На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    У нас так не будет. Порука сверху до низу.В Китае экс-руков...
  • FADVV FADVV
    Это  что за бред написан.Катастрофа для За...
  • brukhasin
    Что прочитаешь такое на старости лет и думаешь: оказывается не весь цирк в жизни увидел!Мигрантам Россия ...

Абхазия и Южная Осетия. На пути к признанию?

 

Тихо на границе


Правительство Абхазии 9 октября постановило отменить ограничения на пересечение границы с Грузией. Тем самым подаётся важный сигнал грузинским властям о готовности Сухума к диалогу с Тбилиси и, скорее всего, еще и к «официальному» развитию экономических связей с Грузией. Навряд ли такое решение не согласовано с Москвой.

 

Президент РФ Владимир Путин и президент Абхазии Рауль Хаджимба


А незадолго до этого в рамках НАТО впервые озвучили идею о вступлении Грузии в этот блок без Абхазии и Южной Осетии.

Похоже, Запад и Москва шаг за шагом продвигаются к приемлемому для всех компромиссу в вопросе международного признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии.

Абхазия и Южная Осетия. На пути к признанию?


Бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, сохраняющий в этом блоке статус весьма влиятельного политика, в середине сентября впервые публично высказался — именно в Тбилиси — о необходимости признания реальной независимости как Абхазии, так и Южной Осетии. Многие западные СМИ не без оснований расценили это как «стратегическую сенсацию».

По сути же с Запада был подан сигнал, что притязания Грузии на эти уже состоявшиеся страны вряд ли уже могут найти сколько-нибудь реальную поддержку. Такие притязания, по ряду признаков, сродни оторванным от реалий претензиям гоминьдановского Тайваня 50-х — 70-х на континентальный Китай, где в 1949-м победила народно-социалистическая революция.

Если точнее, г-н Расмуссен заявил — подчеркнем, на конференции «Евроатлантического партнерства» в грузинской столице:
«…если Грузия намерена стать будущим членом НАТО, вы должны обеспечить и защиту нацменьшинств. И начать дискуссии: будет ли для вас приемлемо стать членом НАТО без Абхазии и Южной Осетии. Это решение — за Грузией, после чего о решении надо уведомить НАТО».


При этом экс-генсек блока добавил, что
«отделению Абхазии с Южной Осетией способствовала дискриминационная политика Грузии в этих регионах, и теперь с реалиями надо считаться».


В устремившейся в НАТО Грузии это предложение вызвало чуть ли не шквал негативных эмоций в ее руководстве и прозападных (преобладающих) политических кругах страны. Но «официальные» западные политики однозначно не дезавуировали этих тезисов Расмуссена.

Что неудивительно хотя бы потому, что в 2014-м число стран блока, компании которых установили бизнес-контакты с Абхазией, не превышало 10. А к концу осени текущего года этот показатель превысил 20, по данным таможенного комитета Абхазии. В числе этих стран, например, Италия, Франция, Греция, Турция, Бельгия, Болгария, Венгрия.

Характерны также последние данные таможенного комитета Абхазии (сентябрь 2019 г.): в её внешнеторговом обороте доля России достигает 65%. А остальные 35% приходятся на Турцию (11%), Италию (почти 4%), Молдову с Приднестровьем (3%), Бразилию (почти 3%) и «другие государства (около 15%)». Причем в 2009-м доля зарубежья в этом реестре, исключая РФ, не превышала 15%.


При этом в реестре «других государств», скорее всего, и Грузия. Напомним, к примеру, что поныне действует грузино-абхазская комиссия по совместному регулированию работы приграничной Ингури-ГЭС (60% её электроэнергии поступает в Грузию, 40% — в Абхазию); абхазские власти разрешили 10 лет тому назад возвращение грузинских беженцев в приграничный Гальский район Абхазии.

По данным доклада «Хьюман Райтс Вотч» от 15.07.2011 г.,
«в начале 1999 г. абхазские власти открыли возвращение в Гальский район. Многие семьи действительно стали возвращаться, поначалу уходя ночевать на грузинскую сторону или проводя в этом районе только тёплое время года, чтобы обрабатывать землю и присматривать за своими домами».


Шаги навстречу


А в качестве встречного шага грузинская сторона с начала 2010-х годов проводит политику «мирной реинтеграции» в отношении Сухума и Цхинвала. Предусматривающую прежде всего создание зон свободной торговли по обеим сторонам демаркационных линий (т. е. границ Абхазии и Юго-Осетии с Грузией); оказание медицинских и образовательных услуг жителям этих регионов, в т.ч. на их национальном языке; ослабление ограничений на взаимные поездки.



Эти торговые зоны уже действуют в тамошнем приграничье — соответственно, по обе стороны вдоль границ Лениногорского района РЮО и Гальского района с Грузией.

Дело, конечно, не в «сочувствии» Запада и Грузии к Абхазии и Южной Осетии, с лихвой испытавших на себе недавнюю кровавую агрессию грузинских властей, последствия которой полностью не устранены до сих пор. А в том, что союзнические отношения России с этими странами существенно укрепляют российские геополитические позиции в обширном черноморско-кавказском регионе.

Тем более что, например, абхазский берег Черного моря — это треть протяженности восточно-черноморского побережья, а южная граница Южной Осетии — лишь в 60 км от Тбилиси и, кроме того, невдалеке от Армении, участвующей в пророссийских блоках, то есть в ОДКБ и ЕАЭС. Вдобавок через Южную Осетию с 1999-го проходит пусть небольшая (лишь 3 км), но всё же часть трассы трубопровода для азербайджанской нефти Баку — Тбилиси — грузинский порт Супса, откуда она вывозится в страны Запада.

Отметим, до 80% объема нефти для этой артерии добывают западные компании. Очевидно, что стабильная работа данного маршрута — стратегическая задача западного бизнеса и западных политиков. Руководство же транснационального консорциума (АIOC), управляющего нефтепроводом, не единожды заявляло, что, вопреки прогнозам грузинских властей, нет и не предвидится сбоев в его работе на южно-осетинской территории.

Понятно, что игнорировать все эти реалии — себе дороже. И естественно, что они вынуждают Запад как минимум контактировать с Сухумом и Цхинвалом, тем самым признавая геополитическую роль союзнических отношений России с этими странами. Что, в свою очередь, готовит почву для официального международного признания Абхазии и Южной Осетии.


Президент РФ Владимир Путин и президент Южной Осетии Анатолий Бибилов


Как отражение таких тенденций вполне можно расценивать точку зрения польского эксперта Конрада Ренкаша, высказанную в еженедельнике «Хроrtal» (Варшава) от 3 октября.
«После отражения агрессий Грузии, поддержанной Западом, Абхазия и Юго-Осетия с помощью России укрепили свою независимость. С помощью России в 1994 году удалось добиться окончательного установления мира, а Абхазия смогла окрепнуть. В той же Абхазии за последнее десятилетие появилось около 350 новых гостиничных объектов, в том числе соответствующих самым высоким мировым стандартам. Это перспективная, крайне интересная и спокойная страна».


Касательно абхазо-грузинских отношений отмечается, что
«в Абхазию впустили бывших грузинских беженцев, которые сейчас пользуются всеми культурными или образовательными правами. Есть и другие факты некоторого «потепления» между Тбилиси и Сухумом».


При этом польский эксперт подчеркивает, что «Абхазия уже не будет «фишкой» в «играх» с Грузией». А в отличие от России, в Польше и, в целом, на Западе
«как-то забыли, себе в ущерб, поддержать — в отличие от Москвы — давнее национально-освободительное устремление Абхазии, потому ей причитается от нас «компенсация». Она в перспективе, конечно, должна иметь форму признания республики».


По всем признакам, ситуация пусть медленно, с зигзагами, но движется в сторону официального международного признания легитимности суверенитета Южной Осетии и особенно Абхазии.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх