Пепербокс под шпилечные патроны Дерпе Жана Матье – оружейника из Вандре (район Льежа), который плодотворно работал на ниве оружейного производства. Калибр 7,5-мм, шестизарядный и, как вы видите, богато украшен резьбой
«В ту же ночь мы отвезли мальчишку домой. Мы его уговорили-наплели, будто бы отец купил ему винтовку с серебряной насечкой и мокасины и будто бы завтра мы с ним поедем охотиться на медведя.
»
«Вождь краснокожих», О’Генри
«Вождь краснокожих», О’Генри
Рассказы об оружии. Сегодня наш рассказ будет посвящён исключительно оружию, украшенному резьбой и гравировкой. В давние времена углубляться мы не будем, а опять-таки начнём его с капсюльных и шпилечных револьверов, то есть с начала XIX века. Женщинам, которые читают наши статьи на ВО и обожают пистолеты с перламутровыми рукоятками, здесь тоже будет на что посмотреть. Деревянные «щёчки» на рукоятке, на мой взгляд, конечно, лучше, так как рука на них не скользит. Но с перламутром красиво – тут и говорить нечего. Ну а начнём мы с того, что вспомним о том, что все виды резьбы, которые в начале XIX века использовались для отделки оружия, были опробованы ещё в XV веке и широко применялись мастерами-оружейниками для украшения рыцарских доспехов и оружия.
Прежде всего, это была резьба по металлу и гравировка. Этими техниками мастерски владели итальянские оружейники из Милана, Флоренции и Венеции. А затем их даже опередили немецкие и французские мастера из Аугсбурга и Парижа. Например, орнамент или «картинка» на оружии гравировались, а сам фон покрывался позолотой, что придавало оружию исключительно нарядный вид. Вот только золотить изделия было не только дорого, но и опасно для здоровья. Ведь для этой цели долгое время использовался кузнечный метод или «золочение через огонь», когда изделия из железа покрывали пастой из золота, растворённого в ртути, после чего нагревали на огне. Ртуть испарялась (и этими парами мастеру, как ни старайся, приходилось дышать), а золото соединялось с железной основой. Применялось золочение при помощи фольги. Он был безопасен, но трудоёмок и дорог. Вот почему в дальнейшем стали использовать гальванический способ золочения и серебрения, который сегодня вытеснил все остальные.
Но, конечно, самым простым способом отделки огнестрельного оружия, и пистолетов в частности, являлось воронение. Проводили его на раскалённых древесных углях либо обжигая изделия в горячей золе. Таким образом получали, например, чёрное воронение, прижившееся именно в отделке револьверов и пистолетов, и применявшееся вплоть до середины XIX века и позднее. Известно было голубоватое и коричневое воронение, причём с красным оттенком.
Другим распространённым видом украшения оружия, который был также известен издавна, являлась гравировка, во многом схожая с резьбой по металлу. Существовало (и существует до сих пор) три её вида: плоскостная, обронная и предшествующая отделкой чернением. Первая – самая простая. Её наносили тонкими линиями, причём не только на металл, но и на кость и даже перламутр.
Суть обронной (или объёмной) гравировки заключалась в том, что мастер убирал фон узора, который становился при этом рельефным. Понятно, что на больших поверхностях делать такую работу было долго и трудно, а вот мелкие детали отделывать было удобно – и именно так очень часто декорировались пистолетные и ружейные замки, и даже стволы.
Так, уже с конца XV в. доспехи и оружие всё чаще украшают не резьбой по металлу, которая была делом трудоёмким и дорогостоящим, а более дешёвым травлением. Причём выполненный на металле в технике травления узор был внешне очень похож на ту же самую гравировку. Только вот техника тут была куда более производительная, поэтому-то оружейники и начали её применять. Суть технологии заключалась в нанесении на поверхность металла разогретой пасты, состоявшей из воска, битума и древесной смолы. Разумеется, хранили её точный состав и пропорции в секрете, но в принципе смеси данных ингредиентов было достаточно. А потом изделие погружали в кислоту (или смесь кислот), отчего на его поверхности образовывалась вытравленная канавка. Можно было дополнительно пройтись по ней штихелем или протравить её раз, а потом заполнять её чернью, смешанной с минеральным маслом. Затем изделие нагревали, масло испарялось, а чернь очень прочно соединялась с металлом. Кстати, технология чернения по серебру была очень популярной на Кавказе в XVI–XIX вв., да и сегодня является здесь самым настоящим национальным видом искусства.
Одновременно была известна и такая отделка золотом и серебром, как таушировка, насечка, или инкрустация. В случае использования этой техники стальная поверхность деталей огнестрельного оружия украшается золотом, серебром, латунью, медью.
Сама по себе она очень простая, поэтому так широко и использовалась. Мастер наносит контур будущего рисунка на изделие. Затем нужно выбрать металл из линий этого контура травлением или резьбой и получить углубления. Одного травления бывает недостаточно, и тогда рисунок углубляют резцом (штихелем). Контурный рисунок обычно делали, используя только резьбу или же гравировку без травления. В случае более сложного плоскостного инкрустирования листовыми кусочками металла сначала использовали травление с последующей доработкой острым резцом. Кстати, именно поэтому данную технику и называют насечкой. Другой термин, «таушировка», имеет немецкое происхождение: от слова «тауширен» – «инкрустировать». В России его завезли в XVIII веке немецкие оружейники, и он прижился, однако термин «насечка» так полностью и не вытеснил.
Кстати, насечка бывает двух видов — плоская и рельефная. При плоской в вырезанную канавку кладётся проволока и вбивается в неё лёгкими ударами молотка. При этом золотая или серебряная проволока целиком заполняет канавку. Затем узор заполировывается так, чтобы проволока не выступала над поверхностью. При рельефной насечке выпуклый рельеф сохраняют. В XX столетии насечку золотом наносят лишь на очень дорогое штучное оружие, изготовленное по заказу.
Инкрустация золотом и серебром используется и для отделки деревянных деталей оружия, только туда ещё добавляется рог и кость. Но так как речь у нас идёт о пистолетах эпохи, когда деревянные в них остались разве что накладки рукоятки, то про неё в данном случае можно и не говорить, поскольку она не используется. А вот резьба и гравировка накладок на рукоятку из кости применяется довольно широко.
Ну а теперь давайте смотреть нашу «галерею украшенных револьверов и пистолетов».
Заводская гравировка револьвера «Кольт-Нейви». Великолепная гравировка в виде свитков с волнами вплоть до спускового крючка. Роскошные деревянные накладки на рукоятку. Всего было выпущено 2000 экземпляров с гравировкой. На гравированных экземплярах на рамке нет даты выдачи патента, только надпись «Colt Patent»
Револьвер системы Лефоше, под шпилечные патроны калибра 7-мм, шестизарядный, двойного действия, круглый ствол длиной 95 мм. Накладки на рукоятку из слоновой кости. Производитель не идентифицирован. Тем не менее, на этот револьвер стоит обратить внимание. На нём чёрное воронение, а украшен он насечкой из медной проволоки и кусочков меди!
Рамка и барабан этого револьвера, украшенные крупной насечкой
Его барабан и патроны к нему
Ещё один револьвер системы Лефоше и рядом с ним патроны к нему от неизвестного производителя. Калибр 7-мм, шестизарядный, двойного действия. Накладки на рукоятку из чёрного дерева (или под чёрное дерево). Рамка и барабан покрыты глубокой резьбой и отделаны под бронзу
Цветочный орнамент на рамке и барабане
Присутствует цветочный орнамент и на монструозном 15-мм калибра револьвере с откидным ножом под стволом, о котором мы как-то недавно уже писали…
А так был украшен барабан этого револьвера…
«Кольт 1855» «Navy» (или револьвер Рута с боковым курком), калибр .28 (7-мм). Револьвер, несомненно, гравирован на заводе. Есть мнение, что это особый заказ, поскольку информации о нём крайне мало. Название «Кольт 1855» выбрано неудачно. Кольт только получил патент на такой револьвер в 1855 году, а его производство началось в 1856 году. Но для нас самое главное его гравировка…
Обратите внимание – гравирована каждая деталь револьвера!
Гравировка ствола
Очень красивый «серебряный» патронный револьвер неизвестного производителя. Похож на револьвер Фагнуса, но имеет предохранитель системы «Маузер». Вес: 995 г. Калибр: .44 Российский (10,6-мм). Длина ствола: 120,7 мм. Общая длина: 255 мм. Револьвер имеет механизм простого и двойного действия, отличного качества, все детали хорошо подогнаны. И рамка, и барабан покрыты серебром, хотя эта отделка и сильно пострадала от времени. Что касается количества таких револьверов, то оно не могло быть большим и, скорее всего, должно было ограничиваться максимум дюжиной экземпляров
Резьба на барабане
Бескурковый велодог Рене Галана 1895 года под патроны калибра 6-мм и с рукояткой, отделанной перламутром!
Ещё один бескурковый велодог «Паппи» («Щенок») с деталями из бронзы, 6-мм, 1904 г.
А это к нему такая «дамская» кобура!
Гравированный «паппи» с курком, типа «бульдог». Калибр .320
А это к нему барабан и патроны!
Бескурковый «паппи» неизвестного производителя с медной насечкой и рукояткой с накладками из перламутра. Прямо-таки варварское великолепие!
Продолжение следует…
P.S.
Автор и администрация сайта выражают благодарность Алену Добрессу (littlegun.be) за разрешение воспользоваться его фотоматериалами.
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии