г.
Воинское звание: капитан 3-го ранга.
Наименование воинской части: 640 п 147 сд 7 ДМО ОВР СЗМОР ЧФ, ВС ЧФ.
Дата окончания службы: 11.01.1955.
Дата и место смерти: неизвестны.

После первичного разбирательства о причинах трагедии «Армении» Воловиков как командир катера эскортирования наказан не был, поскольку его вины в случившемся не было. Но в апреле 1942 года главный прокурор ВМФ на основании докладной записки начальника 3-го отдела ЧФ комиссара Кудрявцева обратился к народному комиссару ВМФ адмиралу Н. Г. Кузнецову с замечанием о слишком либеральном подходе должностных лиц в поиске и наказании виновных.

Результатом этого обращения становится, что достоверно известно, взятие под стражу командира сторожевого катера 0122 ст. л-на Н. Ф. Воловикова. Скоротечное следствие и приговор Трибунала Туапсинской военно-морской базы № 90 от 25.03.1942 – 10 лет исправительно-трудовых лагерей, позже замененных направлением на фронт.

С весны 1942 по май 1944 года участвовал в боях на сухопутном фронте в звании лейтенанта на должностях командира отделения автоматчиков, минометчиков. Был ранен. С боями прошел до Тернополя. С 25 января по 15 февраля 1945 года участвовал в обеспечении безопасности работы Ялтинской конференции союзных держав на должности минера 7-го дивизиона морских охотников.

За проявленный героизм и верность долгу был награжден:

– в ноябре 1944 медалью «За боевые заслуги»;
– в мае 1945 орденом Красного Знамени;
– в июле 1945 медалью «За оборону Севастополя»;
– в апреле 1947 орденом Красного Знамени;
– в феврале 1953 орденом Красной Звезды.

Из его послужного списка исчезла запись о судимости.






Найти родственников Н. Ф. Воловикова в Феодосийском районе не удалось.

Сторожевой катер (СК) № 0122 погиб в 1943 году в районе мыса Эльтиген, г. Керчь.

Тральщик (ТЩ) «Груз» погиб 27 февраля 1943 года в районе мыса Мысхако, г. Новороссийск во время боев на Малой Земле.


Артиллерийская 100-мм установка и винт т/щ «Груз»

Набережная Новороссийска
Эскадренный миноносец (ЭС) «Сообразительный» после Великой Отечественной войны был модернизирован и служил до 1960 года, в 1963 переоборудован в судно-цель, в 1966 году пущен на иголки.

Глава 6
История поиска места гибели транспорта «Армения»



Скорее всего, мне надо было в самом начале публикации обозначить то, что практически весь текст данной статьи был набран мною к концу 2019 года. Но в силу ряда обстоятельств положен на полку в 2020 году.

После идентификации «Армении» на дне Черного моря коллективом Центра подводных исследований Русского географического общества и Елизаветой Листовой была проделана большая работа (со всеми я знаком), которая дополнила описанное мною. Наверное, она где-то и опровергла выводы, сделанные мною. Но, размещая свой материал, я осмыслено не приводил данные из работ других исследователей. Пусть будет больше мнений.

Итак, в 2011 году, в семидесятилетнюю годовщину трагической гибели транспорта «Армения», основным источником данных был, конечно, Интернет. Существовавшие в те годы наиболее популярные и широко обсуждаемые версии гибели заключались в следующем:

• «Армения» перевозила/вывозила атомные секреты из Балаклавы.
• Фашисты специально охотились за «Арменией».
• «Армения» из Ялты возвращалась в Севастополь.
• Все документы по расследованию причин гибели были уничтожены по приказу командующего ЧФ Ф. С. Октябрьского.
• В. Я. Плаушевский, в нарушение приказа, вышел из Ялты днем, хотя должен был дождаться вечера 7 ноября.
• В. Я. Плаушевский самостоятельно зашел в Ялту, что тоже стало причиной трагедии.


Порой даже приводились ссылки на некое дело № 9096 фонда 10 в архиве ВМФ, как первоисточник нужных данных (по факту – фонд 10 «Тыл Военно-Морского флота», в котором всего 1 161 дело хранения, никакого отношения к «Армении» не имеет).

Также называлось имя немецкого летчика, виновника трагедии – Ernst-August Roth (1898–1975 гг.). Я был сторонником его причастности вплоть до 2013 года, когда из книг немецких исследователей KG 26 выяснилось, что Oberst Roth был командиром всей 26 эскадры и то только со 02.12.41, штаб которой базировался в конце 1941 в норвежском Stavanger.

Эти данные, конечно, полностью не исключают причастность A. Roth к гибели «Армении», но делают ее маловероятной. Полную ясность можно получить из летной книжки A. Roth, но это личные данные, доступ к которым, не будучи его родственником, получить в зарубежном архиве невозможно.

С моей точки зрения, необходимость изучения летной книжки Roth идентична необходимости изучения летных книжек всех летчиков KG 26, скорее всего, единственного сохранившегося блока информации об эскадре, хоть и фрагментарного, поскольку журнал боевых действий KG 26 есть только до 1939 года.

Конечно, это я сильно забежал вперед. Но для того, чтобы больше не возвращаться к теме немецких архивов, скажу.

В архиве города Freiburg к каждому фонду хранения есть история его формирования. В отношении Luftwaffe времен гитлеровской Германии дел хранения очень мало. И связано это не с происками вездесущего НКВД/КГБ, а с банальными законами войны и в силу объективных предпосылок – нахождения штабов авиационных эскадр на территории стран Восточной Европы. Поэтому документация с групп попадала в штаб Luftwaffe весьма оперативно, где накапливалась. Часть документов еще в 1943 году была перевезена в Дрезден, где позже была уничтожена особо варварскими бомбардировками города союзниками.

С апреля по май 1945 непосредственно немцами в Берлине уничтожено, согласно актам, «где-то 50–60 тон Luftwaffenakten». Какое-то количество документов, эвакуированных ближе к западным границам Германии, попало к англичанам и с конца 1950 годов возвратилось в ФРГ, где было исследовано совместной группой в городе Karlsruhe.

Что-то попало в частные руки. Возможно, что-то досталось трофейным частям Красной Армии.

(Отступление: уже в ноябре 2023 года один из читателей (Сергей П.) статьи на сайте «Военного обозрения» сбросил мне ссылку на интернет-ресурс «Российско-Германский проект по оцифровке германских документов в архивах Российской Федерации», в котором он нашел дело «Оперативные сводки штаба Luftwaffe» – другой экземпляр дела, обнаруженного мною в 2016 году в немецком федеральном архиве города Freiburg и полученного мною в феврале 2017 на компакт-дисках.

Дела по содержанию совпадают, отличаются сопроводительными штампами на титульном листе и бумагой. Так что предыдущую мою фразу «возможно, что-то досталось трофейным частям КА» нужно перефразировать в утверждение – «досталось трофейным частям КА»).

Но никакого целенаправленного уничтожения архивов Luftwaffe для того, чтобы скрыть историю гибели транспорта «Армения», конечно, не было.

Знакомясь с историями из Интернета, я был особенно задет ничем не подкрепленными обвинениями капитана В. Я. Плаушевского. Мне было непонятно, как можно голословно обвинять кого-либо в таком огромном количестве человеческих жертв.

Я решил докопаться до истины, изучить архивные документы. Тогда я и не догадывался, сколько времени и средств это потребует.

Так, найдя в Интернете материалы по «Армении», которые отослали в библиотеку земли Baden-Württemberg в городе Stuttgart, как первоисточник данных, я списался с ее научным руководителем. Он выслал мне копию листа Журнала Боевых действий вермахта на 7 ноября 1941 – первого архивного документа, послужившего основой всех будущих фактических данных об «Армении».

При этом он сообщил, что сама библиотека не располагает какими-нибудь материалами, и нужно обращаться в Германский Федеральный Военный архив в городе Freiburg. Конечно, в то время возможность работы в этом архиве даже не рассматривалась, настолько это было малореальным, практически фантастичным.

Поэтому я решил начать с ближайшего архива в городе Симферополь. Обращаясь в архив, наивно полагал, что вот зайду, попрошу дело о гибели транспорта «Армения», и мне тут же его вынесут, как томик стихов Пушкина. Действительность оказалась суровее.

Нигде нет никакого дела о гибели транспорта «Армения». Существуют десятки фондов, где есть описи, а в описях сотни и сотни дел хранения. И сначала нужно выработать критерии поиска по неким ключевым словам, временному периоду, месту события. Потом всего лишь запастись свободным десятком лет и работать, работать, жадно выискивая только лишь сочетание – теплоход «Армения».

Отдельного поклона заслуживают работники архивов, особенно те, кто напрямую соприкасаются с архивными документами. Своим спокойным, рассудительным характером они подспудно помогали мне в ходе всей моей работы. Безропотно и честно трудясь за грошовую заработную плату, они стали неразрывной частью архивных сокровищ и внесли неоценимый вклад в мое исследование.

Надо заметить, что архивные документы, особенно рукописные, особенно когда видишь по карточке учета использования, что они никогда никем не были востребованы для ознакомления с момента их помещения в архив, производят ощущение сродни путешествию во времени и твоему присутствию рядом с автором читаемых тобой строк. Трепет пронизывает от осязания кончиками пальцев пожелтевшей от времени бумаги.

2011 год заканчивался. Были совместно с А. Марковым проанализированы предоставленные им воспоминания жителей Ялты, в том числе партизан, и бывших соседей его родителей. Начиналась работа в Государственном архиве Республики Крым, с проблесками дела со списком эвакуированных на «Армении». Формировались версии причастных к трагедии и вероятных мест затопления.

В декабре нас с Алексеем Марковым приглашает журналист Наталья Брайко на телепередачу «Севастопольские встречи» канала «Черноморка», в те времена финансируемого Черноморским флотом РФ. Результатом этого прямого эфира стали не только звонки в студию родственников очевидцев, но и предоставление в феврале 2012 года письменных, от руки написанных, свидетельств «очевидцев» гибели транспорта «Армения», которые начинались словами: «Я, такая-то, 1918 года рождения, свидетельствую, что я была очевидцем потопления теплохода «Армения» у скал Адалары…». И дальше следовало подробное описание события, места, с которого оно наблюдалось – Гурзуфская музыкальная школа.

Выехав на указанное место, я увидел, что школа до нашего времени сохранилась и действует. И сразу стало понятно, что рельеф места четко определяет возможный сектор обзора в центре со скалами Адалары, к которым, по воспоминаниям «очевидцев», устремилась «Армения», маневрируя от налета немецких самолетов.

Данное место, конечно, не позволяло видеть гибель «Армении» из Ялты, но укладывалось в «воспоминание» Ялтинских партизан, с их слов, 7 ноября поднимавшихся в Крымские горы, и многочисленные рассказы моряков ялтинских рыбколхозов, которые говорили о нередком порыве тралов во время лова рыбы как раз в этом районе.

Версию, что «Армения» была затоплена недалеко от скал Адалары подтверждал полученный чуть позже документ из немецкого архива, в котором говорилось о затоплении 7.11.41 корабля южнее Гурзуфа.

Вообще-то, работу в немецком Федеральном архиве в городе Freiburg я начал в 2012 году не напрямую, а через немецкого гражданина, который был официально зарегистрирован в архиве как исследователь и имел расширенный допуск. То ли мною задача была нечетко поставлена, то ли существенную роль сыграло то, что оплату он получал от количества исследованных страниц, но вся его работа свелась к обнаружению вышеназванной страницы, сотен отсканированных копий абсолютно непричастных к событию документов и каких-то многостраничных отчетов.

Продолжение следует…
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх