
Флаг Гилянской Советской Социалистической Республики
В 1920–1921 гг. на севере Ирана существовала Советская Республика Гилян, известная в историографии как Гилянская Советская Социалистическая Республика.
На флаге этого исторического государства в левом верхнем углу что-то написано арабицей. Это читается «Каве».
И вот что это означает:
В нетленной поэме Абулькасима Фирдоуси «Шах-наме», написанной еще в X в., рассказывается предание, в котором народное восстание против деспотичного правителя по имени Заххак поднял и возглавил кузнец по имени Каве, воздевший на копье свой кожаный рабочий фартук в качестве боевого знамени.
«Как вышел Каве из дворцовых ворот,
Его обступил на базаре народ.
Он шел всё вперед и кричал всё сильней,
За правду восстать призывая людей.
Из кожи передник, что в утренний час
Кузнец надевает, за молот берясь,
Срывает Каве, прикрепляет к копью,
И пыль на базаре встает, как в бою».
(Абулькасим Фирдоуси. Шах-наме. Перевод – Ц.Б. Бану. Т. 1. М., 1957, с. 64).

Абулькасим Мансур бен Хасан Туси Фирдоуси
В результате восстания трон перешел к принцу древней царской династии, который украсил передник кузнеца, ставший знаменем праведной борьбы, золотом и драгоценными камнями.
В истории Ближнего Востока были и другие случаи, когда на копья воздевали то, что меняло ход событий.
Так, во время сражения при Сиффине в 657 г. между войском халифа Али бен Абу Талиба и войском поднявшего восстание наместника Сирии Муавии бен Абу Суфьяна, которое стало терпеть поражение, воины последнего подняли на копьях листы Корана, чтобы бой остановился.
«Сражение явно клонилось к победе Али. Но оба войска были на грани истощения. Бой продолжался по инерции. Как рассказывал один из участников сражения историку аш-Шаби: «Мы были покрыты пылью и кусали друг друга и дошли до того, что стояли, глядя друг на друга, и не мог ни один человек из двух войск броситься на противника и сразиться с ним». В этой обстановке достаточно было малейшего толчка, чтобы сражение кончилось полным разгромом одной из сторон, и, скорее всего, эта судьба ожидала сирийцев. Положение спас изворотливый Амр б. ал-Ас, предложив повернуть против Али его же оружие: призвать к тому же, к чему тот всегда призывал, – к решению «следовать Книге Аллаха» и остановить бой, подняв на копьях свитки Корана. На рассвете перед иракцами появились фигуры со странными знаменами, которые при приближении оказались свитками, прикрепленными к копьям. Самый большой из них несли на нескольких копьях, вероятно, развернутый горизонтально, как в наши дни носят транспаранты на демонстрациях. Сирийцы кричали: «Боже, Боже! Подумайте о ваших женах и детях и о том, кто останется для [отражения] румов, тюрок и персов!» Бой сразу прекратился...». (Большаков О.Г. История халифата. Том III. М., 1998, с. 58).
Иранцы, несмотря на то, что являются ревностными мусульманами, бережно хранят свое эпическое наследие. Так, зороастрийский знак Фаравахар с профилем духа Фраваши, ошибочно принимаемым некоторыми за божество Ахурамазду, можно увидеть на улицах городов Ирана, особенно в Ширазе, поскольку этот знак является признанным символом иранской самоидентификации, а вовсе не языческим пережитком.

Фаравахар как элемент украшения городских улиц
Поэтому неудивительно, что имя эпического кузнеца было нанесено на государственный флаг Гилянской Республики.
Свежие комментарии