Дела в экономике Китая всё хуже. Китайская модель развития, основанная на экспорте – «мировая фабрика», и встроенная в общую систему капитализма, в кризисе. Поэтому Поднебесную, как и весь мир, ждут большие перемены.
«Мировая фабрика»
Со времени Дэн Сяопина, который в 1979 году пошёл на сговор с США, Китай строил «социализм с китайской спецификой». Что означало включение в систему капитализма с сохранением власти китайской компартии. Пекин получил большие выгоды: доступ к западным технологиям и капиталам, в некотором отношении повторил путь Японии, но в большем масштабе. Китай стал «мировой фабрикой». Англия вернула Гонконг, Португалия – Макао. Началось сближение с Тайванем: «Одна страна – две системы». Китайцы воспользовались развалом СССР с целью получения передовых и прорывных технологий из России и Украины, и для экономического проникновения в Среднюю Азию.
Сначала Китай поставлял максимально дешёвую продукцию, используя почти даровые трудовые ресурсы. Захватывая рынки Азии, Африки, Латинской Америки, бывшего СССР и даже части Европы. Затем модель стала меняться на вывоз качественной продукции: электроника, автомобили, корабли, скоростные поезда, военная продукция и пр. К примеру, в той же России, после жёсткого разрыва с Западом в 2022 году и частью Востока (Япония, Южная Корея), единственная альтернатива нашему едва живому автопрому – китайская продукция. Причём её качество заметно возросло со времен 1990-х годов, когда «китайское» означало – дешево и убого.
Это позволило Китаю стать экономической сверхдержавой № 2, догоняя и даже местами обгоняя Америку. На базе западных и советских технологий Поднебесная создала мощные и передовые ВС. В частности, флот Китая уже почти догнал американский по числу вымпелов и больших кораблей. Пекин повторил практически все советские (русские) достижения в космосе.
Кризис капитализма
Проблема в том, что китайская цивилизация, как позднее и русская, приняв западный проект развития (капитализм) и строя общество потребления, попала в ловушку, тупик. В 2008 году модель, ориентированная на экспорт, потерпела крах. Китайскому руководству пришлось срочно придумывать, что делать дальше.
Решили переориентировать свою экономику на внутреннее потребление, замещая им выпадавший экспорт. Отсюда строительство великолепных шоссе, идущих в никуда, огромных, почти пустых городов и множество других внутренних инфраструктурных проектов. Резкий рост китайского среднего класса, ликвидация нищеты. «Общество среднего достатка».
Но, чтобы создать внутренний спрос, потребовалось ускоренными темпами накачивать экономику дешёвыми и необеспеченными кредитами. Что быстро превратило Китай во вторую державу в мире по объему долга. В сущности, китайцы пошли по стопам американцев. Однако Америка могла позволить себе гигантский долг, так как меняла резаную бумагу (доллары) на все ресурсы мира (настоящие), подкрепляя это военной мощью единственной оставшейся сверхдержавы. Все, кто пытался как-то намекнуть на эту несправедливость, тут же были подвергнуты «гуманитарным» бомбардировкам во имя демократии и свободы.
Ещё до ковидной паники долг Китая стал просто огромным: по разным оценкам, от 300 до свыше 800 % ВВП. Такой долг погасить невозможно. А экономика продолжала и продолжает замедляться. Главная причина сокращения экспорта, движущей силы китайской экономики – падение спроса в США и странах ЕС на китайские товары из-за общего замедления экономики. Это мировой кризис капитализма.
Китайский глобальный проект
В рамках действующей глобальной капиталистической модели у Пекина было два варианта действий. Первый – коренная «перезагрузка» всей системы, с масштабным внутренним кризисом и обнулением долгов. Либо война, когда долги сгорают. В частности, хозяева Запада выбрали сочетание двух этих сценариев: «перезагрузка» мировой экономики (вместе с «пандемией») и гибридная, холодная война, когда «слабым звеном» назначили Россию, Украину и ЕС. А в выигрыше должны остаться США с британским миром.
На выходе ликвидация части «лишнего» человечества, прежнего общества потребления и электронно-цифровой мир. Переход в трансгуманизм: выход за пределы естественной человечности, генно-модификация и цифро-механизация человека. Западный кинематограф отлично отражает это печальное для большей части нынешнего человечества постапокалиптическое будущее. К примеру, фильмы «Суррогаты», «Элизиум – рай не на Земле» или сериал «Чёрное зеркало».
Китайцы предложили свой проект «новой нормальности» – система социального кредита. Его запустили ещё в 2013 году, когда Пекину стало ясно, что «общество среднего достатка» (налог западного общества потребления) – банкрот. В частности, долги продолжали расти с пугающей скоростью. А одной из сторон краха этой модели была экологическая (биосферная) катастрофа.
Система «социального кредита» ведёт к нормированию потребления. Власти получают инструмент баланса производства и потребления. Однако переход к «новой нормальности» создаёт не только совершенно новую экономическую, но и социальную систему. Что создаёт массу новых противоречий. С помощью операции «пандемия» их решить не удалось ни на Западе, ни в Китае, где властям пришлось пойти на уступки на фоне начавшихся стихийных процессов. В России же народ вообще саботировал эту операцию мировой гибридной войны.
Что дальше? У Пекина остаётся традиционный вариант решения кризиса капитализма. Война, которая спишет долги и ошибки руководства. Желательно «маленькая и победоносная», то есть успешная. Цель – создание зоны юаня в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Решение проблемы долга, перераспределение его на участников китайского проекта. Иначе кризис приведёт к традиционному для истории Поднебесной сюжету: смута, гражданская война и распад, затем медленное восстановление.
Стоит обратить внимание на встречу председателя КНР Си Цзиньпиня в ноябре 2022 года с президентом США Джо Байденом. Китайский лидер заявил:
«Наша планета достаточно обширна, чтобы позволить Китаю и США самостоятельно развиваться и совместно процветать».
То есть надежды части нашей общественности на союз с Поднебесной в рамках господства нынешней западной, либеральной модели в РФ – это тлен и опасная иллюзия.
- Автор:
- Самсонов Александр
Свежие комментарии