На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Рабоче-крестьянский вермахт


Самым ценным приобретением из армии ГДР бундесвер посчитал штык-ножи АКМ

65 лет назад, 1 мая 1956 года на Маркс-Энгельс-Плац в Берлине состоялся первый парад только что созданной Национальной народной армии (ННА) ГДР. Командовал парадом министр национальной обороны рабоче-крестьянского немецкого государства генерал-полковник Вилли Штоф. Подтянутый, в новеньком с иголочки мундире, он живо напоминал военачальника вермахта.

Коммунист с конца 20-х годов Штоф как раз имел за плечами службу в вермахте и войну на Восточном фронте, за что был даже удостоен Железного креста – разумеется, в ГДР он его не носил. В 1945-м попал в советский плен, после чего стал видным партфункционером СЕПГ, возглавив сначала ряд ключевых экономических структур, а затем Министерство внутренних дел ГДР. Под эгидой МВД в 1952-м была сформирована так называемая Казарменная народная полиция (КНП, Kasernierte Volkspolizei) – прообраз будущей ННА. Это были скорее внутренние войска, впрочем, имевшие также воздушную и морскую компоненты.

Полицейское начало

В составе сухопутных сил КНП были созданы четыре территориальных управления, являвшихся базой для возможного развертывания 12 общевойсковых дивизий численностью порядка 160 тысяч. Сами теруправления включали в качестве частей основной организационной формы так называемые отряды оперативной готовности – по сути батальонные тактические группы. В КНП была введена униформа советского фасона.

КНП снабжалась как немецким (из числа трофеев) оружием, вплоть до 105- и 150-мм артиллерийских систем, так и переданным СССР советским. Включая, в частности, стрелковое оружие, танки Т-34-76 и ИС-2, САУ СУ-76 и СУ-85, бронеавтомобили БА-64, 82- и 120-мм минометы, 45- и 57-мм противотанковые орудия, 76-мм пушки, 122-мм гаубицы, 152-мм гаубицы-пушки, 37- и 85-мм зенитки. В КНП поступала и кое-какая техника собственного производства, например грузовики повышенной проходимости «Гранит-27» и легкие броневики типа SK-1, очень похожие на БА-64.

Воздушный компонент КHП (Volkspolizei Luft) включал учебные авиационные центры, в политико-маскировочных целях названные аэроклубами, и авиатехнические подразделения. Для их оснащения из СССР были получены учебно-тренировочные самолеты По-2, Як-11 и Як-18, а также транспортно-десантные Ан-2 для парашютно-прыжковой подготовки. В 1953 году летчики «Фольксполицай Люфт» начали осваивать учебно-тренировочный реактивный истребитель УТИ МиГ-15, что позволило восточным немцам во второй половине 50-х успешно пересесть на боевые истребители – околозвуковые МиГ-15бис, МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ и сверхзвуковые МиГ-19С и МиГ-19ПМ.

Морской компонент (Volkspolizei See) пополнился переданными Советским Союзом малыми тральщиками типа R (из состава бывших кригсмарине гитлеровской Германии), а также большими тральщиками типа «Хабихт», сторожевыми катерами типа KS, «Дельфин» и рейдовыми тральщиками типа «Швальбе», построенными уже в ГДР.

Личный состав КНП и стал кадровым ядром Национальной народной армии (ННА, Nationale Volksarmee), созданной в январе 1956 года. На параде 1 мая она, продефилировавшая почти классическим прусским маршем, заметно отличалась от прежней КНП привычными для немцев мундирами по образцу вермахта (цвета фельдграу), но, конечно, без имперских орлов и свастики.

Парадные расчеты красовались в новеньких, характерных только для ННА стальных шлемах М56, которые по сути представляли собой экспериментальную модель, созданную для вермахта в 1944 году.

«Рабоче-крестьянский вермахт», прямо скажем, впечатлял и регулярно обновляемым арсеналом, и отменной выправкой. Восточногерманский союзник демонстрировал в дальнейшем на парадах даже ракетно-ядерные средства тактического и оперативно-тактического назначения. Заряды к ним в случае войны по договоренностям в рамках Варшавского договора были бы получены из хранилищ Группы советских войск в Германии.

На уровне задач

ННА ГДР стала одной из наиболее технически оснащенных и подготовленных армий мира. Но стала бы она в случае обострения обстановки воевать с ФРГ? В аспекте истории русско-германских отношений она сама по себе являет феномен и достойна досконального исследования.

Как-то сиживая в ресторанчике с офицером ННА, окончившим советский военный вуз, услышал: «Камрад, неужто ты думаешь, что мы станем стрелять в солдат бундесвера? Мы же все немцы». Впрочем, это было сказано как бы в шутку, но факт остается фактом – не только ГДР в 90-е годы была поглощена ФРГ, но и ННА – бундесвером. Никакого противодействия этому ННА не оказала.

ННА имела четко выстроенную структуру, включая сухопутные войска (Landstreitkrafte), военно-воздушные силы и ПВО (Luftstreitkrafte/Luftverteidigung), народный военно-морской флот (Volksmarine), а также пограничные войска (Grenztruppen). Боеготовым вооруженным (ополченческим) резервом ННА являлись так называемые боевые дружины рабочего класса («Фольксштурм Хонеккера»). В ННА проходили службу 173,1 тысячи человек. Почти в три раза меньше, чем в бундесвере, но это была третья по численности армия среди союзников СССР по ОВД (после Польши и Чехословакии). А в угрожаемый период для доукомплектования соединений и частей кадра могли быть экстренно призваны еще 200 тысяч резервистов.

В оперативно-мобилизационном отношении территория ГДР была разделена на два военных округа (ВО) – 3-й (штаб в Лейпциге) и 5-й (Нойбранденбург), каждый из которых в военное время преобразовывался в общевойсковые армии. В состав каждого в качестве частей окружного подчинения входили ракетная бригада оперативно-тактического назначения (с комплексом 9К72 «Эльбрус»), артиллерийский полк, отдельный реактивный артиллерийский дивизион, отдельный дивизион ПТУР, зенитно-ракетный полк, боевой вертолетный полк, другие части окружного и армейского подчинения.

Основу боевой мощи 3-го ВО, например, составляли 7-я танковая, 4 и 11-я мотострелковые дивизии, а также соединения кадра – учебно-мобилизационные мотострелковые дивизии. В 5-м военном округе это были 9-я танковая, 1 и 8-я мотострелковые дивизии, учебно-мобилизационные мотострелковые дивизии – 19 и 20-я им. Макса Матерна.

Что касается вооружения, то, скажем, 7-я танковая имела четыре ПУ тактического ракетно-ядерного комплекса «Луна-М», 30 танков Т-72, 292 Т-55, 150 боевых машин пехоты, 41 бронетранспортер, 126 орудий, минометов и боевых машин реактивной артиллерии. В угрожаемый период численность ВВТ значительно возрастала.

В ВВС/ПВО ННА к моменту разрушения Берлинской стены имели пять истребительных полков (250 самолетов), два истребительно-бомбардировочных (41), морской истребительно-бомбардировочный (23), учебный истребительный (20). А также два транспортно-десантных вертолетных полка (60 вертолетов), две тактические разведывательные (24 самолета), две военно-транспортные (22) и учебную военно-транспортную (20) авиаэскадрильи. Плюс три зенитно-ракетные бригады и три зенитно-ракетных полка (в общей сложности три тысячи ЗУР комплексов С-75 «Волхов», С-125 «Нева», С-200ВЭ «Вега» и С-300ПМУ – последние поступили в 1989 году).

В ВМФ ГДР (фольксмарине) в 1990 году числились различные боевые единицы советской и собственной постройки – три сторожевых корабля проекта 1159, 16 малых противолодочных кораблей проекта 1331, 18 ракетных катеров проектов 205, 1241РЭ и 151А, 20 торпедных катеров проектов 206 и 131. А также масса других плавсредств различного тоннажа и назначения.

В целом огромное количество вооружения и военной техники.

Нежданное наследство

Воссоединение Германии в 1990 году привело к тому, что все вооружение бывшей Национальной народной армии ГДР оказалось в распоряжении ФРГ. Оно было весьма значительным. Огромен и массив секретной военно-технической информации о советском вооружении, попавший в распоряжение НАТО.

Согласно опубликованным Комитетом министров обороны государств – участников Варшавского договора данным по состоянию на 1 июля 1988 года ННА имела:

  • 80 пусковых установок тактических и оперативно-тактических ракет («Луна-М», «Точка», 9К72 и «Ока»);
  • 307 боевых самолетов ВВС/ПВО и морской авиации (истребители МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29, истребители-бомбардировщики МиГ-23БН и Су-22М4);
  • 74 боевых вертолета (огневой поддержки Ми-24, десантно-транспортные Ми-8, противолодочные Ми-14ПЛ, вертолеты-тральщики Ми-14БТ);
  • 3140 основных (Т-72), средних (Т-55, Т-54 и Т-34-85) и легких плавающих (ПТ-76) танков;
  • 620 боевых машин (9П110, 9П122, 9П133, 9П148) и батальонных переносных пусковых установок противотанковых ракетных комплексов («Малютка», «Конкурс» и «Фагот»);
  • 5900 боевых машин пехоты (БМП-1 и БМП-2), бронетранспортеров (БТР-40, БТР-50, БТР-60, БТР-70, БТР-152, МТ-ЛБ), бронированных разведывательно-дозорных (БРДМ, БРДМ-2, венгерские FUG, PSH) и боевых разведывательных машин (БРМ-1К);
  • 2435 орудий полевой артиллерии (в том числе буксируемые 122-мм гаубицы М-30 и Д-30, 130-мм пушки М-46, 152-мм гаубицы Д-1, 152-мм пушки-гаубицы Д-20, самоходные 122-мм гаубицы 2С1 «Гвоздика» и 152-мм 2С3 «Акация»), минометов (82-мм и 120-мм) и реактивных систем залпового огня (122-мм БМ-21, чехословацкие RM-70 и 240-мм БМ-24).

Для сравнения приведем цифры по боевому арсеналу бундесвера на 1 июля 1988 года: 26 ПУ ОТРК «Першинг-1А», 850 боевых самолетов ВВС и ВМС, 450 боевых вертолетов армейской и морской авиации, 4900 основных боевых и средних танков, 6840 БМП и БТР, 2760 пусковых установок противотанковых ракетных комплексов, 3190 орудий, минометов и РСЗО, 24 дизельные подводные лодки, 16 крупных надводных боевых кораблей и т. д. Сила внушительная, а с учетом восточногерманских приобретений она могла стать и вовсе умопомрачительной, причем прежде всего для союзников по НАТО.

Маленький нюанс: Западная Германия и ГДР имели танков и другой бронетехники больше, чем Гитлер двинул на СССР в июне 1941-го.

Большая распродажа

Жизнь, однако, опровергла десятилетиями муссировавшиеся советской пропагандой штампы о «бундесвере – армии реванша». В циклопических размерах с учетом арсенала ННА ГДР он так и не состоялся. Как оказалось, не было таких планов у руководства ФРГ. Более того, начался процесс существенного сокращения бундесвера и собственно в «западногерманской» части.

Созданное же в пределах бывшей ГДР командование бундесвера «Oст» («Восток») предназначалось для организации процесса роспуска ННА и интеграции ее личного состава (за исключением почти всех старших и высших офицеров от полковников/капитанов 1-го ранга и выше, а также всех без исключения офицеров-политработников) в вооруженные силы ФРГ.

В 1991-м выполнившее свои функции командование «Oст» было упразднено, и в составе бундесвера в восточной части единой Германии были созданы командование сухопутных сил под тем же названием «Oст» (с преобразованием шести бывших дивизий ННА ГДР в шесть бригад по типу «хайматшутц», то есть войск территориальной обороны), 5-я авиационная дивизия с двумя секторами ПВО, радиолокационными постами и отдельными подразделениями связи, а также командование района базирования ВМС «Росток» с эскадрой береговой охраны, имевшей 11 боевых кораблей.

Свыше 600 бывших военных объектов ННА ГДР были переданы в коммунальное хозяйство, а почти вся боевая техника, корабли и прочее имущество армии и флота «первого немецкого социалистического государства» после частичного кратковременного использования бундесвером были распроданы за рубеж и разным фирмам – им пригодилась добротная армейская вспомогательная и транспортная техника.

В числе государств, поучаствовавших в разделе восточногерманского военного наследства, оказалась, например, Швеция. Ее правительство приобрело у ФРГ для своей армии 375 боевых машин пехоты БМП-1 (национальное обозначение Pbv-501) и 595 легких многоцелевых бронированных транспортеров-тягачей МТ-ЛБ болгарского производства (Pbv-401). Часть Pbv-401 была оснащена шведским ПТРК RBS-56 «Билл-1», превратившись таким образом в истребители танков по типу нашего «Штурм-С» (тоже на базе МТ-ЛБ). Кроме того, были приобретены еще 66 БМП-1, 215 МТ-ЛБ и 228 гусеничных шасси 122-мм самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» на запчасти. Шведам приглянулся также 31 танковый мостоукладчик BLG-60 производства ГДР на шасси советского среднего танка Т-55.

Оружие ННА пользовалось спросом и далеко за европейскими переделами. Индонезия существенно нарастила корабельный состав своих ВМС за счет приобретения всех 16 корветов (малых противолодочных кораблей) и 12 средних десантных кораблей бывшего фольксмарине плюс еще получила девять экс-восточногерманских базовых тральщиков. Четыре таких тральщика приобрел Уругвай.

Проявили интерес к бывшему арсеналу ГДР и американцы. Они купили довольно крупную партию (около сотни) танков Т-72 и Т-55 и в небольшом, правда, количестве БМП-1, БМП-2, БТР-60ПБ, БТР-70, БРДМ-2 и МТ-ЛБ. Вся эта техника нашла применение в исследовательских целях, а также для обозначения противника на учениях. Аналогично использовались 15 поставленных из ФРГ боевых самолетов (МиГ-21Ф-13, МиГ-23МЛ, МиГ-23БН) и три боевых вертолета Ми-24Д. В США прошел испытания прибывший из состава бундесмарине ракетный катер «Хиддензее» советского проекта 1241РЭ «Молния» – бывший «Рудольф Эгельхофер», к которому было поставлено некоторое количество противокорабельных управляемых ракет П-22 (экспортный вариант ракеты П-15М «Термит»).

Русские крылья люфтваффе

Более или менее продолжительное применение в объединенной Германии нашла только советская и чехословацкая авиационная техника ННА, поступившая на вооружение люфтваффе и продемонстрировавшая там свои достаточно высокие эксплуатационные качества. Это были 20 фронтовых истребителей МиГ-29А, шесть истребителей-бомбардировщиков Су-22М4, четыре учебно-боевых самолета МиГ-29УБ и два Су-22УМ3К, 12 чехословацких легких военно-транспортных самолетов L-410UVP «Турболет», два пассажирских самолета Ту-154М, 11 пассажирских вертолетов салонного исполнения Ми-8С и 13 Ми-8ПС.

Недолго летали с крестами бундесвера на борту три пассажирских самолета Ту-134А, три Ил-62М, 12 легких военно-транспортных Ан-26, 39 средних десантно-транспортных вертолетов Ми-8Т и 36 Ми-8ТБ, 25 легких многоцелевых вертолетов Ми-2, восемь противолодочных вертолетов-амфибий Ми-14ПЛ и шесть вертолетов-тральщиков Ми-14БТ, восемь вертолетов-воздушных КП Ми-9, а также 42 боевых вертолета Ми-24Д и 12 Ми-24П. Все они закончили свой век в первой половине 90-х.

В 1990–1992 годах в бундесвере сохранялись четыре зенитно-ракетных дивизиона с ЗРК большой дальности С-200ВЭ «Вега».

После воссоединения Германии в состав береговой охраны ФРГ были также приняты в качестве патрульных кораблей два бывших ракетных катера проекта 151А, построенных в ГДР под советское вооружение, которое было полностью демонтировано. Нашлось место в береговой охране ФРГ и трем патрульным катерам проекта 1589 – тоже из состава фольксмарине.

Любопытно, что на вооружение бундесвера были приняты доставшиеся от ННА ГДР штыки-ножи советского образца 6х4 к автоматам АКМ и АК-74 (под наименованием Kampfmesser, gross). Для табельной в нынешнем бундесвере 5,56-мм штурмовой автоматической винтовки G36 введен созданный на основе 6х4 новый штык-нож.

Что касается дня сегодняшнего, то согласно английскому справочнику The Military Balance 2020 в боевом составе бундесвера имеются 323 основных боевых танка «Леопард-2А4/А5A6/A7», 2310 БМП, БТР и БРМ, 252 единицы полевой артиллерии (121 155-мм самоходная гаубица PzH2000, 41 РСЗО MLRS и 90 120-мм минометов), 179 вертолетов (в том числе 53 боевых «Тигра») и 128 армейских БЛА, 228 боевых самолетов (истребители «Тайфун» и «Торнадо»), 88 многоцелевых и десантно-транспортных вертолетов, восемь тяжелых БЛА ВВС, шесть подводных лодок и 15 фрегатов, восемь противолодочных самолетов (P-3 «Орион»), 42 вертолета морской авиации (в том числе 22 корабельных противолодочных «Линкс»). Все это, конечно, выглядит как-то бледновато в сравнении с устрашающей картинкой бундесвера «первой» холодной войны. Впрочем, не исключено, что за кадром открытых источников осталось складированное оружие тех времен.

  

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх