На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • vagas Karlito
    Чего  вам еще надобно!? У вас безвиз!))))Второй уклонистск...
  • Нина Токарева
    Допрыгались со своими майданами. По Сеньке шапка.Второй уклонистск...
  • НЕТУ Mailru Агента
    Англоюдосаксы конкретно зачищают до последнего украинца с купленные ими земли и ресурсы Украины!  Да поможет нормальн...Второй уклонистск...

Как советский партизан Тенгиз Шавгулидзе придумал «чудо-оружие»

Тенгиз Шавгулидзе – партизан-изобретатель Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны в тылу врага действовали многочисленные партизанские отряды. Они наносили большой вред неприятелю: убивали солдат, подрывали склады и поезда. В одном из таких отрядов был Тенгиз Шавгулидзе, прославившийся как изобретатель «чудо-оружия».

Тенгиз Шавгулидзе в 1941 году.

Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе родом из Кутаиси (Грузия). До войны он работал на железной дороге, получил образование инженера. С 1939 года лейтенант Шавгулидзе служил в железнодорожных войсках. Начало Великой Отечественной войны он встретил в действующей армии, воевал на территории Украины, был ранен и попал в плен.

Летом 1942 года Шавгулидзе бежал из немецкого плена и вступил в партизанский отряд в окрестностях Минска. Благодаря густым лесам, партизаны Беларуси могли активно действовать. Они нанесли огромный ущерб врагу. За годы войны они пустили под откос 11128 военных эшелонов, убили или ранили 500000 солдат врага, уничтожили 18700 автомобилей, 1355 танков и бронемашин, 305 самолетов. А нарушение транспортной связи немецких войск с Германией внесло большой вклад в победу Красной Армии во многих битвах Великой Отечественной войны.

«Клин Шавгулидзе», с помощью которого партизаны пускали поезда под откос.Немецкий эшелон, пущенный под откос партизанами.

Зимой 1942-1943 гг. Тенгиз Шавгулидзе придумал специальное устройство, с помощью которого можно было пускать составы под откос даже без взрывчатки. «Клин Шавгулидзе» устанавливался на рельсы всего за пару минут. Вражеский поезд наезжал на него передними колесами, скользил по косой рейке и уходил с рельс. Чем быстрее при этом ехал поезд, тем большей была катастрофа. Устройство оказалось столь простым и эффективным, что его чертежи распространили по всем партизанским отрядам.

Ремонт оружия в кустарной оружейной мастерской у партизан.Засада советских партизан. Вражеский поезд встречают в подожженном лесу.

Из-за нехватки оружия и боеприпасов партизаны имели ограниченные боевые возможности. И снова партизан-изобретатель Тенгиз Шавгулидзе нашел выход. Он научился делать гранаты из обрезков водопроводных труб, самодельной взрывчатки и бикфордова шнура. Их мощность превосходила силу взрыва обычных, заводских изделий. К концу года у партизан в Минской области было уже более 7 тысяч таких гранат, с помощью которых они громили нацистов.

Гранатомет ПРГШ-1, собранный «на коленке» в 1943 году.

Следующим, и самым эффективным изобретением Шавгулидзе стал настоящий гранатомет, ПРГШ (партизанский ружейный гранатомет Шавгулидзе). Изобретательный оружейник на обрезанную винтовку Мосина, знаменитую «трехлинейку», привинтил гильзу от снаряда калибра 45 мм. В нее заряжалась граната собственной конструкции. При стрельбе холостым патроном граната пролетала до 300 метров и взрывалась возле врага. Подобная конструкция не нова, но именно Тенгиз Шавгулидзе научился делать такое оружие буквально «на коленке». Оружие массово применялось партизанами в боях и наводило панику среди вражеских солдат, не готовых к такому.

Советские партизаны минируют рельсы.

В условиях недостатка взрывчатки и боеприпасов эффективные изобретения партизанского «Левши» оказали большую помощь партизанам Великой Отечественной войны. За свой вклад в Победу талантливый подпольщик награжден орденами и медалями, а после войны он продолжил работать на железной дороге и в московском метро.

 

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх