Проводники неомальтузианской теории «золотого миллиарда» и т.п. идей глобальных «хозяев денег» в России, эксперты МШУ «Сколково» и Агентства стратегических инициатив – опубликовали исследование, согласно которому в России к 2030 году исчезнут 57 существующих ныне специальностей и появятся 186 новых. При этом исчезновение привычных «малоинтеллектуальных» и рабочих профессий подается авторами проекта как неизбежность.
«Устаревание профессий будет тесно связано с автоматизацией многих процессов, поэтому необходимо готовиться к массовому переобучению кадров. При этом новые профессии, указанные в атласе Сколково, вряд ли станут массовыми», – приводит «Российская газета» слова доцента базовой кафедры Торгово-промышленной палаты «Развитие человеческого капитала» РЭУ имени Плеханова Фариды Мирзабалаевой.
По данным Сколково, в прошлом окажутся профессии дворников, работников химчисток, операторов call-центров, прорабов, экскурсоводов, бухгалтеров, билетеров, шахтеров... Редкими и маловостребованными на рынке труда станут стенографисты, охранники, переводчики, финансовые консультанты, а также турагенты, кассиры и мн. др. Параллельно появятся другие вакансии, на которые пока не большая очередь претендентов: биоэтик, сетевой врач, генетический консультант, игропедагог, разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией, экопроповедник, архитектор технологий, дизайнер эмоций, медиаполицейский и др.
Парламентарий Олег Шеин воспринял информацию таким образом, что в будущем 15 млн. россиян рискуют потерять работу просто из-за того, что их профессии окажутся невостребованными на рынке. Речь идет о тех сферах, где не нужно спецобразование.
«У нас порядка 15 миллионов человек работают в профессиях, не требующих никакой квалификации. Это продавцы, охранники, водители. Очевидно, что это труд скоро будет не востребован. В мире наблюдается тенденция к тому, что люди, трудящиеся в сфере услуг, в скором времени будут не нужны. Мы видим, как сокращаются 50 тыс. сотрудников Сбербанка, а в магазинах вместо продавцов ставят аппараты, и продукты можно купить по QR-коду. Востребованными останутся специальности, частью которых является сопереживание и эмпатия, или где есть высокий уровень вариативности в применении знаний, например, образование или медицина», – считает Шеин.
Исчезновение многих специальностей связано с наступлением «четвертой промышленной революции», где к работе относятся не как к необходимости, а как к творчеству, пояснил депутат. А по прогнозам Оксфордского университета, к 2025 году в мире с большой вероятностью исчезнут 47% ныне существующих профессий.
Впрочем, директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович полагает, что большинство профессий не исчезнет, а просто трансформируется в новые, собственные аналоги. Министр просвещения Ольга Васильева также недавно заявила, что роботы смогут занять лишь 2% нынешних профессий, т.к. компьютеры еще очень далеки от полного освоения человеческого мозга. Успокоили граждан и во Всероссийском научно-исследовательском институте труда при Минтруде: по мнению его сотрудников, охранники, продавцы, водители и т.д. не потеряют работу в ближайшее время.
«Профессии водителей, продавцов, охранников востребованы на рынке. Всякий, кто говорит, что в ближайшие годы какие-то профессии исчезнут, преувеличивает. Для разных отраслей, для разных уровней квалификации ситуация может быть разной», – цитирует RNS сообщение пресс-службы ВНИИТ Минтруда.
В ведомстве согласились, что рынок сейчас цифровизируется и некоторые функции работника выполняет искусственный интеллект. Это, по мнению представителей ВНИИТ, развивает экономику и облегчает труд человека. Однако человечество еще не скоро освободится от сферы производства. «Меняются не только технологии, но и спрос на новые товары и услуги. Появляются новые виды деятельности, благодаря чему занятость постепенно перетекает из одной сферы в другую», – объяснили в институте.
А вот эксперты Всемирного экономического форума в Давосе дают менее оптимистичный прогноз: треть россиян трудоспособного возраста (около 20-22 млн. человек), уже к 2020 году могут остаться без работы. Эти данные озвучиваются в совместном докладе, выпущенном ВЭФ, Евразийским институтом конкурентоспособности и консалтинговой компанией Strategy Partners. Причины перемен хорошо знакомы – развитие новых технологий и робототехники.
Всего одна цитата: «человечество еще не скоро освободится от сферы производства» – выдает с головой форсайтщиков из Сколково. Под видом оцифровки, виртуализации и цифровизации экономики они продолжают последовательно выполнять план по деиндустриализации планеты, прямо объявленный банкирами-основателями ФРС и системы Центробанков во главе с МВФ и Всемирным банком. Они мечтают окончательно «освободить» нас от «неэффективного производства», а потому придумывают все более изощренные цифровые мантры.
На самом деле количество бухгалтеров, юристов, банковских служащих и т.д. уже несколько лет кряду сокращается пропорционально схлопыванию сферы услуг и реального сектора. Аналогичные бизнесу процессы протекают в отечественном здравоохранении и медицине, где успешно «соптимизированы» тысячи школ, больниц и детсадов. На фоне регулярно фиксируемого Росстатом падения уровня реальных доходов и платежеспособности населения нам пытаются внушить, что продавцов и кассиров становится меньше из-за тотального внедрения автоматизации и самообслуживания по каким-нибудь QR-кодам!
Наконец, о каком технологическом рывке России можно говорить в условиях, когда наука у нас официально отнесена к сфере услуг,как и медицина с образованием, а эта сфера последовательно сокращается? Кто же в таком случае у нас будет все автоматизировать и оцифровывать, внедрять суперпрорывные наноинновации? Вечные получатели правительственных грантов из того же Сколково? Или, может, уважаемые западные партнеры, по лекалам которых мы типа совершаем «четвертую промышленную революцию»?
Все эти цифровые визионеры и прочие цифросектанты никогда не озвучат, что сейчас предприятия по всей России закрываются сотнями, а открываются единицы. Не будут они вспоминать и про древний майский указ Президента о создании 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест. Кстати, срок его исполнения истекает в следующем году, а воз, понятное дело, и ныне там. И никто из ответственных за его неисполнение –ни Медведев, ни Кириенко, ни главы госкопорпораций не лишились своих должностей.
О колониальном характере нашей экономики, о постоянной инфляции и девальвации рубля как причине роста безработицы им говорить тоже не с руки. Зато очень удобно списывать антисоциальную политику на «руку роботов», которые якобы вот-вот должны стать главной производительной силой страны.
На начало 2019 г. официально нетрудоустроенных россиян было около 4 млн. человек, реальное количество на порядок выше. Если добавить к этому 15 млн., которых, согласно прогнозам, ждет сокращение, и обратить внимание на недавнее увеличение пенсионного возраста, получим следующую картину: четверть от трудоспособного населения России вскоре получит большие проблемы с работой, а вероятность этих граждан дожить до пенсии вообще стремится к нулю – переучиваться на айтишников им явно поздно. Какие еще нужны аргументы, чтобы осознать: обещанный цифровизаторами «уход в прошлое» многих популярных профессий – ни что иное, как инструмент деиндустриализации страны и ползучего геноцида коренного населения под ширмой «невиданного технологического рывка».
РИА Катюша
Свежие комментарии