Российские потребители не горюют без «вражеских» спиртных напитков
Любители крепких иностранных напитков — виски, джина, рома и прочей алкогольной экзотики — переходят на отечественные марки, импортозамещение в этом секторе демонстрирует прекрасные темпы.
Русской текилы вот пока нет, но, вне всякого сомнения, вскоре появится и она. В высвободившиеся после ухода западников рыночные ниши также пытаются залезть и компании из соседних стран, но эти поставки на фоне российского производства просто мизерны.Со статистикой по привозному крепкому алкоголю в нашей стране творится что-то неладное. То, что его становится всё меньше, очевидно всем, но вот насколько — непонятно. В сентябре сего года Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) обнародовала данные, что ассортимент импортного спиртного с начала 2022 года сократился на 40−95%, то есть в среднем где-то более чем на 65%. При этом виски стало на 70% меньше, французского коньяка — на 60%. Плюс АКОРТ дала прогноз, что к Новому году всё это уменьшится ещё в два раза. То есть останется едва ли 12−15% от значений годичной давности.
Информация от Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) за тот же период иная. По французским коньякам меньше всего на 45%, по виски — на 60%, поставки рома сократились в среднем на 20%, текилы — на 40%.
Странный разнобой, причём статистике от АКОРТ доверия больше — она лучше стыкуется с тем, что мы видим на прилавках магазинов. Да и их же информация о том, что в третьем квартале года крупные торговые сети снизили импорт алкоголя на 60−100%, тоже очень похожа на правду. Как раз «раскачались» отечественные производители и вывалили свой товар. Много, довольно недорого, и на любой вкус.
Росалкогольрегулирование рапортует, что производство отечественных рома, виски, джина, кальвадоса и т. д. за три квартала сего года увеличилось аж на 64,2% до 5,12 млн декалитров (дал) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Но это — в среднем. По ряду марок и производителей прирост в 3−5 раз, а то и более.
Собственно, успехи алкогольного импортозамещения можно отследить и самостоятельно, в любом магазине теперь полки ломятся от всевозможных джинов, виски, бренди, ромов и прочих доморощенных «бурбонов». Полное изобилие, причём отечественное.
«Импортные напитки спрашивают всё реже, в общем-то, тут ничего удивительного — несмотря на постоянный рост цен средний чек уменьшается, денег у людей больше не становится. Летом народ довольно осторожно относился к отечественным аналогам джина, виски и прочих напитков, сейчас уже активно покупают. Тот же недорогой российский джин по цене практически не отличается от средней водки, виски подороже, но тоже нет пропасти. По коньякам всё как и ранее, ничего нового — у нас обычный магазин, рассчитанный на простую публику, тут и год назад покупали только российские бренды», — рассказывает управляющий сетевого магазина в ближнем Подмосковье.
Да, денег у людей больше не становится, факт. Согласно исследованию банка «Русский стандарт», средний чек покупки в продуктовом магазине за 10 месяцев 2022 года составил 554 рублей против 563 рублей годом ранее. Учитывая рост цен, которые составили 20−100% на разные виды продовольствия, можно представить себе ту жёсткую экономию, на которую сели многие из нас.
Но праздника иногда всё равно хочется и люди покупают «экзотику». Но местную. Российскую колу мешают с отечественным же ромом или виски, аналогично — по джину и тонику. Даже кальвадос есть — для тех, кто знает такое слово. Всякий разный — и дагестанский, и крымский, и какой-то ещё. Цена примерно на порядок (то есть в десять раз!) ниже французского аналога, жалоб на качество нет. Да, не аутентичная Франция, но и цена…
Крепкую продукцию этой самой Франции бросились замещать наши не особо дружественные соседи — Грузия и Болгария. И вроде как тут существенный рост по поставкам, аж обзавидуешься.
Но всё дело в так называемой «базе» — если вы ранее продавали одну бутылку, то реализация двух уже даёт рост продаж в 100%. Если же вы сбываете миллион бутылок и увеличили объём на 200 тысяч, то прогресс всего на 20%. Именно так и у грузин. По данным Росалкогольрегулирования, в 2021 году в РФ было произведено 7,985 млн. дал коньяка. Тогда как поставки из Грузии в лучшие годы не превышали 0,1 млн. дал. Капля в море. И это мы ещё не учли всякий крупный импорт, например, из той же Молдавии, Армении и т. д. В общем, грузины тут не игроки.
И, что самое удивительное, быть ими не хотят.
«В ближайшие пять лет доля России в экспорте вина, которая по данным за полгода составляет почти 60%, должна снизиться до 40%. В прошлом году экспорт вина в США увеличился на 16%. В этом году у нас очень хорошая маркетинговая компания в качестве партнера, и я думаю, что увеличение экспорта на этот рынок станет более заметным. Вообще мы очень усердно работаем на других рынках — Великобритании, Германии. Конечно, выделяются и страны Восточной Европы, я имею в виду Польшу и страны Балтии», — заявил председатель грузинского национального агентства вина Леван Мехузла.
Скатертью дорожка! Учитывая то, что мировой рынок вина и прочих спиртных напитков давно поделен и в целом избыточен, Грузию на нём, несомненно, ждут. С распростёртыми объятиями. А принимая во внимание то, что товар у кавказцев довольно специфический, особенно. Это мы к нему привыкли, а вот у европейцев и штатников совсем другие привычки — они вряд ли поймут, как в двух бутылках из одного ящика может быть вино абсолютно разного вкуса.
Поставки из Болгарии ещё меньше, по ним вообще нет точных данных так как они близки к нулевым. Впрочем, тут стоит говорить не про коньяк, а про бренди. Знаменитый «Солнечный берег» («Слънчев Бряг») достоин занесения черный список мирового виноделия как один из самых адских продуктов. И это жуткое пойло, которого не было видно уже много лет, действительно, снова появилось. Поллитра строит около 700 рублей, можно купить и попытаться включить ностальгию по СССР. Правда, после первого же глотка она пройдёт.
В целом же по импорту никто не страдает, так как отдавать две-три тысячи, а то и побольше, за бутылку сегодня готовы немногие.
«90% потребителей не почувствуют ухода иностранных брендов и не заметят изменений в предложениях на полках магазинов, так как ориентируются в первую очередь на стоимость продукции, а не на бренд. Оставшиеся 10% продолжат потреблять то, к чему привыкли, находя возможность приобрести этот алкоголь. Продукция для узкого круга будет продолжать продаваться, но в узком кругу ресторанов», — считает гендиректор ЦИФРРА Вадим Дробиз.
10% потребителей дорогого импортного алкоголя это, конечно, слишком оптимистические оценки, скорее про Москву и Питер. Однако даже в дорогих столичных магазинах полки в основном почему-то заполнены отечественной продукцией, и это касается отнюдь не одной водки.
Кстати, про водку. Finlandia пока продаётся, 0,5 литра стоит около 1500 рублей. Шведский Absolut тоже в наличие — 2100−2300 рублей за 0,7 литра. Как несложно догадаться, это никто не покупает. Но не только потому, что дорого, ещё и боятся. Память у народа крепкая.
«Мы все еще опасаемся попадания на рынок некачественного алкоголя под видом известных брендов. Разрешение ввозить любой алкоголь любому оператору чревато импортом некачественного контрафактного алкоголя, то есть повторением картины 90-х годов. Кто бывал в отелях Востока и Азии, наверняка встречал „аналоги“ известных торговых марок. Мы категорически против попадания таких, опасных для жизни наших граждан, напитков в Россию и надеемся, что ввоз алкоголя в рамках параллельного импорта будет осуществляться при должном контроле государственных органов», — отметил президент компании Ladoga Вениамин Грабар.
Свежие комментарии