Турция предложила распространить переговорный механизм на другие вопросы с Украиной, но сейчас само существование соглашения под угрозой
Минобороны Турции предложило распространить модель зерновой сделки на другие проблемы в украинском конфликте.
По мнению министра национальной обороны Турции Хулуси Акараэто соглашение могло бы стать моделью для дальнейшего урегулирования, о чем он заявил на встрече с министром инфраструктуры Украины Александром Кубраковым в штабе совместного координационного центра в Стамбуле, созданного в рамках Черноморской инициативы.По словам Акара, цель Турции — незамедлительное урегулирование конфликта на Украине «мирным путем», поэтому Анкара хочет способствовать снижению напряженности.
«Стороны смогли сесть за стол переговоров благодаря Черноморской инициативе. В Анкаре выражают надежду на то, что впредь проделанная работа станет моделью для решения и других проблем», — заявил он, напомнив, что с начала действия сделки из портов Украины вышли 345 судов, которые вывезли больше 7,7 млн тонн агропродукции.
Однако инициатива турецкого министра выглядит, мягко говоря, не своевременной. Вместо того, чтобы пытаться распространить опыт зерновой сделки на другие треки, сейчас стоит вопрос о том, чтобы вообще сохранить это соглашение.
На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин поставил под сомнение дальнейшее функционирование «зернового коридора», объяснив это тем, что взрывчатку для подрыва Крымского моста доставили морем. Президент РФ не исключил, что это сделали с использованием портов, открытых в рамках зерновой сделки, хотя пока таких точных данных нет. Если это так, то параметры соглашения окажутся под большим вопросом.
Да и до этого президент регулярно говорил о том, что параметры зерновой сделки не выполняются в том, что касается экспорта российского продовольствия и удобрений. Еще 7 сентября Владимир Путин заявлял, что «Запад грубо кинул» и Россию, и беднейшие страны, которые почти не получают зерно, направляющееся более состоятельным покупателям.
Страны Запада однозначно заинтересованы в том, чтобы вывоз зерна из Украины продолжался, о чем свидетельствует развернутая активность международных чиновников. В воскресенье, 16 октября в Москву для переговоров о будущем зерновой сделки прибыли замгенсека ООН Мартин Гриффитс и генсек Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД Ребекка Гринспен.
Они провели около 2,5 часа в Доме приемов МИД РФ, где обсуждали этот вопрос с замглавы российского внешнеполитического ведомства Сергеем Вершинным. Однако никаких заявлений по итогам переговоров сделано не было, поэтому сложно сказать, удалось ли сторонам сблизить позиции.
А 17 октября оставшийся в Москве Гриффитс провел переговоры по этому же вопросу уже с замглавы министра обороны РФ Александром Фоминым. Фомин в очередной раз отметил, что возможность продления черноморской зерновой инициативы напрямую зависит от обеспечения полного выполнения всех договоренностей по осуществлению экспорта российской сельскохозяйственной продукции и удобрений. И все же, активность наводить на мысль о том, что в том или ином виде зерновая сделка все-таки будет продлена.
Однако, что касается ее распространения на другие вопросы, экономист Дмитрий Адамидов полагает, что сейчас не лучший момент говорить об этом, так как до выборов в Конгресс США, которые состоятся 8 ноября, любые важные решение принимать бессмысленно.
— Думаю, зерновую сделку в любом случае поставят на паузу, потому что Владимир Путин не стал бы просто так озвучивать информацию о том, что у нас подозрения, что суда, участвующие в сделке, предпринимали в отношении России недружественные акты.
Но сделку поставят на паузу не только поэтому, а потому что это инструмент давления. С учетом того, что Запад не прекращает помогать Украине, а Украина не идет на переговоры и уступки, у нас нет оснований неукоснительно выполнять свою часть договоренностей. Если есть возможность для начала их приостановить, это можно сделать, что, видимо, и происходит. Зерновая сделка — инструмент для политического торга, посмотрим, как он будет дальше использоваться. Если между сторонами и будет какое-то соглашение, оно будет пакетным, и зерновая сделка, скорее всего, в этот пакет войдет.
«СП»: — А что насчет предложения турецкого министра использовать существующую модель для того, чтобы договариваться по другим вопросам?
— Турция, мне кажется, как всегда немного опережает события и выдает желаемое за действительное. Не думаю, что Анкара сейчас может иметь серьезное право голоса в этом вопросе. Они могут заявлять все, что угодно, но решать будут не они.
Переговоры должны идти между США и Россией, так как они главные субъекты в этой ситуации. Но до выборов в Конгресс США никаких серьезных переговоров быть не может. Поэтому строго говоря, зерновую сделку до выборов в Штатах, то есть до начала ноября, просто «подвесят», а потом, в зависимости от результатов, можно будет договариваться.
Предметом переговоров может быть не только зерновое соглашение, но и санкции, и помощь Украине, и статус новых территорий. Мне кажется, сейчас Владимир Путин отложил эту ситуацию на несколько недель.
Сейчас договариваться нет смысла, потому что может оказаться, что силы, с которыми вы договаривались, потеряют власть и не смогут выполнить договоренности. Логично дождаться завершения этого политического цикла в США. После выборов возможны разные ситуации — демократы и республиканцы могут опять поссориться, могут возникнуть волнения. Они сами не знаю, что будет. Даже по сравнению со штурмом Капитолия ситуация более напряженная и чем-то напоминает революцию 1905 года в России. Власть на месте, но каждый делает, что считает нужным. Нам нужно подождать, пока все это разрешится, и вести переговоры с победителями.
Политолог Марат Баширов считает, что после подведения итогов первых месяцев работы сделки ее параметры будут пересмотрены.
— Думаю, на этих встречах были подведены итоги зерновой сделки — насколько она была эффективна, насколько применимы меры безопасности, которые прописаны в параметрах соглашения. А дальше нужно будет принимать решение относительно того, нужно ли ее переформатировать и в особенности менять условия безопасности.
Президент Путин сказал, что сделка себя не оправдывает. Зерно в основном уходит не в бедные страны, а перекупщикам из Европы. Соответственно, для нас весь смысл этой сделки теряется. Мы ведь открывали безопасный проход для того, чтобы люди в беднейших странах не голодали, а не для того, чтобы кто-то наживался. Это первый ключевой момент.
Второй — это, конечно, безопасность. Сейчас есть подозрения, что взрывчатка, которой подорвали часть Крымского моста, была перевезена в трюме одного из сухогрузов с зерном и подсолнечным маслом. Предполагаю, что все эти отчеты стали поводом для предметного разговора с представителями ООН. Вскоре мы услышим более четкие параметры и узнаем, будет ли продлена сделка.
В целом хочу сказать, что с точки зрения объема продаж, то, что вывозится из Украины — это крохи. На самом деле, на мировую продовольственную безопасность это влияет очень слабо.
«СП»: — Есть ли смысл для нас продлевать сделку?
— С точки зрения поддержания имиджа и статуса ООН, им, конечно, выгодно продление зерновой сделки. Но у нас в приоритетах должна быть безопасность нашей страны. С учетом этого фактора и будет в конечном итоге взвешиваться решение о продлении или изменении формата сделки. Думаю, что второе более вероятно. Полностью сделку не отменят, но условия прохода кораблей и контроля над тем, что в них находится, будут изменены.
«СП»: — А что насчет предложения Турции использовать этот механизм для решения других вопросов?
— Глупо условия локальной зерновой сделки распространять на все остальное. Она же возникла из-за того, что идут боевые действия на территории Украины. Но в остальных портах боевых действий нет. Просто снимите санкции, и точка.
Свежие комментарии