Экономическое чудо Пекина подходит к концу, считает Елена Ведута
Си Цзиньпин. Фото: Синьхуа
Сегодня Китай переживает первый устойчивый экономический спад. После финансового кризиса 2008 года экономические условия в Китае неуклонно ухудшались. Темпы роста в стране упали вдвое и продолжат падать в последующие годы.
Об этом предупредил премьер-министр Вэнь Цзябао еще в марте 2007 года, когда имел место экономический бум, который определил модель роста Китая как «неустойчивую, несбалансированную и нескоординированную».В последующие годы официальные темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) Китая упали с 15 до 6% (истинный показатель - 3%) - самый низкий показатель за 30 лет. Экономика страны сейчас переживает самое длительное замедление после эпохи Мао Цзэдуна. К этому добавились долг и иностранный протекционизм.
Экономика США застряла на уровне около 2%. Следует иметь ввиду, что рост ВВП не обязательно ведет к увеличению благосостояния. Если проекты Китая состоят из мостов, то запас богатства страны останется неизменным или даже уменьшится. Стране необходимо увеличить свою производительность - показатель, который фактически упал в Китае за последнее десятилетие.
Китай построил более 50 городов-призраков: огромные мегаполисы с пустыми офисами, квартирами, торговыми центрами и аэропортами. По всей стране более 20% домов пусты. Избыточные производственные мощности в основных отраслях промышленности превышают 30%: заводы простаивают, а товары гниют на складах. За последние десять лет долг Китая в абсолютном выражении увеличился в 4 раза и в настоящее время превышает 300% его ВВП. Ни одна крупная страна никогда не набирала так много долгов в мирное время.
Сейчас Китай теряет доступ к зарубежным рынкам и технологиям. Вода стала дефицитной, и страна импортирует больше продовольствия и энергии, чем любая другая нация, уничтожив свои собственные природные ресурсы. Благодаря политике «одна семья - один ребенок» Китай переживает старение нации - худший кризис в истории.
Как Китай справится с предстоящим кризисом? Опасаясь беспорядков, лидеры расправляются с внутренним инакомыслием. Таких примеров много, когда страны в связи с кризисом повернулись к авторитаризму и неистовствовали, чтобы захватить ресурсы и уничтожить иностранных конкурентов. Глобальный рост протекционизма и торговой войны с Соединенными Штатами все больше угрожают доступу Китая на зарубежные рынки и ресурсы. Такие режимы, как Китай, обычно прибегают к экспансии меркантилистов, используя деньги и мускулы, чтобы создать исключительные экономические зоны за рубежом и отвлечь народный гнев на иностранных врагов.
Сегодня протесты против рабочей силы растут, элиты массово вывозят свои деньги и детей из страны, а правительство запретило сообщать о негативных экономических новостях.
Если в ближайшие годы темпы роста Китая продолжат замедляться, то это приведет к удвоению правительством репрессий и агрессии. Китай слишком слаб, чтобы чувствовать себя в безопасности или удовлетворенным своим местом в мировом порядке, но достаточно силен, чтобы разрушить его.
По мере того, как экономическое чудо Китая подходит к концу и широко разрекламированная «Китайская мечта» Си Цзиньпина уходит с повестки, Соединенные Штаты должны сдерживать Китай с осторожным сочетанием уверенности и ограничения ущерба. По сравнению с подготовкой к уничтожению всего общества, эта миссия может показаться скучной. Но это было бы умнее - и в конечном итоге более эффективно.
Елена Ведута – заведующая кафедрой стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, специально для ИА «Реалист»
Свежие комментарии