В истории русско-турецких войн битва за Кавказ в Первой мировой занимает особое место. Россия была невероятно близка к полному освобождению древней Армении, некогда захваченной Османской империей. В ответ на симпатии армянского населения, встречающего русские войска цветами, турки развязали страшный геноцид, отголоски которого слышны по сей день.
Русскими силами фактически командовал Александр Захарьевич Мышлаевский – дельный историк, но посредственный генерал. К счастью, начальником штаба его Кавказской армии был Николай Николаевич Юденич, который прославился ещё в русско-японскую войну и был удостоен золотого оружия с надписью: «За храбрость». Юденич внимательно изучил театр будущих боевых действий и знал все слабости турецкой армии. Под стать ему была и русская армия, в которой офицеры и солдаты отличались патриотизмом и хорошей выучкой. В свою очередь, турки так и не сумели привить своему личному составу дисциплину, а качество подготовки офицеров оставалось крайне низким. Впрочем, Энвер-паша, возглавивший турецкую армию (по совместительству военный министр), несколько отличался от своих офицеров умом и образованием.
«Война России с турками. Поражение турок под Сарыкамышем», Русский военный плакат
Амбициозный план Энвера-паши состоял в том, чтобы разгромить русскую армию под городом Сарыкамышем (до 1917 года находился на российской территории, а потом стал турецким), а затем ворваться в Закавказье. Город имел важное стратегическое значение, здесь располагались большие оружейные склады. Турки были уверены, что лучшие российские части отвлечены на европейский театр боевых действий, а местные плохо подготовлены и малочисленны. Русским генералам предстояло показать туркам, что они жестоко ошибаются.
Карта боевых действий в период Сарыкамышской операции
Турок обнадёжило и то, что Кеприкейская наступательная операция русских войск в ноябре 1914 года оказалась неудачной. Армии не удалось достичь поставленных целей, хотя она и не понесла серьёзных потерь.
Кроме того, командующий турецкой армией был уверен, что его эмиссары смогут взбунтовать мусульманское население в тылу российских войск. Энвер-паша был поклонником идеологии пантюркизма (единства всех тюркских народов) и надеялся, что ему со временем удастся не только покорить Кавказ, но и выйти к пределам Средней Азии. Разумеется, реалистичность такого плана изначально была под большим сомнением.
Перед вторжением Энвер –паша сосредоточил против русской Кавказской армии силы 3-й армии, в которую входили 9-й, 10-й и 11-й корпуса. В общей сложности турки располагали силами в 150 тысяч солдат.
Русская Кавказская армия расположилась в юго-западной части высокогорных пастбищ Соганлы. С востока её позиция была прикрыта горными кряжами, поэтому наступление турок казалось маловероятным. Численность русских войск составляла примерно 70 тысяч человек. Среди них особенной выучкой выделялась кавалерия, существенно превосходящая турецкую по качеству. Большим недостатком было то обстоятельство, что русские силы оказались рассредоточены на большой территории. Для того, чтобы их собрать вместе, требовалось время.
Фотография командующего Кавказской армией генерала Юденича в журнале «Летопись войны», 1916 г.
Перед наступлением Энвер-паша долго обсуждал детали операции со своими офицерами и представителями верховного командования в Стамбуле. Амбициозный генерал предлагал совершить дерзкий бросок двух корпусов (9-й и 10-й) в тыл русской армии, а еще один (11-й) отправить в лобовую отвлекающую атаку. Для этого большей части армии нужно было в суровые морозы перейти горы и пройти приличное расстояние по русской территории. К чести соратников Энвера-паши многие выступали против такой безумной затеи и указывали, что части недостаточно снабжены зимней одеждой. Военный министр не стал прислушиваться к дельным советам и даже уволил некоторых офицеров.
Основные турецкие силы, которые должны были ударить в тыл русской армии, сосредоточились возле городка Олта, в котором стояли слабые русские части генерала Николая Михайловича Истомина. Он знал о присутствии турецких сил возле своих позиций, однако своевременной помощи, к сожалению, не получил. Русское командование (тогда еще Кавказской армией руководил Мышлаевский) полагало, что турки не решатся зимой переходить горы, покрытые снегом и недоступные для артиллерии.
Практически сразу же отпал фактор внезапности, на который так рассчитывал Энвер-паша. Скрытно перебросить два корпуса к Олте ему не удалось. Таким образом, фронтальное наступление 11-го корпуса теряло всякий смысл. 10 декабря его лобовая атака была легко отбита русскими отрядами под Сарыкамышем.
За день до этого, 9 (22) декабря 1914 года основные турецкие части обрушились на позиции Истомина. Генерал медленно отходил, иногда задерживая противника контратаками. После тяжёлых боёв турки заняли Олту и двинулись в направлении Ардагана.
Уже первые дни стали для наступающих турок катастрофой. В горах разразился снежный буран, стоял двадцатиградусный мороз. Люди и лошади на ходу замерзали, обмороженные падали с горных круч. За короткое время турецкие части почти утратили боеспособность, целые части разбредались в разные стороны. В тумане некоторые отряды приняли друг друга за противника и перестреляли несколько сотен своих соотечественников.
Ворвавшись в русскую Армению, турецкие солдаты немедленно начали резню местного христианского населения. Погибли сотни армян и русских, многие женщины были зверски замучены. Туркам удалось занять многие населенные пункты в Батумской области, которая отошла к России после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Была захвачена и крепость Ардаган, имевшая важное значение для обороны Закавказья.
Генерал Мышлаевский, командовавший Кавказской армией, был шокирован первоначальными успехами турецких войск и отдал приказ отступать. К счастью, его действия были быстро пресечены другими офицерами, а командование перешло к Юденичу.
Потрёпанные турецкие части с огромным трудом вышли к городу Сарыкамышу, который обороняла русская армия. Османские офицеры бросали своих солдат в безумные атаки, однако не имели успеха. Русские оказались практически в полном окружении, однако не помышляли о капитуляции. Более того, к ним на помощь пробивались отдельные русские полки, пришедшие из Закавказья.
Генералу Юденичу, к тому времени возглавившему армию, пришлось бороться не только с регулярными турецкими частями, но и с местными аджарскими повстанцами, которые пришли на помощь Энверу-паше. Русский генерал требовал от командования спешной переброски подкреплений, чтобы перейти в контрнаступление.
19 декабря русские части ударили по обескровленному противнику. Турецкие силы, потерявшие более половины своего состава убитыми и обмороженными, начали отступление, позднее перешедшее в бегство. Остатки 9-го корпуса сдались русской армии. На иных участках фронта русские войска также потеснили врага.
Турецкий командующий Энвер-паша, угробивший войско и бросивший его
Любопытно, что Энвер-паша, который спланировал операцию и отказался слушать мудрые советы подчинённых, просто бросил свою армию и уехал в Стамбул. Его отъезд чем-то напомнил бегство Наполеона в Париж в 1812 году. Никакой ответственности за свои действия военный министр не понёс, десятки тысяч погибших, похоже, никогда не обременяли его совесть.
Поражение турок под Сарыкамышем фактически лишило их армии на Кавказском фронте. Войско Энвера-паши просто перестало существовать – от первоначальной его численности осталось не более 20 процентов. Турецкие части спешно перебрасывались с других направлений, чтобы заткнуть самые опасные «дыры».
7 (20) января 1915 года император Всероссийский Николай II написал в своём дневнике: «...Преследование остатков разбитых турецких корпусов закончилось; они все прогнаны далеко за границу. Так окончилось знаменитое движение внутрь наших пределов армии под командою, мнящего себя Наполеоном Энвер-паши».
Сарыкамышская битва стала первым крупным поражением турецкой армии в Первой мировой войне. Османская империя так и не смогла оправиться от разгрома и фактически всю остальную войну провела в обороне. Русская Кавказская армия, в свою очередь, могла больше не опасаться турецкого вторжения на российскую территорию и восстаний мусульманского населения в тылу. Некоторые её части были переброшены на другие фронты великой войны. Русские солдаты и офицеры в очередной раз показали, что турки не способны в одиночку противостоять России. Больше они никогда не решались воевать с сильным северным соседом в пору его единства.
На заглавном фото: позиции русской армии под Сарыкамышем. Военная фотография
Свежие комментарии