Как бы правящие элиты некоторых мировых государств не упражнялись в ораторском искусстве на тему нерушимости границ, невозможности территориального расширения и так далее, когда вопрос касается их геополитических интересов, все эти благозвучные тирады резко уходят на второй план. Сразу же возникает вопрос двойных стандартов, которые попросту невозможно искоренить в современной мировой политике. Оно и понятно, ведь свои отходы процесса жизнедеятельности, как водится, не пахнут. Но, как говорили в девяностые, «за базаром всё же необходимо следить».
Поэтому, когда вам кто-либо начинает говорить об «аннексии Крыма», «агрессивной России» и «западных ценностях», вы смело можете привести пару обратных примеров, в которых главные глашатаи, возвещающие массам об «имперской России», были также замечены в желании расширить свои административные границы в угоду геополитическим интересам. И я даже не буду говорить об откровенной аннексии 20 века Гавайев Соединенными Штатами. Тема избитая. Всё же есть более свежие примеры, которые остаются актуальными и сегодня. И в данных примерах игроки геополитической арены не желают спрашивать мнения у населения, проживающего на территории сферы их интересов. В первом случае – спрашивать некого. Во втором примере – спрашивать не привыкли.
К слову, мнения населения полуострова Крым об интеграции в состав РФ были учтены на соответствующем референдуме. Да здравствует демократия! Однако Европейский союз и ряд стран НАТО были данным фактом не впечатлены, но тут уже вопрос не касается того, что это «аннексия или не аннексия». Просто нахождение Крыма в составе РФ противоречит геополитическим интересам США. Вот они и заварили эту кашу с санкциями. Двойные стандарты, чего уж тут.
Остров Ганса – необитаемый предмет спора между Канадой и Данией
Остров Ганса (или Ханса) – необитаемый остров в центре пролива Кеннеди, что разделяет Канаду и остров Гренландия, принадлежащий Дании. Площадь данного «алмаза», являющегося яблоком раздора между Копенгагеном и Оттавой, равна 1,3 квадратных километра. Так почему же эта «голая малютка» так сильно интересует две далеко не бедных страны?
Всему виной глобальное потепление, которое не только освободило зону вечной мерзлоты от привычного льда, но и обнажило геополитические интересы стран Арктической пятёрки. На самом деле, к Русской Арктике до глобального потепления тоже никто интереса не проявлял, однако, природный катаклизм расставил всё на свои места, дав старт бесконечным спорам и непрекращающейся делёжке.
Остров Ганса – является важной геополитической точкой на карте, которую нельзя выпускать из рук ни датчанам, ни канадцам. Ведь государство, которое сможет заполучить островок в свои владения, получит также и контроль над Северо-Западным проходом. Данный морской путь через Северный Ледовитый океан соединяет Северную Америку и страны Азии, а это значит, что та страна, у которой будет контроль над ним, заработает миллиарды долларов.
В самой Скандинавии сперва посмеивались над этим конфликтом. Общественность даже создала Фронт освобождения острова Ганса, который боролся как с Данией, так и Канадой, отстаивая право на самоопределение. Было создано радио «Свободный Ганс», а шведские ди-джеи даже звонили в МИД Канады и Дании, заявив, что Швеция тоже претендует на островок, так что, не лучше ли, мол, поделить его пополам.
Смех смехом, конечно, но конфликт затянулся, а общественности вскоре надоела эта тема. К слову, исследователи, как с одной, так и с другой стороны уже предлагали Дании и Канаде поделить остров пополам, но воз и ныне там. Конечно, кто же захочет делиться возможными миллиардами? Геополитика, друзья, во всей её красе. Казалось бы, никому не нужный клочок земли стал причиной конфликта между многоуважаемыми странами Арктической пятёрки. Чего уж тут удивляться более серьезным геополитическим претензиям?
Эгейский спор. Конфликт между Грецией и Турцией
Эгейский спор – конфликт достаточно продолжительный и закостенелый. Если говорить о нём в двух словах, то можно описать его так: практически все острова Эгейского моря принадлежат Греции, что значительно сужает морские и воздушные государственные границы Турции в этом регионе. Турцию в силу её неоимперских замашек сей факт, конечно же, не устраивает. Потому-то на почве этого спора между Турцией и Грецией с завидной регулярностью возникают конфликты. Да ещё какие! В девяностые между двумя странами НАТО чуть было не вспыхнула самая настоящая война. Интересно было бы посмотреть, чью сторону занял бы альянс в данном конфликте.
Но, слава Богу, обошлось. Однако поводов для начала полномасштабных военных действий предостаточно и сегодня. Стороны, например, не брезгуют периодически атаковать самолёты друг друга, а главным виновником всему этому является Турция. И я говорю так не потому что сегодня наша страна дружит с Грецией, а потому что Турция довольно часто устраивает провокации, самовольно считая, что её воздушные границы намного шире, нежели это есть на самом деле. Тут стоило бы вспомнить инцидент со сбитым российским самолётом, который Турция оправдывала обыкновенной реакцией на нарушение государственных границ, но об этом написано уже много статей. Да и стоит ли изгаляться? Судя по греко-турецкому конфликту, у Турции обычный географический кретинизм. Тут к доктору надо.
Вообще, если бы международное сообщество закрыло глаза, позволив Турции делать всё, что заблагорассудится, я ни капельки не сомневаюсь, что Турция первым делом оккупировала бы все Эгейские острова, принадлежащие Греции. Но Анкара так сделать не в состоянии, потому что сразу же получит по шапке от Вашингтона. США будут просто вынуждены реагировать.
Тут показателен ещё один фрагмент истории 20 века – оккупация Турцией Северного Кипра. Турция не просто оккупировала эту территорию, но ещё и устроила там самые настоящие этнические чистки, выселив оттуда всех греков, заселив территорию исключительно турками. К слову, только Турция считает Северный Кипр своим, весь мир признаёт данную территорию оккупированной, что, однако, не заставляет этот самый мир обложить Турцию санкциями, как было в крымском вопросе. Ну, опять же – двойные стандарты, куда без них?
Факт с оккупацией Северного Кипра, кстати, указывает нам сразу на две очевидные истины: имперские замашки у Турции имеют место быть, и если дружишь с США, то можешь творить всё, что только пожелаешь.
Мораль сей басни такова…
В вопросах геополитики ни одна страна не будет руководствоваться общепринятыми понятиями того, что такое хорошо и что такое плохо. Все эти якобы демократические популистские речи рассчитаны на эффект формата «верь и не думай». Всё это работает только с тем, кто не привык разбираться в сути вопроса, руководствуясь только своеобразным снятием пенки. Геополитика – сложная, но в то же время очень интересная область современной политики, и если вам не интересно разбираться во всех перипетиях данной отрасли, то лучше оставить её за бортом собственного мировосприятия. Вокруг ещё так много всего интересного.
источник
Свежие комментарии