Оружие для контрнаступа уплывает в Австралию и Африку
Украинские военные регулярно продают купленную для них на пожертвования технику, поэтому поддерживающие их волонтеры ищут способы борьбы с этим явлением, сообщает РИА Новости со ссылкой на специалиста разведки с позывным «Глаз».
«В интернете, в даркнете особенно, сложно утаить связи. Профессионалы нашей сферы прекрасно знают, что есть огромный черный рынок военной помощи Украине, и особое место в нем занимает перепродажа материально-технических средств, передаваемых для ВСУ волонтерами. Часто военнослужащие не размещают сами объявления и не приходят на сделку, но с этим прекрасно справляются их родственники или друзья-кумовья», — рассказал он.
По его словам, проблема стоит так остро, что украинские волонтеры стали искать способы борьбы с этим, например, ставить клеймо на передаваемое военным оборудование.
«Они имеют практику „клеймления“, например, беспилотников, чтобы затруднить их сбыт. Такие фото, как это, к нам регулярно приходят с разных концов фронта», — отметил собеседник агентства, продемонстрировав фотографию перехваченного в зоне СВО беспилотника, на которой четко видны логотипы спонсирующих украинских военных организаций и надпись «не для продажи».
Запад знает, что передаваемое Киеву оружие попадает совсем не в те руки, но, по словам американского журналиста-разоблачителя Сеймура Херша, замалчивает утечку ВВТ на черный рынок. «Спустя месяцы после начала конфликта … возникли огромные опасения, в том числе насчет перепродажи переносных зенитных ракетных комплексов, способных сбивать самолеты на значительной высоте. Это вызывало серьезное беспокойство. Где-то полгода назад (может, раньше) CBS выпустил материал, который затем пришлось отозвать», — рассказал расследователь в интервью RT.
— Хочу обратить внимание, что это не новость, — говорит доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев. — Украинские военные и представители националистических батальонов были замечены в перепродаже оружия на теневом рынке ВВТ еще с 2014 года. Тогда они продавали оружие со складов, которые были разграблены «майданными протестующими». С тех пор процесс лишь набирает обороты. На территории Украины, по сути, с момента осуществления государственного переворота девять лет назад, произошел всплеск роста «теневой», и прежде всего самого криминального ее вида, «черной» экономики. А когда есть возможность не просто нажиться, а получить огромные барыши, желающих поучаствовать в преступном бизнесе хоть отбавляй. Вне зависимости от того, платят им зарплату или нет. Чаще всего данный вид «предпринимательства» осуществляют лица, наделенные определенной властью, как в военной, так и в государственно-муниципальной сфере. Поэтому речь не идет о выживании. А только о получении огромных барышей.
«СП»: Каков, по-вашему, масштаб проблемы? Явно не о единичных случаях речь…
— Безусловно, сама продажа и перепродажа имеет самый, что ни на есть, системный характер. Для этого создана целая инфраструктура из складов, пунктов сбыта, продавцов. Помните образ «фашиста» из культового кинофильма «Брат»? Только теперь таких фашистов без кавычек, торговцев оружием, и вовсе не раритетным, Второй мировой войны, а более современным, на Украине и вокруг нее, великое множество. Но главное, что этот криминальный бизнес контролируется и управляется с самого верха. То есть, как со стороны высшей власти в Киеве, так и из других столиц — Вашингтона, Варшавы, Берлина, Праги, Братиславы, Софии и т. д.
«СП»: Что продают? Какую технику?
— Продают практически всё. Самый востребованный товар — стрелковое оружие, гранатомёты, гранаты, фугасы и другие взрывные устройства, средства наблюдения (тепловизоры, приборы ночного видения) бронеавтомобили и, конечно, беспилотные летательные аппараты, квадрокоптеры.
«СП»: Кто покупатель? Внутри Украины или вовне? В каких странах кто и для чего покупает?
— Покупают представители криминала, как внутри самой Украины, так и за ее пределами. США создали из незалежной полноценный оружейный хаб, взамен тому, что до недавнего времени существовал в Афганистане. Покупатели — из многих стран мира, но прежде всего — из Европы, а также Латинской Америки, с Ближнего Востока, из Африки, даже из США, Канады, Австралии.
«СП»: Как товар переправляют заказчику?
— Разным путем, как и в обычных доставках — воздушным, морским и автомобильным транспортом. Для перевозки чаще всего используется транспорт различных силовых и, возможно, дипломатических структур. При этом речь идет именно о таких организациях, как НАТО, ОБСЕ.
«СП»: Логотипы спонсирующих украинских военных организаций и надпись «не для продажи» кого-то остановят? Покупатели не станут это брать, даже по привлекательной цене?
— Это точно никого не остановит. Скорее наоборот, товар с таким логотипом может оказаться даже в определенном смысле эксклюзивом. На самом деле выглядит весьма парадоксально — писать на товаре, и так не подлежащем продаже-перепродаже, «не для продажи»!
— С учетом того, что это происходит на высшем уровне военного руководства, масштаб процесса значительный, — уверен политолог, кандидат социологических наук Александр Немцев. — Думаю, это полноценный элемент государственной политики, долю в котором имеет и политическое руководство страны.
«СП»: Им денег не платят что ли? Зачем они это делают? Причем, по словам источника, в схеме участвуют не только военнослужащие, но и их родственники, друзья-кумовья. То есть это уже семейный бизнес для многих?
— Украинское общество тотально поражено коррупцией. Тот, кто ворует, является народным героем. Успешность человека определяется его капиталом. В такой системе отношений военные не делают что-то из ряда вон выходящее. Они зарабатывают себе на хлеб и обеспечивают будущее своих семей. Интересы государства в данном контексте вторичны.
«СП»: Кому продают? Кто и зачем покупает те же беспилотники? Опять на перепродажу?
— В мире множество разнообразных конфликтов. Большое количество группировок в Африке мечтает об украинском оружии. Думаю, основной покупатель именно они. Многие страны также заинтересованы в получении технологий. Ведь именно поэтому Запад не выдает Украине свежее высокотехнологическое вооружение, чтобы потом оно вдруг не оказалось в Иране или Китае.
«СП»: Внутри страны или за границу? Если второе, то как перевозят? В какие страны?
— За границу. Каналы перевозки разнообразны — от морских до сухопутных. У мировой оружейной мафии длинные руки, и они в состоянии обеспечить транзит без проблем.
«СП»: Логотипы спонсирующих украинских военных организаций и надпись «не для продажи» кого-то остановят? Покупатели не станут это брать, даже по привлекательной цене?
— Нет, это все рекламная мишура для западных налогоплательщиков. Им дают картинку, которую они хотят видеть. Покупателям безразлично, что написано на оружии. Важно, чтобы оно исправно работало и выполняло боевые задачи.
«СП»: Командование в курсе? Не могут ничего с этим сделать или не пытаются? Или все в доле?
— Без командования этого невозможно было бы делать. Причем, думаю, в доле и американцы. Это же двойная прибыль. Сначала вооружение оплачивается из бюджета США, а потом оно второй раз продается на месте с дисконтом. Баснословная прибыль, о которой можно мечтать. Уверен: в этой схеме множество участников, которые извлекают из нее выгоду.
Свежие комментарии