Эта весьма примечательная история началась в январе 1979 года. Иркутский узел разведки космического пространства (РКП), входивший в состав СПРН, обнаружил запуск китайской ракеты. Чуть позже эту же ракету обнаружил и провел Балхашский узел РКП. И все прошло бы спокойно и обыденно – такие обнаружения не были редкостью - если бы не необычные обстоятельства, всплывшие при проведении оперативно-тактического анализа.
Во-первых, расстояние между точками старта и падения было всего 200 километров (Учжай - Куньминь).
Во-вторых, никакого испытательного полигона в районе Куньминь у Китая не было, если верить действующей разведсводке.
В-третьих, высота траектории БР составила более тысячи километров, а длительность полета превысила 30 минут, т.е. запуск был практически вертикальным.
По результатам анализа было принято решение о том, что Китай провел испытательный пуск МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНОЙ БР, которых до этого у него не было. Боевое донесение срочно ушло в Главный штаб Войск ПВО и Генеральный штаб ВС СССР.
Информация оказалась для Генштаба настолько неожиданной, что ГОУ ГШ запросило ГРУ о наличии у Китая полигона в районе Куньминь и проведении им испытаний МБР. Ответ ГРУ был отрицательным, и на этом все закончилось бы, если бы он не был столь оскорбительным для Войск ПВО и СПРН – их открыто назвали фантазерами. Даже после того, как некоторое время спустя 45 СНИИ МО (позднее 45 ЦНИИ МО) за подписью начальника Управления генерала Шаракшанэ А.С. выдал заключение о том, что имело место «испытание энергетики двигательной установки МБР», ГРУ ГШ упорно стояло на своем: Какие МБР у Китая?! Какой Куньминь?!
Главком Вида вооруженных сил и Начальник ГРУ ГШ - люди далеко не последние в армии, и их конфликт мог отрицательно сказаться на состоянии дел в армии, поэтому неудивительно, что о конфликте доложили Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу – как всегда оперативно сработал военный отдел ЦК. Интересна реакция Генсека. Не вдаваясь в подробности конфликта, но ясно понимая его пагубность, он произнес примечательную фразу: Лучше бы они договорились сами… В ней не было явной угрозы, но донесенная до заинтересованных лиц, она сработала, заставив их забыть о личных амбициях и бросить все силы на разрешение проблемы в интересах обороны Советского государства.
Развязка наступила полгода спустя, когда в июле те же узлы РКП осуществили проводку новой цели. Общее время полета китайской БР составило 40 минут, при дальности всего 1700 км высота траектории превысила 3500 км. Элементарный расчет показывал, что при оптимальном угле бросания дальность полета была бы более 8500 км – БР точно межконтинентальная!
На этот раз ГРУ ГШ честно признало свои ошибки. Как оказалось Китай действительно скрыто расконсервировал свой полигон в районе Куньминь для начала испытаний только что созданной МБР «ДУН-3». С этого момента началось весьма плодотворное и взаимно полезное сотрудничество между ГРУ ГШ и СПРН, а когда на боевое дежурство заступил ее космический эшелон УС - К, в ГРУ ГШ был создан штатный отдел по взаимодействию с СПРН.
Боевой порядок РЛС НГО "Днепр" в составе двух СРЛС (секторных)
Командный пункт РЛС НГО "Днепр" (модернизированный)
- Автор:
- Владимир Иванов
Свежие комментарии