На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Роман Куражев
    Рыба гниёт с головы . надо менять Путина .Лавров поставил н...
  • Виктор Горшков
    Все вопросы к президенту. Он гарант конституции, но он молчит или все мягко оптикает. Ни разу не слышал ответы на ост...Лавров поставил н...
  • Татьяна Гусева
    Я тоже не понимаю, почему мы до сих пор принимаем у себя Эрдогана, если он руководит враждебным для нас государством?!Лавров поставил н...

О русских и славянах с позиции древней истории

О русских и славянах с позиции древней истории

«…Война эта, однако же, не осталась без действительно благодетельных последствий. Она показала нам, что ненавидела нас не какая-либо европейская партия, а, напротив того, – что, каковы бы ни были разделяющие Европу интересы, все они соединяются в общем враждебном чувстве к России… Та общая (поглощающая все различия партий и интересов) ненависть к России, которую и словом и делом обнаружила Европа, начала наконец открывать нам глаза» (Н. Я. Данилевский, 1871).

Предисловие


Поверхностное знание истории своей страны вкупе с ее постоянным переписыванием (переиначиванием) в угоду интересам правящей верхушки является традиционной чертой нашего общества еще со времен Рюрика Ростиславича. Поэтому большинство людей, не обладая истинными знаниями истории, с удивлением воспринимают происходящие сейчас в стране события, хотя их возникновение вполне логично и легко может быть объяснено (и прогнозируемо) с помощью исторических знаний, ибо история имеет свойство повторяться.

Нынешнее критическое состояние взаимоотношений государств РФ и Украина, считающихся (и действительно являвшихся) до развала СССР братскими республиками РСФСР и УССР, вызывает у многих людей, с гордостью называющих себя советскими офицерами, острую боль и сильную потребность выговориться – публично высказать свое отношение к действительности.

Не имею желания обсуждать военную и политическую составляющие речей выговаривающихся, но хочу попытаться осветить другой важный аспект их выступлений, а именно вопрос – кто с кем воюет: русские с русскими; русские с украинцами; украинцы с москалями? И иные словесные варианты, описывающие действительность с позиции выпускников одних и тех же военных училищ, сейчас оказавшихся по разные стороны передовой линии.

Сразу отмечу, что приведенные мной выше названия национальностей в настоящее время практически полностью утратили исконно присущий им исторический смысл, и спор относительно их истинного значения представляет собой дискуссии о правильном толковании различных литературных (и народных) слов и выражений. То есть разговор о правильности различных условностей.

К сожалению, люди во все времена пренебрежительно относились не только к изучению истории своей страны и собственной национальности, но и даже к осмыслению своего собственного жизненного опыта.

И тщетны были усилия многих русских философов и историков, неоднократно указывающих на важное значение знаний и понимания истории для последующих поколений:

«И в общем мы жили и продолжаем жить лишь для того, чтобы послужить каким-то важным уроком для отдаленных поколений, которые сумеют его понять…» (П. Чаадаев 1828–1830 гг.).

«История есть результат человеческих опытов; опыты же мы можем забыть лишь тогда, когда мы в них более не нуждаемся, между тем мы еще и теперь на каждом шагу наталкиваемся на такие факты, которые нам непонятны с современной точки зрения, но могут быть объяснены лишь историей» (Е. П. Савельев, начало XX века).

К сожалению, эти мудрые высказывания остались незамеченными и не пустили ростки в умах последующих поколений, уроки истории потомки понять не смогли или не захотели. И вот сейчас мы при ведении боевых действий наступаем на те же самые грабли, на которые наступали не только наши прадеды или прапрадеды, но и деды, отцы, да и мы сами (если вспомнить Афган или две чеченские).

В крайние 15 лет я много времени уделяю изучению истории Великой Отечественной войны. И сейчас, сравнивая происходящие события на фронтах с тем, что происходило тогда, в очередной раз убеждаюсь в правильности своего вывода: тот, кто хорошо знает прошлое, имеет возможность с приемлемой точностью предсказать будущее, ибо будущее является логическим завершением прошлого, а порой вообще его практически полным повторением.

И наоборот: тот, кто не знает своего прошлого, обычно встречает настоящее с большим удивлением.

Товарищи офицеры, прошу меня извинить, в пылу своего выступления я уклонился в сторону от темы, которую намеревался для вас осветить.

Итак.

Кто такие русы, славяне и что такое Киевская Русь?


Прослушав видеовыступления некоторых наших заслуженных офицеров, я обратил внимание, что многие выступающие недостаточно хорошо знают истинное значение исторических терминов, приведенных в заголовке данного раздела. Но с удовольствием их используют в своих речах и публицистике.

И здесь нет ничего постыдного, ибо в этом вопросе даже большинство профессиональных историков являются малосведущими.

Сообщаю вам совершенно секретную (в мире историков) информацию: настоящий историк знает в совершенстве только какой-то узкоисторический вопрос, например, каковы были погребальные обычаи древних славян, проживающих в Новгороде и его окрестностях в X–XI веках. А в каком-то ином узкоисторическом вопросе (например, как в действительности происходили бои под Волоколамском и Истрой во второй половине ноября 1941 года) этот историк будет компетентен в той же степени, как и обычный обыватель, пользующийся легкодоступными (и порой весьма сомнительными) источниками.

Возвращаюсь к вопросу, обозначенному мной в заголовке раздела.

Сразу же оговорюсь: общепринятого (всеми считающегося правильным) ответа на эти вопросы не имеется, как говорят в таких случаях: относительно названных понятий (терминов) у историков имеются отдельные мнения, часто не совпадающие между собой.

Или по иному: данные вопросы имеют дискуссионный характер, ибо по причине скудности древнеисторических документов из плоскости сугубо исторической они переходят в плоскость этнологическую и даже философскую.

И, как я уже отмечал выше, дискуссии нередко скатываются к спорам о правильном толковании значений отдельных слов или словосочетаний, используемых историками в качестве терминов.

Поэтому я не настаиваю на принятии изложенного далее в качестве абсолютной истины, однако хочу заметить, что приведенные мной сведения не плод моей фантазии – в конце очерка я укажу список исторических трудов, которыми пользовался.

О происхождении слов «русский» и «славянин»


На долгом пути развития земной цивилизации не было другого такого народа, который бы оставил свой след в истории под столь большим числом имён (уж точно более пятидесяти). Как же так случилось?

Объяснение простое. Любой народ всегда входит в историю под именами двух типов:

1) которыми он называет себя сам;

2) которые ему присваивают окружающие народы (с кем он воюет, либо соседствует или торгует), обычно подбирая ему прозвище из собственного языка.

Наши предки сами себя называли двумя именами: Русс (Русин) и Славянин.

Какое же из имен более древнее и как они возникли?

Руссы


По мнению некоторых русских историков XIX века, «Россы» и «Руссы» есть наиболее древнее родовое имя всех русских племен.

В различные эпохи Руссы возникали на исторической сцене под многочисленными именами, например: Венеды, Скифы, Массагеты, Анты, Агофирсы, Сарматы, Саки, Сколоты, Геты, Алане, Роксолане, Будины, Яксаматы, Трояне, Руги, Ружане (руссы-земледельцы). Все эти наименования были даны окрестными народами многочисленным русским племенам, проживающим в различные эпохи на обширных территориях от Балтийского моря до Черного, и от Каспийского до Средней Азии и Ближнего Востока, и даже до Египта.

Сами же наши предки обычно называли себя собственными именами: Россы, Руссы, Розы, Рузы, Ресы, Рась, Рси, Рса, Рша, Расы, Роша, Разы, Разены, Роксы. Или иногда сложносоставными, например, Аорсы или Этруски (Гетруски).

Есть версия, что имя «Росс» образовано из слова «рса» – вода, река. От него же произведены другие старинные слова, связанные с водой: «роса», «русалка» и «русло». Наши предки всегда старались основывать свои поселения возле рек или озер. Что легко объяснимо: реки не только являлись природными запасниками воды и пищи (рыбы и водоплавающей птицы).

В древности они также служили естественными транспортными артериями, соединяющими меж собой широко разбросанные по просторам континента русские поселения. Даже в IX–XII веках заселенная русскими племенами территория, простиравшаяся от Новгорода до Киева, все еще представляла собой густые непроходимые леса и болота, и попасть от поселения к поселению можно было, лишь передвигаясь по рекам: летом на лодках, а зимой на санях.

Вот по этим причинам и селились древние руссы возле рек. Во многих местностях, где они когда-то жили, и поныне сохранились древние названия рек: Рса, Руса, Руза, Русянка, а также название старинных городков – Русса, Руса и Руза.

Согласно другой версии, наоборот, слово «рса» – вода, было произведено от родового имени этноса – «Росс».

Сложно судить, какая версия является правильной (или неправильные обе): чем глубже погружаешься во мглу веков, тем более гадательными становятся твои предположения и больше возникает споров между сторонниками различных «исторических школ».

Есть и иная версия.

Существует легенда, что около 4 000 лет назад в высокой части Азии по южному склону горного хребта Индукуша жил высоко цивилизованный народ Парсы (По-Рсы), который дал так называемые «выселки» из своего состава – племена, заселившие необитаемые в то время Европу, Азию, и даже часть Африки. Возможно, что древнейшее название «Рсы» как раз и является тем истоком, из которого через много веков вышло имя Руссы. И послужило корнем при производстве слов роса и русалка.

Хорошо известно, что живому народному языку не свойственна стагнация, он постоянно меняет свои формы, слова удлиняются, порой в них заменяются гласные. Однако древнейшие корни, служащие каркасом слов, в неизменном виде живут тысячелетиями.
Например, помимо слова «рса» можно привести и другие слова древнерусского языка, которые практически точно в таком же виде, как и сейчас, употреблялись нашими предками еще 2500 лет назад: мёд, воля, вечер, ночо (ночь), дверь, небо, мила(я), дом, беда, дитё или детина, дочерь, брат и многие другие.

Некоторые древнерусские надгробные надписи сделаны справа налево, что впоследствии переняли арабы. Однажды в XIX веке в Италии был найден древнейший саркофаг. Историки со всего мира безуспешно пытались отгадать, что же за ритуал здесь изображен, и долго бились над расшифровкой надписи, но разгадать ее так и не смогли. Неожиданно для всех постичь сию историческую тайну смог малоизвестный филолог-любитель Ф. Воланский.

Он прочел и перевел надпись с помощью древнерусского языка: ЕВТИТЕ БЕСИ ЕЕ КУСИТАЛЕ – «явитесь бесы, её искусители». Так узналось, что сцена изображает изгнание колдунами бесов из одержимой ими женщины. Надпись сделана справа налево, и теперь, зная разгадку, даже мы с вами можем явственно разобрать первое слово ЕВТИТЕ:


А на одном могильном камне, имеющим возраст более 2000 лет, Ф. Воланский обнаружил надпись, будто сложенную певучим украинским языком: «Мила Лале, моя краса». Что лишний раз доказывает: русский язык изменялся вовсе не так быстро и кардинально, как мы привыкли полагать.

Или возьмем, к примеру, имя первого упомянутого в греческих хронографах русского князя – Олег. При поверхностном взгляде оно нам представляется каким-то непонятным, возможно даже иностранным.

А отгадка то на поверхности: имя Олег произведено от древнейшего русского слова «воля» (вля), и звучало оно когда-то Волег, что означает вольнолюбивый, не терпящий над собой господства. Затем, вследствие присущей живому народному говору привычке сокращать некоторые слова, отнимая первые буквы, «в» отпала, и получилось Олег.

Мало того, имя Волег еще имело и женский род: Волга – Олга – Ольга. Видите, как интересно, ну кто бы из вас без моей подсказки смог сообразить, что имя Ольга есть не что иное, как укороченное имя великой русской реки?

Или возьмем смягченный народный вариант этого имени – Оля, которое есть не что иное, как сокращение все того же слова «воля», родившего большое число других слов: «повольник»; «невольник»; «володеть» (владеть), давшее исток другому имени – Володимир (владеющий миром); «володыко» (владыка); «володение» (владение). А также слово «волость», из которого позже вышло слово «власть». Слово «воля» можно обнаружить и в названии старорусских городов: Волынь и его украинский вариант Вильно(е).

Изложенное наводит на мысль, что призыв к независимости, вложенный в слова нашими пращурами много веков назад, никуда не делся, не канул в небытие, не сгинул во мгле веков. Он тайно сопровождает нас и поныне, и если очень внимательно прислушаться, то обязательно уловишь его приглушенное тысячелетиями гордое звучание.

Многие поселения руссов в нынешней Европе очень древние. Например, по мнению русского историка XIX века Е. И. Классена, венеды (считаемые им одним из русо-славянских племен) на Балтийском поморье пребывали за 2000 лет до нашей эры, и уже в то время имели свою письменность. Александрийский ученый Птолемей оставил сведения, что во втором столетии по Р. Х. существовала страна, называемая Великая Россия.

Здесь же хочу отметить, что название Русь, как термин этнографический, имело весьма растяжимый характер. В обширном (общеевропейском) смысле оно подразумевало всех восточных славян, подвластных русским князьям, в менее обширном – славян южнорусских, в узком смысле – племя полян или собственно Киевская Русь. Наконец иногда значение этого имени суживалось до понятия сословного – так называлась дружина Киевского князя.

Славяне


Некоторые историки считали, что это название придумали сами Руссы, и так себя называть они любили при различных торжественно-официальных сношениях с другими народами. Якобы это название произведено от «слава», ибо древние Руссы были чрезвычайно воинственный и очень гордый народ, считающий, что в многочисленных битвах они покрыли себя великой славой, за что враги должны их уважать и бояться.
От слова «слава» они часто выводили свои имена, например: Владислав, Ярослав, Святослав, Богуслав, Доброслав, Бретислав, Буреслав, Мечеслав, Мирослав.

С течением веков именование «славяне» стало понемногу замещать родовое имя «руссы», и к концу первого тысячелетия по Р. Х. уже некоторые русские племена величали себя не руссами, а именно славянами, как например племена, проживающие в Новгороде и его окрестностях.

А те, что проживали в Киеве и его окрестностях, наоборот, славянами себя не называли, и на вопрос «Ты кто?» отвечали: «Я русин». Так, на определенном этапе развития единого народа возникли две разных национальности: русин и славянин.

Еще любопытно отметить, что название «славяне» наиболее часто употреблялось в греческих и римских источниках. А арабы предпочитали называть наших предков руссами, и до сих пор называют нашу страну «Руссия», а людей «руси».

Были и существенные различия в обычаях Славян и Руссов. Например, славяне покойников сжигали, а руссы придавали их земле, причем в одежде и с оружием. Да еще иногда, чтобы покойник не скучал в загробном мире, вместе с ним закапывали и его живую жену.

Также любопытно, что, согласно иностранным источникам конца первого тысячелетия, Руссы являлись народом мореходным и любили совершать морские походы (и грабежи). А славяне, наоборот, были воины сухопутные.

А вот русский историк Д. И. Иловайский выдвинул иную версию.

По его предположению, название Славяне произошло вовсе не от славы, а является видоизмененным названием русского племени Саки, под которым они были известны еще древнему историку Геродоту (V в. до Р. Х.). Затем это слово прошло ряд трансформаций: Саки – Саклабы (у Арабов) – Саклавы, Склавы (у Римлян и Византийцев) – Славы (переделка на свой лад именования Склавы уже самими Славянами). Известно, что Римляне и Византийцы долго и упорно именовали Руссов Склавами, и даже называли так своих рабов, по-видимому из-за того, что в древности подчинили своей власти несколько славянских племен (слово «рабы» применялось в значении «уплачивающие дань»).

Последняя версия мне кажется наиболее убедительной, но как оно было на самом деле, теперь уже никто не расскажет…

К началу Х века название «славяне» уже получило более широкое распространение, чем «руссы». Таким образом, по мере истечения веков именования поменялись местами: Руссы стало видовым и теперь обозначает национальность, а Славяне – родовым и обозначает совокупность (род) национальностей, или по-другому – группу генетически родственных народов, проживающих в различных странах Европы.

Например, славянами в наши дни называют и чехов, и белорусов, и украинцев, и сербов и даже поляков. А вот русскими – только жителей России, да и то не всех.

Киевская Русь


В последнее время я часто наблюдаю, как различные ораторы и литераторы используют это словосочетание в разнообразных вариациях, но при этом не имеют ни малейшего понятия о том, что же оно в действительности означает.

Согласно предположениям некоторых русских ученых, посвятивших свою жизнь изучению древнейшей истории своей страны, в VIII–IX веках от Р. Х. на территории Российской империи имелись три «куста» русских племен, которым историки присвоили условные наименования «Азово-Черноморская Русь», «Киевская Русь» и «Новгородская Русь».

Проще говоря, названия эти не исконно исторические, а придуманные и введенные учеными в научно-исторический оборот.

Под Киевской Русью историки подразумевали племена, жившие в Киеве и его окрестностях (Поляне, Древляне, Радимичи и пр.), а также «сидящие» в некотором отдалении от Киева, но в итоге попавшие «под руку» киевских князей.

Некоторые люди считают Киевскую Русь древнейшим русским государством, что в корне ошибочно. Несмотря на то, что, согласно летописям, проживающие в древней «киевщине» племена являлись данниками киевских князей, то есть формально находились под их властью, и в затеваемых князьями войнах с соседними народами обязаны были выставлять определенное число ратников, называть это содружество поневоле полупервобытных племен громким словом «государство» будет явной нелепостью.

Принято считать, что русское (российское) государство было заложено в конце XV века Московским князем Иваном III, а само название «Россия» ввел в государственный документооборот Иван IV Грозный во второй половине XVI века.

Можно с некоторой оговоркой заключить, что Киевская Русь (позже трансформировавшаяся в Киевское княжество) окончательно прекратила свое существование в начале XIV века после того, как Киевское княжество вошло в состав Литвы. В состав Российского государства Киев был включен только в 1654 году. А большая часть территорий, когда-то входившая в княжество, была возвращена намного позже уже в состав Российской империи.

Таким образом, что самое любопытное и самое несомненное, территория, занимаемая современным государством Украина, является исторически русской, а город Киев – первой русской столицей. Ибо, как написано в древнем историческом источнике Повести временных лет: «…И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским».

По одной из исторических версий, распространение Руси шло от Киевских земель на север, и последними в ее состав были включены Новгородские земли, где ранее существовала демократическая форма управления (вече).

Но эти обстоятельства не делают проживающих ныне на исторической территории Киевского княжества людей русскими.

Вопрос национальности порой бывает весьма неоднозначным, и часто разрешается даже не «по крови», а по личному выбору человека в соответствии с его собственной оценкой относимости к какой-либо национальности.

Для примера: у одного моего товарища, рожденного в СССР, отец узбек, а мама украинка. Ну и как вы думаете, кем он себя считает по национальности? Угадали – русским.

Заключение


Со времен ухода Киевской Руси в историческую мглу миновало много столетий. За минувшие века на обширной территории бывшего Киевского княжества, впоследствии вошедшей в две империи (Российскую и СССР), произошло обширное переселение людей, а также появление на свет множества детей, ставших плодом смешанных браков, когда одним из родителей являлся представитель коренного населения, а другим человек, прибывший из другого региона огромной страны. И несмотря на то, что бывшая УССР за годы своего существования изрядно «обрусела», называть всех людей, родившихся и проживающих в настоящее время на территории государства Украина русскими, на мой взгляд, не совсем корректно.

Наиболее правильно будет их называть в широком смысле славянами, а в узком – украинцами (как они сами себя называют и как их называли во времена СССР).

И сейчас идет война не между русскими, и даже не между русскими и украинцами. Война ведется между православными славянами – вот в чем главная трагедия наших дней.

По трагизму и ожесточенности происходящие боевые действия можно сравнить с произошедшей в прошлом веке Гражданской войной в России. Сейчас люди по обе стороны фронта (чьи деды и отцы являлись соотечественниками – гражданами одной страны) бьются насмерть с упорством и отвагой, свойственным только славянам. При этом каждый считает, что правда именно на его стороне, и эта уверенность еще более усиливает взаимное ожесточение и озлобление. И их лучшие боевые и морально-волевые качества в данный момент служат негативной цели – взаимному уничтожению.

Как это часто случалось в истории нашей Родины в братоубийственной войне опять погибают самые молодые и самые отважные. И тысячами гибнет мирное население (опять же, славяне-христиане), по несчастью оказавшееся в зоне боевых действий...

И что самое страшное – в этой войне не будет победителя. При любом развитии событий в историческом плане обе противоборствующие стороны окажутся проигравшими, а выигрыш в виде возникновения очередной вековой вражды между двумя братскими славянскими народами достанется врагам православного славянского мира…

А возникший демографический вакуум быстро заполнится выходцами из стран Средней Азии, эта тенденция уже заметна в крупных российских городах.

На этой нерадостной ноте позвольте сей исторический экскурс закончить (восхищен теми, у кого хватило терпения дочитать до конца).

Список используемой литературы:
Иловайский Д. И. Начало Руси. Астрель, 2004 (по материалам издания 1890).
Класен Е. И. Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов дорюриковского времени в особенности с легким очерком истории руссов до Рождества Христова. М., Амрита-Русь, 2005 (по материалам издания 1854).
Савельев Е. П. Древняя история казачества. М., Вече, 2008 (по материалам издания 1915–1918).
Автор:
Лев Тюрин
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх