Менее чем за три месяца ВСУ методичными ударами вывели из строя все железнодорожные паромы, работавшие на российской переправе через Керченский пролив
Морской порт «Кавказ», у одного из причалов которого 22 августа украинской крылатой ракетой «Нептун» был потоплен направлявшийся в Крым наш паром Conro Trader с 30 топливными железнодорожными цистернами на борту, медленно приходит в себя после атаки.
Для локализации разлива горючего вокруг верхней части севшего на грунт на глубине порядка пяти метров и сильно обгоревшего парома выставлены специальные боновые заграждения. Акватория срочно обработана сорбентом.Скоростными катерами Росгвардии, охранявшими Крымский мост, что находится в 12 километрах от места ЧП, спасен почти весь экипаж. Только двое моряков вечером в пятницу еще числились пропавшим без вести. В больницу отправлены двое наиболее пострадавших членов команды.
«В результате удара ВСУ в порту повылетали стекла. Тушение возгорания продолжалось около трех с половиной часов, площадь возгорания составила 500 кв. м… До ликвидации последствий в терминале „Крым“ порта „Кавказ“ работа Керченской переправы временно приостановлена, акватория закрыта до устранения последствий», — сообщил в телеграм-канале глава Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Крыма Анатолий Цуркин.
Более того. Цуркин допустил, что если при детальном осмотре повреждения инфраструктуры порта окажутся серьезными и потребуют длительного ремонта, придется налаживать другую паромную переправу в Керчь. Из Ейска, Темрюка «и других терминалов в акватории Азово-Черноморского бассейна на Кубани». А это намного дольше, дороже и рискованней.
Между тем, еще три месяца назад на этой линии работали у нас три железнодорожных парома: уже упомянутый Conro Trader, «Авангард» и «Славянин». На сегодня в строю — ни одного.
Вообще складывается впечатление, что перед нами заключительный этап крупной и крайне серьезной вражеской операции с далеко идущими, похоже, последствиями для нас.
Все началось еще 30 мая 2024 года. В тот день тоже ракетным ударом в порту «Кавказ» был сильно поврежден построенный в 2009 году в Севастополе «Авангард», другой крупный (длиной 133 метра) железнодорожный паром, работавший на линии «Крым-Тамань». Урон судну был чрезвычайно серьезным, большая пробоина в правом борту пришлась в район машинного отделения.
Но героическими действиями экипажа и прибывших им на подмогу спасателей Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Морспасслужба» «Авангард» все же удалось удержать на плаву. Вскоре он был отбуксирован к причалу Керченского судоремонтного завода. Где судно до сих пор без особого успеха пытаются вернуть к жизни.
Есть сведения, что тогда же серьезно пострадал и стоявший у соседнего причала, а ныне лежащий на дне Азовского моря Conro Trader. Но его в тот раз быстро удалось вернуть в строй. А поскольку одного такого транспортного судна для надежного снабжения Крыма было все равно явно маловато, на ту же линию вскоре был прислан и железнодорожный паром «Славянин» вместимостью до 50 вагонов, прежде совершавший регулярные рейсы из России в болгарскую Варну.
Однако 23 июля нынешнего года у причала «Кавказа» украинские ударные беспилотники настигли и «Славянина». Один человек на нем погиб, пострадали еще пять членов экипажа. Судно потеряло работоспособность и вслед за «Авангардом» было отправлено на долгий ремонт в Керчь.
Таким образом, после потери в четверг еще и Conro Trader, паромная железнодорожная переправа между Таманью и Керчью встала на неопределенный срок. Из Крыма доносятся бодрые рапорты тамошних властей, что, дескать, у них проблем с топливом нет и не будет. Мол, заранее предусмотрительно созданы внушительные запасы.
Однако любые запасы когда-нибудь заканчиваются. И что потом? Отправлять железнодорожные эшелоны со все более остродефицитным горючим через Крымский мост? Так и было до 8 октября 2022 года. Но в тот день, если помните, Главное управление разведки Украины сумело провести дерзкую диверсию на этой стратегической для России транспортной магистрали.
В результате сложной диверсионной комбинации с задействованием территорий Грузии, Болгарии и Армении, на мосту тогда была взорвана фура, начиненная взрывчаткой общей мощностью в 21 тонну в тротиловом эквиваленте. Погибли четыре человека. В момент взрыва рухнули в воду несколько пролетов автомобильного моста. На проложенном параллельно железнодорожном мосту загорелись семь цистерн с топливом в проходившем там же грузовом поезде.
Пожар в составе и вокруг него был такой силы, что, как оказалось, под цистернами расплавились даже сверхпрочные рельсы. Еще большей беды удалось избежать лишь благодаря мужеству и самоотверженности машиниста поезда и его помощника.
Вот что по этому поводу говорилось в официальном сообщении Крымской железной дороги: «Всего в поезде было 59 вагонов, удалось отцепить 25. Вес поезда составлял около 4000 тонн. Если бы не четкие профессиональные действия локомотивной бригады, последствия могли быть трагичнее. Юрий Квашнин (машинист) остался в кабине, чтобы контролировать приборы и управлять тормозами. А Виктор Прошин (помощник машиниста) согласно инструкции вышел на путь, чтобы визуально оценить повреждения. Он увидел, что часть состава можно спасти, доложил о ситуации машинисту, после чего было принято решение отцепить горящие вагоны», — говорится в сообщении компании.
Но и это было еще не все. Железнодорожники сумели закрепить горевшие цистерны с топливом, чтобы те не укатились с моста в направлении Тамани, откуда следом шли другие составы в Крым. В том числе и пассажирские. Случись такое — последствия и вообразить невозможно.
Только в мае 2023-го полноценное движение поездов по мосту удалось возобновить. Но выводы Москвой были сделаны решительные. Во избежание чего-то подобного впредь, любые грузовые автомашины, а также поезда с топливом и прочими опасными грузами решено было переправлять в Крым и обратно только морскими паромами. А по мосту главным образом оставили лишь пассажирское сообщение.
Именно поэтому в минувшем июле, после вывода из строя украинскими диверсантами «Славянина», в своем регулярном отчете для широкой общественности британская разведка заранее злорадствовала: «Вероятно, теперь России придется рисковать движением поездов с топливом через Керченский (официально Крымский — „СП“) мост, чего она пыталась избежать с момента атаки на мост в октябре 2022 года».
В Лондоне тогда не знали, что мы сумеем в считанные недели найти другой выход. Наскоро подлатали хотя бы Conro Trader и поставили его на опустевшую было транспортную линию. Но теперь-то, с «черного» для порта «Кавказ» минувшего четверга, у нас не осталось и его. Что же остается? Все же — мост? Очень похоже, что именно этого Киев и добивался все минувшие месяцы, утроив настоящую охоту на российские железнодорожные паромы.
Во-первых, такое решение Москвы в «бархатный» сезон на Черном море неизбежно внесло бы настоящий хаос в и без того составленный на пределе технических возможностей график пассажирских перевозок. Пришлось бы отменять отправление составов с курортниками, билеты на которые давно проданы в обоих направлениях.
А во-вторых к чему могут привести новые ракетные атаки Крымского моста со стороны ВСУ в момент провоза по нему топлива, боеприпасов или чего-то подобного — это мы уже видели в октябре 2022-го. Кумулятивный итог подобного нападения способен возрасти многократно. И, возможно, в случае нового вражеского успеха на нем расплавились бы не только рельсы.
Что остается? Возможно, где-то в ремонте на керченском заводе «Залив» еще «жив» железнодорожный паром «Анненков», до лета 2018 года работавший на той же переправе. Но 7 июля того же года во время выгрузки вагонов он получил надлом корпуса ниже ватерлинии. Вода стала поступать в машинное отделение. Ее откачивали насосами, а пробоину заделали специальным пластырем.
С тех пор об отбуксированном в Керчь «Анненкове» ни слуху, ни духу. Но если сегодня его еще возможно вернуть в строй — этот шанс не стоит упускать.
Но если и с «Анненковым» — не вариант, тогда, возможно, придется возить топливо в Севастополь из Новороссийска танкерами Черноморского флота. Как в войну, в охранении одного-двух боевых кораблей и боевых вертолетов во избежание атаки морских и воздушных беспилотников Украины на переходе морем.
Есть, видимо, и возможность доставки дополнительного топлива посуху. Военными топливозаправщиками откуда-нибудь из Ростова-на-Дону или Таганрога по строящейся трассе вдоль северного берега Азовского моря. Через Мариуполь и Мелитополь в Джанкой.
Естественно, это будет небезопасно, если учесть, что до линии фронта от той дороги местами менее сотни километров. Но, тем не менее, машины-то по ней уже идут! По обнародованной на этой неделе вице-премьером правительства РФ Маратом Хуснуллиным — до 7 тысяч самых разных автомобилей в сутки. Почему бы в этом потоке не затеряться и сотне-другой бензовозов?
Наконец, надеяться в этом смысле можно и на еще один сухопутный коридор в Крым, который власти обещают ввести в строй до конца года. Имеется ввиду новая железная дорога вдоль северного берега Азовского моря, которая пройдет из Ростова-на-Дону в Крым через Таганрог, Бердянск, Мариуполь и Мелитополь. В общей сложности это 63 километра новых и около 140 километров восстановленных путей.
Есть масса косвенных свидетельств, что в свете нарастающих угроз Крымскому мосту со стороны Украины Москва с самого начала считает «азовский» железнодорожный маршрут настоящей «дорогой жизни» для Тавриды. И возводит его просто «в режиме ошпаренной кошки». Не жалея ни сил, ни денег.
Все делается в такой спешке, что, по сведениям научного руководителя Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ профессора Михаила Блинкина, вопреки всем руководящим документам работы начались без детальной инженерной и экономической проработки. «Не проводились даже такие предпроектные работы, как анализ грузовой базы: что планируется по этой дороге возить. Никому не было представлено технико-экономическое обоснование. Все говорит о том, что это строительство имеет не хозяйственный, а военный или политический характер».
А из интервью главы Запорожской области Евгения Балицкого, которое он дал прошлой осенью, следует, что, по меньшей мере, на начальном этапе новая железная дорога будет одноколейной и неэлектрофицированной. Иными словами — с сильно ограниченной пропускной способностью. Однако для снабжения Крыма это все равно намного лучше, чем один только все более и более рискованный маршрут над водами Керченского пролива, как сегодня.
Так что скрещиваем пальцы в надежде, что у строителей спасительной дороги вокруг Азовского моря все получится. Тогда всего через четыре месяца у Киева останется куда меньше смысла постоянно бить чем попало по российской переправе «Тамань-Керчь».
Свежие комментарии