На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Понятно,что Европа пытается Украину украсть,что к Законности тоже отношения не имеет!ТАК СКОЛЬКО ЖЕ БА...
  • Eduard
    На каком основании Европа вмешивается в дела сторонних стран?Европа должна себя защищать,а не сувать свой длинный нос...ТАК СКОЛЬКО ЖЕ БА...

Всадники в музеях. Понемногу о каждом

Несется конница, сверкает меч, и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их.
Книга пророка Наума 3:3


Военные музеи Европы. В Европе, да и в США тоже, существует множество музеев, тематика которых позволяет отнести их в военным. Однако нас сегодня интересуют лишь те из них, в которых экспонируются рыцарские доспехи. И не просто доспехи, а манекены всадников и лошадей, на которых они вполне могли ездить при жизни. Потому что задача музея не только хранить разное ценное «старье», но еще и с его помощью просвещать людей современности. Сами по себе доспехи интересны, но надо напрягать ум, чтобы себе представить, как они сидели на теле человека. Надели их на манекен – отлично! Но ведь рыцарь был всадником, у него было седло, стремена… Как он всем этим пользовался, насколько, сидя верхом на лошади, возвышался над толпой? То есть если мы посадим рыцаря в полном вооружении на фигуру коня, образовательный эффект от этого будет несравнимо выше.
 



Рыцарская кавалькада из Метрополитен-музее в Нью-Йорке. На крайней справа фигуре доспехи для всадника и коня герцога Саксен-Кобургского Иоганна Эрнста (1521–1553), работы нюрнбергского мастера Кунца Лохнера (1510–1567). Время изготовления ок.1548 г. Вес доспеха всадника: 25.4 kг. Вес конского доспеха вместе с седлом 41,73 kг.


Конечно, тут есть много «но». Во-первых, просто так рыцарские доспехи, надетые на манекен, на конский муляж не посадишь. Нужен гарнитур, то есть седло и стремена, а также конские доспехи, подходящие именно к доспехам сидящего на нем всадника. Но таких гарнитуров сохранилось меньше, чем собственно доспехов. Почему? Да просто потому, что, когда рыцарство свой век отжило, конские доспехи потеряли всякий смысл раньше, чем доспехи рыцарские. Те можно было поставить у себя в замке красоты ради, и вот для экспозиции конских доспехов требовалось… чучело коня. Сделать хорошее чучело стоило больших денег, а потом за ним нужно было ухаживать, оберегать от моли, чистить от пыли, а все это была лишняя головная боль, значимости хозяину доспехов не прибавлявшая. Например, в чешском замке Глубока-над-Влтавой кирасирские доспехи в большом количестве висят по его стенам внутри огромного холла исключительно ради красоты, а вот муляж коня, на котором восседает рыцарь в «максимилиановских доспехах», всего лишь один. Да и места много такие кони занимают, а толку от них чуть. Да еще они и пахнуть могут, и как с этим могла мириться та или иная знатная госпожа? Да никак она не мирилась! Доспехи, если уж они так греют душу ее муженьку, – в арсенал, а конские доспехи – сдадим старьевщику, покуда муж в отъезде. Таким или примерно таким вот образом было потеряно множество конских доспехов позднего периода, а уж о более ранних – тех, что были из ткани, кожи и кольчужного полотна можно и вообще забыть – не сохранился из таких ни один! Хотя упоминаются кольчужные конские доспехи уже во французских документах 1302 года.


Конский доспех из Италии, ок. 1580-1590 гг. Доспехи, показанные на этой фотографии, покрыты гравированным орнаментом, в котором присутствуют листья, мифологические существа, а также герои библейской и классической истории, такие как Давид, Голиаф и Марк Курций. Превосходное качество гравировки и предпочтение общего декора указывают на происхождение из Брешии — второго по значимости центра производства оружия в северной Италии после Милана. Брешиа была основным поставщиком оружия в Венецианскую Республику. Находились в арсенале графов Коллальто в замке Сан-Сальваторе, недалеко от Тревизо. Это один из немногих полных конских доспехов, сохранившихся с конца XVI века, поскольку конница в тяжелой броне в это время играла все меньшую роль на войне. Вероятно, эти доспехи были сделаны для графа Антонио IV Коллальто (1548–1620), возможно, в 1589 году, когда он был назначен командующим венецианской армией. Вес доспеха равен 42,2 кг (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Гравировка конского доспеха из Италии, ок. 1580-1590 гг., крупным планом


В Музее Армии в Париже выставлено чучело коня Наполеона и, надо признаться, имеет оно весьма «бледный вид». Видно, что и время, и насекомые, потрудились над ним немало. Вот почему, собственно всадники в этом музее восседают на конях бесшерстных, но прекрасно изготовленных и отлично раскрашенных. И такие же конские муляжи сегодня используются сегодня в музеях Европы и США, повсеместно. Здесь можно назвать всемирно известный Метрополитен-музей в Нью-Йорке, в котором в зале 371 экспонируется целая кавалькада из четырех всадников в доспехах французских жандармов эпохи короля Карла VII. И смотрятся они очень реалистично и, что тоже очень важно, находятся не за стеклом. Поэтому их можно фотографировать с любых точек и в деталях.

Всадники в музеях. Понемногу о каждом

Всем известная фигура рыцаря в готических доспехах из Королевского Арсенала в Лидсе


Очень эффектно размещены всадники на конях в Королевском Арсенале в Лидсе, Великобритания. Здесь воспроизведена атака конных латников на пеших стрелков, и есть отдельно стоящие фигуры самурая, монгольского всадника, рыцаря в готических германских доспехах. Интересно, что щит для монгольского всадника делал наш российский историк В.Горелик. Как и положено, он плел его из прутьев, обматывал их цветными нитками, подбирая узор, в общем, работу проделал колоссальную. Ну и зато щит смотрится как настоящий.


Вот этот всадник и вот этот щит (Королевский Арсенал, Лидс)



Тибетский всадник, одетый в ламеллярные доспехи зуб кан (1600-1699) (Королевский Арсенал, Лидс)



Но опять-таки, если сделать муляж коня хотя и дорого, но все-таки возможно, где взять на него конские латы? Изготовить заново, как тот же Горелик сделал щит? Но тут большая разница – одно дело изделие из прутьев, кожи, кисточек и ниток и совсем другое – масса чеканного железа, в которой все детали должны быть продуманы. Сегодня благодаря лазерному сканированию и 3Д печати вполне можно сделать копию любых доспехов, в том числе и конских. И устроить вполне современный музей доспехов и рыцарей верхом на прекрасных конях. Вот только цена такой работы будет зашкаливать. Например, американский пистолет Кольт 1911А1 изготовленный обычным способом стоит 200 долларов. А этот же самый пистолет, распечатанный на 3Д-принетере – более 2000! Так что хоть и дороги были настоящие рыцарские доспехи в Средние века, их копии, изготовленные в металле по самым современным технологиям, как это не парадоксально звучит, окажутся еще дороже! Во всяком случае пока так. Как там будет в дальнейшем предугадать довольно трудно.


Очень хорош в Лидсе и японский конный самурай


Если есть конь-манекен, то должен быть и манекен всадник. Сажать на коня пустые доспехи – глупо, поскольку трудно обеспечить натуральный внешний вид. То есть надо чтобы был еще и человек-манекен и надо его обрядить в доспехи. Штаны надеть, потому, что они бывают видны, рубашку – которую нередко также можно видеть на сгибах локтей. Но самое сложное все-таки не это, а конская упряжь. Да, есть седло (они часто сохранялись), есть шаффрон, мундщтук со всеми причиндалами, есть собственно бард – конские доспехи. Но подпруга, подхвостник, а иногда и уздечка – все это кожаное и от времени приходит в негодность. Грызло мундштука опять же надо правильно дать «коню» в зубы, закрепить на нем кожаную амуницию, потом металлические доспехи… И нужно еще все время помнить об историзме. Например, Людовик XII в 1507 году въехал в Геную на коне, у которого были обрезаны уши и полностью выбрита грива, чтобы придать ему дикий и устрашающий вид. Подобное «украшение» лошади вошло в моду еще при Карле VIII, так что на каком-то муляже все эти особенности эпохи вполне можно было бы и воспроизвести. Но чтобы так сделать, про это необходимо знать, то есть нужна слаженная работав историков, коневодов и специалистов по конскому снаряжению, кожевников и реставраторов. Уже одно — это перечисление показывает, что стоить их услуги будут очень дорого! Конечно, можно поручить это дело и… «абы кому». Но тогда нужно заранее быть готовым к тому, что в век интернета ваш музей получит не «лайки», а массу критических замечаний, которые… понизят его привлекательность как в глазах посетителей, так и инвесторов, а закончится все это может и вовсе очень плохо.


Диорама «Битва при Павии» (Королевский арсенал, Лидс)


Тем не менее, все большее число музеев обзаводится конными фигурами в доспехах и там, где они сделаны «как надо» они всегда привлекают внимание посетителей и играют важную просветительскую роль.

Ну а теперь давайте познакомимся и с собственно конскими доспехами, а затем и с доспехами, которые экспонируются в различных музеях.


И снова Лидс. Рейтар эпохи Тридцатилетней войны. Лошадь уже без доспехов, на кобуре сверху клапан от дождя. Одно лишь интересно, под клапаном пистолет засунут рукояткой к седлу или к шее?


Начнем с того, что на знаменитой «Байесской вышивке» 1066 года никаких конских попон нет. Но известно, что конские попоны из металлических пластин использовались в Древнем Риме времен заката империи, у тех же парфян, затем в Иране, поскольку они есть на барельефах иранских шахов VII в., а также в Византии. Византийские всадники-катафракты имели на своих конях панцири из костяных и металлических пластин, пришнурованных на кожаную подкладку. Уже в эпоху крестовых походов попоны из ткани, пока же только для защиты от палящего солнца, появляются и в европейской рыцарской коннице.


Впрочем, и у нас появились прекрасные экспозиции всадников в доспехах, опять же на одеспешенных лошадях. Например, вот эта троица – из Музея артиллерии и войск связи в Петербурге. Доспехи – превосходные! Ну, просто очень впечатляющие доспехи. Я бы даже сказал, лучше, чем в Метрополитене. Сидят «ребята» как влитые. Ну, древко копья у первого привязано леской, то есть рукой в латной рукавице он его не держит. Но это уж мелочь. А вот то, что манекен лошади изготовлен в мастерской барона П.К. Клодта в 1840-1850 гг. уже одним превращает его в ценнейший музейный экспонат – образец того, как «это» делали тогда!

В Европе с конскими доспехами рыцари познакомились, встретившись на полях сражений с монголами хона Бату. Подробное их описание оставил Плано Карпини, но заимствовать их устройство западноевропейские рыцари не стали. В начале XV века рыцари защищали своих коней кольчужными и стегаными попонами. Иногда их усиливали налобниками из металла или толстой вываренной кожи. Затем на полях сражений появились кони в железных нагрудниках, и в попонах бригандинного типа. То есть к таким попонам изнутри приклепывались металлические пластины, поэтому снаружи были видны лишь очертания пластин и головки заклепок. Но уже в XIV веке эти виды защиты сменили большие цельнокованые металлические пластины, закрывавшие прежде всего грудь, шею и круп коня. Именно эти части дела животного были наиболее уязвимы… для стрел лучников и арбалетчиков, громко заявивших о своем могуществе на полях сражений Столетней войны. Такие доспехи вошли в массовый обиход рыцарства уже в середине XV века. Именно в это время тяжелая рыцарская конница стала массово использовать латные доспехи для защиты своих коней и продолжалась эта практика примерно… 150 лет. Интересной особенностью таких конских доспехов стали парные умбоны на нагрудной металлической пластине. К XVI веку такие доспехи достигли максимального совершенства, причем в начале века появились даже рифленые «максимилиановские» доспехи, и также с умбонами спереди. 


И вот этот конь, покрытый попоной (понятно, что новодел, но новодел хороший!) тоже из этой же мастерской. Но… как всегда у нас чего-нибудь да не хватает. Уздечка есть, а вот мундштука нет. И поводья прикреплены к… уздечке! Увы, «коекакушество» у нас неистребимо!


Типичный конский европейский доспех из кованых металлических пластин — бард состоял из следующих основных частей:
— шаффрона (наморлника),
— кринета (нашейника),
— пейтраля (нагрудника),
— круппера (накрупника),
— и двух фланшардов (боковых пластин).



Вот как должен бы выглядеть типичный средневековый мундштук той эпохи. Ну и попросили бы какой-нибудь музей его им продать… Это мундштук рыцарского коня периода ок. 1550 года, и как вы видите, он был весьма сложно устроен. Мало того, что он богато украшен, видимо, в соответствии с общим декором доспехов, он совершен и как механизм. Внутри него находится так называемая челюстная цепь, служившая… «чтобы развлечь» лошадь, которая, играя с ней своим языком, вызывала сама у себя слюноотделение и этим расслабляла мышцы челюсти. 

Считается, что этот мундштук сделан к роскошному парадному гарнитуру для человека и коня, изготовленному в 1550-х годах в Италии для эрцгерцога Фердинанда II Австрийского (1529–1595), (хранится в музее Художественно-исторический музей в Вене). Известно, что Фердинанд заказал несколько комплектов конского снаряжения. Возможно, что этот мундштук принадлежал этому гарнитуру, если только мастерская, его изготовившая не поставила его «на поток». В любом случае это сложное устройство, свидетельствующее о хорошем знании анатомии и физиологии лошади и умению к ним применяться для более гибкого управления. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


А некоторые мундштуки были еще и усажены шипами, чтобы за них нельзя было схватиться врагу (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Многих читателей ВО интересует толщина металла, который шел на изготовление доспехов в том числе и конских. Так вот, именно на конских доспехах толщина брони имела особое значение. Дело в том, что железная броня толщиной всего 1,5 мм, покрывающая у коня морду, шею, грудь и круп, в общей сложности весила ни много ни мало 30 килограммов! К ним следует добавить окованное металлом седло, прочую амуницию, а затем и вес самого всадника, и вес его доспехов, которые тоже могли иметь вес от 27 до 36 килограммов. То есть делать такие доспехи еще толще, означало нагружать излишне нагружать коня, что было нежелательно во всех отношениях. Но зато тонкий металл был удобен для чеканки, и к тому же большие поверхности конской брони позволяли выполнять на них крупные чеканные изображения.


Кринет, изготовлен ок. 1535 г. Мастер Валентин Зибенбюргер (Нюрнберг, ок. 1510–1564, мастер с 1531 г.) Длина 95,2 см); ширина 29,9 см; вес 3070 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Продолжение следует…
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх