В 1946 году канадская армия пыталась опытным путём доказать возможность танкового вторжения СССР в Северную Америку через Арктику. Впрочем, мнительность канадцев неоднократно приводила к очередной волне исследований полярных владений. С одной стороны, стремительно меняющаяся политическая обстановка в мире, а с другой, обширные арктические территории, которые находились в границах территории Канады были абсолютно не исследованы. Всё это приводило к мысли, что вероятность десантирования войск иностранных государств на север Канады, более чем вероятна.
А вдруг Германия нападёт... Операция "Лёмминг"
А может быть даже Япония.... К середине XX века, большая часть жителей Канады обитала на территории вытянувшейся вдоль границы с США, при этом большая часть территории британского доминиона оставалась вообще не изученной. Подобная явление приводила к ситуации, когда правительство страны серьёзно беспокоилось о возможных вторжениях недружественных государств из плацдарма в Арктике.
Начиная с 1940 года канадские военные всерьёз опасались высадки десанта Германией в Арктике, что не только застигнет врасплох местное население, но и в целом позволит спокойно войскам Третьего Рейха промаршировать до Вашингтона мимо Оттавы. А после событий 1941 года, когда произошло нападение японцев на Пёрл-Харбор, опасения ещё более усилились, ведь теперь и японцы могли бы осуществить подобную затею самостоятельно или совместно с Германией. В конечном итоге, подобные страхи канадского правительства вылились в организацию военной экспедиции снегоходов в Арктику, чтобы оценить возможность осуществления десантных операций Германии и Японии в сложных климатических условиях канадского Севера.
Если экспедиции 1940 и 1943 годов были исключительно военными и преследовали цель испытания техники в условиях Арктики, то третья, по счёту, миссия известная как "Лёмминг", была масштабной и проводилась военными совместно с учёными. В общей сложности, в марте 1945 года, в операции "Лёмминг" было задействовано 18 человек и шесть единиц техники, среди которой значилось два бронированных снегохода MK-I. Протяжённость маршрута экспедиции составила около 1100 километров, все необходимые припасы поставлялись исключительно на самолётах и сбрасывались на парашютах. В ходе продвижения экспедиции от Черчилля до небольшого торгового поста Падлей, происходили инциденты разного рода, в частности, выходила из строя рация, ломались двигатели, отмечался высокий перерасход топлива. Отсутствие точных карт приводило к курьёзам, когда вместо обозначенного на карте селения обнаруживали холм или крупный валун. Несмотря на трудности, руководитель экспедиции Патрик Дугал Бейрд отметил возможность высадки десанта иностранными державами в канадской Арктике и призвал увеличить финансирование для дальнейших исследований.
Страхи перед танковой армадой СССР
Окончание Второй мировой войны в Канаде было воспринято с радостью, но паранойя арктического вторжения никак не унималась, на этот раз, ждали вторжения уже со стороны Советского Союза, который, по мнению Генштаба армии Канады, готовил мощное танковое наступление на США. Стоит отметить, что понятие "холодная война" находилось ещё только в разработке, но СССР уже рассматривали как наиболее вероятного противника стран Северной Америки, поэтому решили изучить возможность подобного сценария более досконально.
Для того, чтобы быть готовым к танковому вторжению СССР в пределы Канады, в 1946 году была организована военная операция "Овцебык". Пожалуй, это была самая масштабная военная арктическая экспедиция в которой приняли участие 48 человек солдат и офицеров укомплектованных 11 снегоходами класса "Пингвин" (весом 4.5 тонн и способных выдерживать низкие температуры до -50 градусов по Цельсию). Канадскую экспедицию в походе сопровождали три военных наблюдателя от США на небольшом снегоходе М-29 "Ласка". Учитывая малоизученность северных районов Канады и полное отсутствие инфраструктуры, все необходимые припасы члены экспедиции получали благодаря авиации.
Уже традиционно, местом старта был выбран город Черчилль, от которого стали продвигаться к острову Виктория, ставший самой северной точкой посещённой военной экспедиции. От Виктории повернули на юг, где конечной целью операции являлся город Эдмонтон. В общей сложности, протяженность арктического маршрутка составила 5000 километров. Во всех канадских и американских СМИ операция "Овцебык" подробным образом освещалась в невероятно красочных тонах, однако, без происшествий здесь никак не обошлось.
Снегоходы "Пингвин" были первыми в истории бронированными снегоходами, способными выдерживать весьма низкие температуры и имеющие большой запас хода. Но учитывая тот факт, что это были только опытные образцы, без эксцессов не обошлось. В частности, часто происходило задымления кабины снегохода, что не только наносило вред здоровью членам экипажа вследствие отравления угарным газом, но и заставляло останавливать механизм, а вместе с ним и всех участников экспедиции. Из-за подобной ситуации членам экспедиции приходилось продолжать свой путь на крыше снегохода. Несмотря на то, что новые снегоходы были рассчитаны на то, чтобы за день проходить не менее 150 километров, на практике выходило не более 50. Немаловажным является и факт того, что организация привала экспедиции была обставлена весьма непродуманно, когда приходилось строить лёгкие деревянные бараки обогреваемые масляными печами, одна из которых оказалась неисправной, вследствие чего, два члена экспедиции погибли из-за пожара. Ближе к весне ситуация ещё более ухудшилась в результате ледохода один из "Пингвинов" провалился под лёд возле поселения Порт-Радий. На помощь поспешил один из местных жителей на тракторе, но сам провалился под лёд и утонул...
Неожиданные выводы
"Пингвины" были рассчитаны на работу в условиях сурового арктического климата и с весенним потеплением стали вести себя совсем неважно. Каждые 100 километров приходилось менять масло, а масляные фильтры - ежечасно. Поэтому при подходе колонны снегоходов в линии железной дороги, их погрузили на платформы и отправили в Эдмонтон. Суммарно, операция "Овцебык" продолжалась 81 день. На основе поступивших новых данных Генштаб Канады пришёл к непривычным для себя выводам.
Вторжения танковых дивизий СССР в США через арктические владения Канады не представляется возможным. Имеющиеся у СССР танки не способны выдержать экстремальные условия Севера Канады. Учитывая активную работу Советского Союза над ракетными вооружениями, вероятное нападение на США станет возможным с использованием средств авиации и ракет. Соответственно, имеющиеся ресурсы Канады необходимо направить на создание сети радиолокационных станций для обнаружения самолётов и ракет СССР, траектория которых будет лежать через территорию Канады.
Несмотря на очевидные факты и по сей день в Канаде регулярно устраиваются военные экспедиции с использованием снегоходов для предупреждения возможного вторжения со стороны полярного круга, в частности операция "Нанук", правда, уже не столь масштабная, как операция "Овцебык".
Свежие комментарии