На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Васиков
    Да, ёб..уть хорошенько по Британии никто и ухом не поведет... еще и порадуются, что им пока не прилетело!Первые подножки н...
  • Андрей Марченко
    Боже какой идиотизм-скорпион громовержец или мешок костями арлекино,, но если вам интересны фильмы про узаконивание с...Российские фильмы...
  • Валерий Каплун
    Будем посмотреть, а то что хорошего от них ждать не стоит, мы и так знаем.Первые подножки н...

Зачистка от прозападных НГО – работа властей РБ над ошибками прошлых лет

В Белоруссии за прошедшее с момента президентских выборов 2020 года время власти сделали многое для того, чтобы очистить страну от тех, кто стремился реализовать в ней сценарий «цветных революций». Многие оппоненты Александра Лукашенко либо оказались за решеткой, либо бежали за границу, а остатки разгромленной оппозиции были выброшены за пределы общественно-политической жизни.

Немаловажную роль в данном процессе сыграла начавшаяся еще в прошлом году масштабная зачистка негосударственных (неправительственных, некоммерческих) организаций (НГО, НПО, НКО), которая продолжается и по сей день.

Известно, что вплоть до 2020 года различные негосударственные организации чувствовали себя в РБ относительно спокойно, хотя власти республики периодически и проводили «разъяснительную работу». Как правило, это происходило в период электоральных кампаний, а также во время подготовки и празднования различных «памятных» дат, отмечаемых белорусской оппозицией. При этом наиболее радикальные организации были ликвидированы в стране еще в начале первого десятилетия XXI века, а остальные оппозиционные структуры долгое время находились на периферии политической жизни страны, спокойно переваривая американские и европейские гранты, выделявшиеся на «демократизацию» общества.

Именно отсутствие активной политической деятельности негосударственных организаций, разворовывание ими западной финансовой помощи, отсутствие у них серьезной социальной базы, а также ощущение полной контролируемости ситуации силовыми структурами во многом и стали причиной того, что власти Белоруссии не считали существовавшие в республике прозападные НГО опасными. Более того, в Минске долгие годы надеялись нормализовать отношения с Западом, для чего старались лишний раз не раздражать «западных партнеров». Результатом всего этого и стала утрата контроля за ситуацией в 2020 году, когда оказалось, что большинство организаций    гражданского общества не просто находятся под контролем ЕС и США, но и за годы лояльного к ним отношения создали в республике целую систему, главной задачей которой являлась организация государственного переворота. Дополнительная проблема заключалась и в том, что подобная работа была идеологически обоснована вполне понятными и простыми нарративами Запада, в основе которых оказались идея о «светлом будущем» в «дружной европейской семье» и русофобия.

Формально различные негосударственные организации, в том числе и в Белоруссии, считаются структурами гражданского общества или так называемым третьим сектором. По своей уставной деятельности они не ставят для себя цели получения прибыли и должны способствовать решению самых различных задач в сфере взаимодействия государства и общества, начиная от вопросов экологии и сбора мусора и заканчивая вопросами политики. Из-за своей специфики подобные структуры вынуждены постоянно искать финансирование, что в значительной степени оказывает влияние на их общественно-политическую деятельность.    Особенно это касается тех государств, где западные страны не смогли установить свой прямой контроль над обществом и структурами власти.  

Белорусский «третий сектор» с самых первых лет своего развития существовал за счет финансовой поддержки со стороны ЕС и США, что в конечном счете изменило его до неузнаваемости. Практически все неправительственные организации, которые были созданы в РБ без участия провластных структур, например профсоюзов, оказались втянуты в политические процессы под предлогами развития демократии и гражданского общества. Данный процесс коснулся даже экологов и защитников животных, так как средства для их деятельности выделались все теми же западными структурами и фондами, многие из которых связаны со спецслужбами Евросоюза или Соединённых Штатов: Национальным демократическим институтом при Демократической партии США (NDI), Международным республиканским институтом при Республиканской партии США (IRI), Германским фондом Маршалла, Фондом Аденауэра, Фондом Эберта и пр.

В течение последних двух десятков лет в Белоруссии проводилась планомерная переориентация работы всех иностранных некоммерческих организаций и фондов на «демократизацию» общества и системы управления государством, а упор делался на альтернативное развитие Белоруссии и изменение общественно-политических ориентиров белорусов в направлении «правильных» западных ценностей. Как итог – появление сотен НГО, НКО, НПО с иностранным финансированием, которые сумели вовлечь в свои ряды определенную часть белорусского общества, в первую очередь молодёжь, создав у нее иллюзию «светлого будущего» в рамках западной парадигмы мира, но при одном условии – свержении нынешнего политического режима.

2020 год стал переломным моментом в развитии негосударственных организаций в Белоруссии, показав, что, несмотря на разветвленную структуру в стране, они так и не успели обзавестись обширной социальной базой. Последнее и позволило белорусским властям справиться с развернувшейся антигосударственной деятельностью, а в стране была объявлена тотальная зачистка всего негосударственного сектора. С весны 2021 года правоохранители приступили к проверке сначала наиболее одиозных объединений, которые и в прошлые годы не просто отличались оппозиционным характером, но и формировали в обществе отличную от государственной модель идеологии.

Так, например, были разгромлены различные пропольские организации, которые являлись центрами влияния Варшавы в западной части республики. После этого время пришло и остальных негосударственных организаций, которые в прошлом прикрывались общественной деятельностью, но на деле являлись частью создаваемой в Белоруссии структуры западного влияния.

В середине июля 2021 года начались массовые обыски и проверки в офисах различных неправительственных организаций и их участников. За последующий год, по разным данным, белорусские власти проверили более 1000 некоммерческих структур, а в отношении 600 были внесены официальные предписания и предупреждения. К концу лета текущего года стало известно, что 857 организаций были ликвидированы или находились в стадии ликвидации (338 – самоликвидировались).

При этом не всем им инкриминировалось «осуществление экстремистской деятельности организацией или ее руководством, членами, в том числе распространение информации, дискредитирующей Белоруссию» или «нарушение требований к отчетности, введенной с 2020 года в рамках борьбы с терроризмом и отмыванием доходов, полученных преступным путем, и представляющей чрезмерное вмешательство в деятельность некоммерческих организаций». Оказалось, что значительная часть НПО долгие годы не подавала в контролирующие органы необходимую отчётность, а также официально не вела   деятельности, либо она полностью не соответствовала тому, что было прописано в уставе. Поэтому под чистку попали не только так называемые правозащитные организации, или структуры, занимающиеся работой с молодежью и образованием, но и те, кто использовал как прикрытие своей деятельности помощь инвалидам, женщинам, пострадавшим от насилия, и даже экологию и защиту животных.

Были зачищены и независимые профсоюзы, а многие из их лидеров, даже имеющие международный статус, как глава Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук, оказались за решеткой. Практически каждый раз официально заявлялось о том, что данные структуры финансировались Западом и ставили своей целью изменение политического режима в стране. Как отметил 26 октября заместитель председателя КГБ Сергей Теребов, с 2020 года по настоящее время на раскачивание обстановки в республике было направлено около $130 млн, значительная часть которых проходила через представителей и счета НГО.

Вместе с тем полная или частичная зачистка общественно-политического пространства Белоруссии поставила на повестку дня довольно немаловажный вопрос, чем и как заполнять образующийся вакуум. Еще зимой прошлого года на совещании о противодействии санкционным мерам, принимаемым в отношении республики, А. Лукашенко заявил, что «предателям прощать нельзя», а «те организации, которые финансировались из-за рубежа и организовывали переворот и мятеж, мы все ликвидировали» и «они никогда не будут восстановлены». При этом он подчеркнул, что «любые фонды, любые организации могут у нас существовать, но заниматься конкретным делом во благо родины», а потому, если «кто-то хочет создать фонды – пожалуйста, милости просим, дорога открыта».

Это означало, что в Минске заинтересованы в создании новых негосударственных структур, но уже в рамках новой модели гражданского общества, где не будет никакого иностранного участия, а упор делается на те организации, которые следуют нынешней политике и идеологии властей. За идею зацепились различные провластные организации и профсоюзы. Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) и вовсе заявил, что готов взять на себя функции некоторых некоммерческих организаций, которые были ликвидированы. Более того, в августе стало известно, что взамен закрытых НГО могут создать единый национальный благотворительный фонд, при этом «ни одна копейка из него влево, вправо не уйдет, а будет использована на благородные цели».

Одновременно белорусские власти решили объединить свои усилия с Россией, где проблема негосударственных организаций, связанных со странами Запада, стоит не менее остро. Известно, например, что в 2020 году иностранное финансирование НКО в РФ составило около 72 млрд рублей, а в 2021 году – больше 73 млрд. Введённое в 2014 году понятие «иноагента» не сильно изменило ситуацию, а значит, перед российским руководством также стоит задача по усилению контроля за негосударственным сектором, особенно в текущей обстановке, когда попытки дестабилизации обстановки внутри Белоруссии и России практически синхронизировались.

Поэтому неслучайно в конце октября появилась информация о том, что в Союзном государстве может быть принят модельный закон, регулирующий финансирование НКО, что позволит противодействовать иностранному вмешательству в дела двух стран через любые некоммерческие организации. Правда, это все еще не решает вопроса о заполнении вакуума белорусско-российскими НГО, которые должны прийти на смену прозападным структурам. Однако тот факт, что Минск и Москва наконец-то решили объединить свои усилия в данном направлении, дает повод для серьезного оптимизма.

Егор Лисовенко, по материалам: Ритм Евразии

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх