Любые серьезные перемены в грузинской политике будут иметь международное измерение
Существуют два способа стабилизации современных общественно-политических систем. Первый — это периодические выборы со сменой олигархических групп у власти (руководителей политических партий и связанных с ними влиятельных компаний).
В результате выборов непривилегированное большинство населения выпускает пар, довольное тем, что мирно сместило прежних начальников, от которых устало, и расходится по домам, ощущая, порой, смутное беспокойство («все это уже было много раз, а жизнь наша остается прежней»). Так, например, организована политическая система в большинстве европейских странах.Второй способ стабилизации — авторитарный режим + экономический рост. Власть сохраняет одна олигархическая группа, но она делает это благодаря высоким показателям экономического развития, от чего выигрывает, пусть и незначительно, подавляющее большинство населения (Китай, Сингапур). В этом случае, мощный экономический рост является средством легитимации режима.
Обе стратегии описаны одним из крупнейших современных исследователей, профессором лондонской школы экономики, ведущим экономистом Всемирного банка, Бранко Милановичем. Вторая называется «политическим капитализмом», а первая связана с системой «экономического капитализма», где экономика и политика несколько более автономны друг от друга. Оба способа управления не дают абсолютной гарантии для сохранения власти правящих классов, но по крайней мере, позволяют им надеяться на стабильность.
В Грузии не происходит ни первого, ни второго, а значит создаются условия для «великих потрясений». Здесь нет ничего необычного — подобная картина типична для планеты. Но у страны есть важная особенность — высокая политическая активность ее граждан. В Грузии не часто случаются крупные забастовки — социально-классовые выступления. Вся активность общества направляется в сферу государственной политики. Протесты носят многоклассовый характер, т.е. в них участвуют представители самых разных общественных слоев.
Грузинские правящие группы не всегда хотят добровольно уходить, даже если теряют популярность, и поэтому в стране время от времени происходят бунты или цветные революции. Т.н. Революция Роз — произошла в ноябре 2003 года и ее основным мотивом стала фальсификации парламентских выборов. Именно Революция Роз привела к власти Михаила Саакашвили, который стал третьим президентом независимой Грузии.
В современной Грузии его обвиняют в многочисленных преступлениях. Его заочно приговорили к девяти годам тюрьмы по нескольким уголовным делам, включая дело об убийстве банкира Сандро Гиргвлиани и дело об избиении депутата Валерия Гелашвили. Кроме того, экс-президент является фигурантом дела о подавлении массовых протестов. Саакашвили не признает обвинения, но факт силового подавления им оппозиционных политических выступлений в ноябре 2007 года не вызывает сомнений. Во времена его правления так же случилось нечто вроде цветной революции, но он сумел ее раздавить.
В 2012 году его партия, ЕНД (Единое национальное движение, или «националы») проиграла выборы Грузинской мечте, нынешней правящей партии. Понимая, что с грузинским обществом шутки плохи, и что ему грозят крупные неприятности в случае попыток сохранить власть против воли избирателей, в 2013 Саакашвили покинул страну.
Власть взяла Грузинская мечта, партия, основателем которой является мультимиллионер Бидзина Иванишвили. Сегодня, на фоне экономического спада она теряет популярность. Ее политика начинает раздражать все большее число граждан. В 2019 году в стране имели место массовые антиправительственные выступления. Они проходили в центре Тбилиси с 20 июня 2019 года. Хотя число участников даже на пике движения вряд ли превышало 10−20 тысяч (что, впрочем, не так уж мало для Грузии, население которой составляет 3,7 млн), а затем пошло на убыль, обращает на себя внимания длительность этих выступлений — они продолжались до декабря. В ноябре 2020 массовые протесты повторились — оппозиция не признавала итоги парламентских выборов. Словом, есть все основания говорить о затяжном политическом кризисе.
2 октября в Грузии прошел первый тур выборов в органы местного самоуправления. Согласно поступающим сообщениям Грузинская мечта получила 46,69%. На втором месте находится оппозиционная партия бывшего президента Михаила Саакашвили — Единое национальное движение (ЕНД), набравшая 30,7%. «Выборы были хорошо организованы», говорится в письме группы депутатов Европейского парламента, но далее авторы сообщают, что в ходе предвыборной кампании не было равных условий для всех партий. Кроме того, они призывают расследовать сообщения о запугивании кандидатов и подкупе избирателей. Оппозиция обвиняет партию власти в различных нарушениях, включая использование бюджетников. Второй тур выборов состоится 30 октября.
Все это происходит на фоне возвращения, ареста и голодовки Михаила Саакашвили. 29 сентября, после 8 лет отсутствия, он нелегально вернулся на территорию Грузии и 1 октября правоохранительные органы задержали его. В СИЗО бывший президент объявил голодовку. Действия Саакашвили выглядят рискованными, но они не лишены логики, именно потому, что разворачиваются на фоне затяжного политического кризиса, да еще и в условиях выборов. Он не является супер-популярным политиком, но все же у него, как следует из официальных результатов выборов, много сторонников. Его возвращение может привести к росту уличной активности ЕНД, стимулировать протестные выступления.
Впрочем, в Грузии немало и тех, кто не испытывая к бывшему президенту никаких симпатий, не любят и действующую власть. Сложно сказать, как они поведут себя в данной ситуации. Как выразилась одна женщина, прокомментировавшая эту ситуацию в сети: «Самое, однако, смешное и грустное в том, что пинка сначала дали партии Саакашвили, ЕНД, когда народ понадеялся на ГМ, а теперь, когда ГМ стала аналогом партии Саакашвили — приходится надеяться на партию Саакашвили. Из шила в мыло, из мыла в шило».
Грузия — страна, пережившая гражданские войны, цветную революцию, массовые протесты. Сегодня постепенно созревают условия для повторения похожих событий. По крайней мере, в случае сохранения современного состояния экономики и политических проблем, вероятность этого растет.
Но что на сей раз сильно изменилось, так это — региональные расклады. Между Азербайджаном и Арменией продолжается вялотекущая война в условиях, когда три державы — Турция, Россия и, в последние недели, Иран, резко усилили свое влияние на Южном Кавказе. Турция создала военно-политический союз с Азербайджаном, Россия, чтобы защитить союзную ей Армению от этого альянса, ввела свои войска в Нагорный Карабах, который в противном случае был бы неминуемо взять азербайджанскими войсками. Иран, обеспокоенный усилением турецкой военно-политической мощи на Южном Кавказе и формирующимся азербайджано-турецким блоком, перебросил свои войска к азербайджанской границе и пригрозил Азербайджану в случае, если тот попытается углубиться на территорию Армении.
Дестабилизация Грузии в таких условиях, как и вообще любые крупные перемены в грузинской политике, будут иметь международное измерение и способны повлиять на и без того неопределенное подвижное соотношение сил на Южном Кавказе. Регион стал слишком динамичным. Небольшая Грузия превращается в гирю, способную изменить равновесие на огромных весах.
Свежие комментарии