Новый век — старые вертолеты
Как стало известно, Сухопутные силы США выдали пять контрактов компаниям, которые должны создать перспективный разведывательно-ударный вертолет. Одни хорошо знакомы всем любителям авиации, другие же только предстоит изучить.
Вот они: AVX Aircraft, Bell, Boeing, Karem Aircraft и Sikorsky. Только две из этих компаний пройдут отбор и выйдут в финал, чтобы явить военным летающие прототипы к 2023 году. Наконец, руководство Армии США определится окончательно и закажет самый лучший, по их мнению, вертолет: серийное производство машины должны организовать в конце 2020-х.
Нужно пояснить, что это за программа и зачем она нужна. FARA призвана найти замену для легкого многоцелевого вертолета Bell OH-58 Kiowa, который совершил первый полет в 1962. Всего построили более 2000 таких машин: во время последних войн в Афганистане и Ираке в боях американцы потеряли не меньше 35 вертолетов этого типа. К слову, это далеко не «беззубая» цель: модифицированная версия может нести управляемые ракеты AGM-114 Hellfire. Но низкая крейсерская скорость в 190 километров мало кого устраивает в Пентагоне. А повышение реакции воздушной поддержки при столкновении наземных сил с противником — одна из важнейших задач Армии США.
По итогам FARA победитель должен будет создать вертолет, способный выполнять полеты на скорости не меньше 380 километров в час. Кроме того, неплохо иметь более живучий вертолет и с более высоким боевым радиусом.
И тут может возникнуть путаница, ведь концепция создания скоростных вертолетов выходит за рамки Future Attack Reconnaissance Aircraft. Напомним, что еще в конце декабря произошло года, представили в Штатах облик перспективного многоцелевого вертолета Sikorsky-Boeing SB1 Defiant, в основе разработки лежит перспективная программа Future Vertical Lift (FVL). Его видят в качестве возможной замены для Sikorsky UH-60 Black Hawk наравне с конвертопланом V-280. В узком смысле FARA это часть FVL, призванная, как уже отмечалось выше, найти замену для более легкого Bell OH-58 Kiowa, списанного американцами в 2017 году. Сейчас его роль частично взяли на себя «Апачи», а частично — беспилотники. А теперь перейдем непосредственно к теме статьи и посмотрим, чем же могут порадовать американские авиастроители.
Sikorsky Aircraft
Самым реалистичным вариантом для FARA выглядит проект принадлежащей сейчас корпорации Lockheed Martin компании Sikorsky. Речь, конечно же, про Sikorsky S-97 Raider. Это разведывательный вертолет, построенный по соосной схеме с толкающим винтом в хвостовой части. Первый полет машина совершила в 2015 году и с тех пор активно проходит летные испытания. Впрочем, не без эксцессов. В августе 2017 года в летном центре компании Sikorsky Development, который находится на аэродроме Уэст-Палм-Бич (США, Флорида), произошла авария. Пилоты были вынуждены совершить жесткую посадку при обрабатывании зависания. Тогда СМИ сообщали, что летчики не пострадали. Сам вертолет S-97 Raider также не имел видимых повреждений, насколько можно судить по фото.
Характеристики машины выглядят весьма достойно. Применение инновационной аэродинамической схемы позволяет иметь максимальную скорость в 444 км/ч и крейсерскую в 407 км/ч. Экипаж: 2 человека. Кроме того, машина может брать на борт шесть десантников, а также применять широкий спектр вооружений. Это, конечно, в будущем, когда появится серийная версия.
Bell Helicopter
Гораздо более консервативный взгляд у компании Bell. Ранее она объявила о том, что хочет принять участие в тендере FARA, предложив винтокрылую машину, созданную на базе среднего многоцелевого вертолета Bell 525 Relentless, причем создатели утверждают, что изначальная разработка претерпит минимальные доработки.
Bell 525 не имеет революционных «фишек», как S-97, но это современная машина, которая, что немаловажно, уже доказала на испытаниях свой потенциал. Первый полет она выполнила в 2015 году. Максимальная скорость вертолета составляет 306 км/ч, а крейсерская — 287. Bell 525 способен выполнять полеты на расстояние более одной тысячи километров.
Машина может брать на борт до 20 человек. По этому показателю Relentless сильно превосходит как OH-58, так и S-97. В целом, в случае выбора вертолета от Bell, армия получит намного более тяжелую машину, чем «Кайова». Устроит ли это военных США?
AVX Aircraft Company
Самый необычный кандидат на победу в конкурсе FARA: эту машину компания AVX Aircraft Company спроектировала вместе с L3 Technologies. Ранее на просторах Сети уже можно было видеть общую концепцию, однако представленный недавно концепт имеет серьезные отличия.
Как и ее прародитель, машина получила соосный несущий винт и два движителя по бокам фюзеляжа. Вертолет примечателен очень крупными, как для винтокрылой машины, крыльями, которые призваны создавать аэродинамическую подъемную силу. Как крылья, так и несущий винт можно сложить, обеспечив компактность транспортировки.
Подобно Bell 525 и S-97, экипаж вертолета от AVX расположен бок-о-бок, как у Bell OH-58. На момент презентации данных о характеристиках винтокрылой машины представлено не было. Отметим, что минусы для AVX Aircraft в рамках конкурса очевидны: в отличие от своих главных конкурентов компания пока что может похвастаться разве что красивыми картинками.
Boeing
В 2018 году стало известно, что Boeing хочет переделать знаменитый вертолет AH-64 «Апач», снабдив его винтом толкающего типа. Это даст машине принципиально новые возможности, в частности, скорость вертолета возрастет на 50 процентов, а экономичность вырастет на 24 процента. При этом стоимость нового «Апача» согласно расчетам возрастет не очень сильно: примерно на 20 процентов. Привычный хвостовой винт тоже останется: он необходим для компенсации момента несущего винта.
Сложно говорить о перспективах проекта, особенно в свете сравнения с другими машинами программы Future Attack Reconnaissance Aircraft. И хотя Армия США не намерена отказываться от «Апача», не факт, что сейчас она сделает выбор в пользу далеко не нового вертолета.
Karem Aircraft
Пожалуй, наименьшие шансы на победу у компании Karem Aircraft — американского авиастроителя, основанного выходцем из Ирака Абрахамом Каремом. Ранее коллектив явил миру изображения целого ряда перспективных сверхскоростных винтокрылых машин, в частности — тилтроторов. Иными словами, конвертопланов с поворотными винтами, совмещающими возможность вертикального взлета и посадки с горизонтальным перемещением со скоростью самолета.
В 2016 году Karem Aircraft приступила к разработке нового тяжелого транспортного конвертоплана TR75, который сможет заменить тяжелые транспортные вертолеты CH-47 Chinook и военно-транспортные самолеты C-130 Hercules. Позже Karem Aircraft показала концепт электрического конвертоплана под названием Butterfly, в котором хотят использовать большие роторы с переменной скоростью вращения. Ни один, ни другой аппарат пока не дошел до стадии макетирования.
- Автор:
- Илья Легат
Свежие комментарии