На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • Leon Dan
    Националист по определению не обязан никого другого любить.Почему казахские ...
  • Сергей Иванов
    Видно мало грузины им всыпали.К чему могут прив...
  • Анатолий Суббота
    А цены зависят от доллараЭлита готовит нев...

Бронепоезда: рождение стальных монстров

Бронепоезда: рождение стальных монстров
Джон Бэзил Турчин — русский генерал американской армии


Первым поставить 32-фунтовую пушку на железнодорожную платформу догадался в 1861 году, в ходе Гражданской войны в США, полковник федеральной армии, командир 19-го Иллинойсского полка Джон Бэзил Турчин. Он же – полковник российской императорской армии Иван Турчанинов (чья биография достойна отдельного рассказа). Орудие было быстро доставлено к расположившимся у железнодорожного полотна войскам конфедератов и открыло убийственный огонь. Впоследствии в ходе «великой американской междоусобицы» этот удачный опыт воспроизводился неоднократно, в том числе и с использованием закрывающей артиллерию брони.


Бронепоезд северян – папа всех бронепоездов

Почему именно Турчанинов догадался организовать первый бронепоезд? Ну, дело в том, что в России идею поставить пушки на железнодорожную платформу высказал в 1847 году инженер-капитан Густав Кори. Он предложил проект крепости нового типа:

«Поставив артиллерию на железную дорогу, прикрытую бруствером, осаждённый может беспрестанно переменять место, уклоняясь от круга действия неприятельских орудий и не переставая между тем сосредотачивать против них превосходные (превосходящие по-нашему – Г. ф. Ц.) массы орудий.»

Проект был жутко оригинальный: к примеру, ширина путей, по которым двигались бы платформы с орудиями, должна была составить три метра, этажей в крепости должно было быть два, ну и ещё много чего – смелого до нелепости. В общем, проект отклонили. Хотя, может быть, и зря — имей Севастополь артиллерию на железнодорожной базе, может, и его оборона в Крымскую войну по-другому завершилась бы.

Ну а после обороны Севастополя проекты посыпались как из рога изобилия: проект Н. Репнина — 1855 год, проект инженер-полковника П. Лебедева — 1857 год, проект поручика П. Фомина — 1860 год... Вот только проектов было явно больше, чем возможностей российской промышленности: протяжённость железных дорог у нас на тот момент была в 30 раз меньше, чем в США! Так что Турчанинов о них наверняка слышал и... реализовал на американской почве. Впрочем, его бронепоезда были импровизацией, хотя и весьма удачной.


Броневагоны Наполеона III

Бронированные вагоны специальной постройки первыми догадался построить император Франции Наполеон III. Хотелось бы сказать, что, будучи профессиональным военным, он правильно оценил боевой потенциал нового оружия, но... Будучи профессиональным политиком, он постоянно сталкивался с угрозой покушения, и первые три броневагона заказал для защиты собственной персоны от нападения террористов или вражеского обстрела во время войны. В принципе, проекты бронепоездов французы предлагали с 1825 года, когда капитан 2-го ранга Жак-Филипп Меригон де Монжери выдвинул идею «военных повозок с паровым двигателем». В 1841 году М. Швикарди предложил «пушечный вагон» для обороны крепостей. В 1866 году, во время Мексиканской авантюры племянника Наполеона Бонапарта, разрабатывали «оборонительный обоз» с защищёнными 12-см деревянной обшивкой вагонами. Наконец, в 1867 году было принято решение реализовать проект американского полковника Бренти.


Проект бронепоезда Дюпуи де Лома

Бронепоезд без затей назвали «Наполеон III», объект был жутко секретный, поэтому большого количества фотографий его не осталось. Судя по сохранившимся, вагоны были совсем маленькие, двухосные, со скошенными углами и амбразурами для стрельбы, закрывающимися бронезаслонками. Впрочем, если этот бронепоезд сложно назвать прорывом, то сконструированный инженером-кораблестроителем Станисласом-Анри-Лоран Дюпуи де Ломом «Орлеан» имел все черты более поздних бронепоездов, включая вращающиеся орудийные башни.

Как бы то ни было, когда Франко-прусская война действительно началась, Наполеон III на фронт поехал без своих броневагонов. Так что первыми в Европе орудия на железнодорожные платформы поставили пруссаки: в 1871 году, во время осады Парижа они разместили несколько пушек на платформах и начали обстреливать город, постоянно меняя позиции. Французы решили, что не всё немцам применять технические новшества, после чего известный механик Кель построил «блиндированный поезд», вооружённый парой митральез. Генерал Дюкро регулярно выводил это чудовище поохотиться на «бошей», чем нагонял на них жути. Собственно говоря, именно поезд Келя можно назвать первым бронепоездом, а не просто артиллерией на железнодорожной базе.

Успешным применением нового оружия не могли не заинтересоваться англичане: в 1871 году полковник Уэдерд предложил использовать железнодорожную артиллерию при обороне Лондона. В 1876 году на платформе разместили сущего монстра — пушку в 81 тонну. Испытания прошли успешно, по их итогам полковник опубликовал статью в «Таймс» от 25 мая 1877 года: «Подвижные и переносные батареи». Вскоре, в 1886 году, испытания провели в Британской Индии: на платформу установили 40-фунтовое орудие весом в 3,5 тонны и успешно вели из него огонь. Это был первый опыт ведения огня поперёк пути, доказавший, что поставленное на железнодорожную платформу орудие не перевернёт её своей отдачей...


«Эх Томми, Томми – ты солдат, тебе на верхний ряд, но – «По вагонам, в эшелон!» – лишь пушки загремят...»

Проверить экспериментальные данные «лайми» пришлось во время Англо-бурской войны. Помимо поездов с 4-х и 8-дюймовыми орудиями английское командование соорудило и бронепоезд с пулемётами Максима. Поезд состоял из локомотива и нескольких открытых сверху вагонов, которые были защищены вертикальными бронеплитами с прорезанными амбразурами для винтовок и пулемётов. Впрочем, именно в Южной Африке буры продемонстрировали успешную борьбу с бронепоездами: они подрывали железнодорожное полотно сначала по ходу состава, затем — за ним. Помимо этого, они регулярно подрывали мосты, связывая и без того ограниченную в условиях неразвитой железнодорожной сети манёвренность «блиндированных поездов». Тем не менее, к 1902 году в Южной Африке англичане имели как минимум 20 бронепоездов. Они использовались для патрулирования, охраны линий связи, а также спасения осаждённых блокгаузов, сетью которых англичане покрыли территорию непокорных бурских республик.


Экипажи английских бронепоездов в Англо-бурскую войну часто формировали из моряков

Возможно, не самый положительный опыт Англо-бурской войны вызвал негативное отношение к установке на железнодорожную базу крепостной артиллерии известного российского военного инженера К. И. Величко. Он считал, что поставленная на рельсы артиллерия будет больше ездить, чем драться. Тем не менее, в 1900 году началось «боксёрское восстание» в Китае, и русскому контингенту в Пекине была поручена охрана железнодорожной станции. Для этого был построен бронепоезд с отрядом в 200 солдат. Впоследствии броневагоны использовались в ходе Русско-японской войны для... защиты от местных разбойников — хунхузов. В 1907 году генерал Ренненкампф приказал вооружить броневагоны пулемётами и артиллерией.


Бронепоезд «Хунхуз» в Первую мировую войну назвали в честь главного противника российских бронепоездов...

Что характерно для ранней (да и более поздней) истории бронепоездов? Это новое оружие лучше всего работало в условиях колониальных войн. Причём в основном против... не самого развитого противника. Даже буры в Южной Африке смогли доставить английским бронепоездам очень много проблем. Та же история прослеживается и в России — бронепоезда неплохо воевали против хунхузов, но против японцев... практически не применялись. Вскоре в Первой мировой войне бронепоездам придётся столкнуться с армиями великих держав, и результаты будут неутешительные. Отдельные успешные налёты бронепоездов на вражеские позиции не исправят общей картины: большие, неповоротливые, с противопульным бронированием они станут лёгкой целью для вражеской артиллерии. И только Гражданская война в России вдохнёт в них новую жизнь. Благо большая часть войск, с которыми придётся сражаться экипажам бронепоездов, в плане боеспособности будет сильно напоминать хунхузов...
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх