Кожедуба многие считают везунчиком, ведь за годы войны он ни разу не был ранен и не потерял в бою ни одного самолета. Хоть его и сбивали, но Ивану Никитовичу всегда удавалось посадить свой самолёт. В первом бою, 26.03.1943 г. очередь из пушки Мессершмитта-109 попала в кабину Ла-5, которым управлял Кожедуб. Первый снаряд, бронебойный чиркнул по шлемофону, а от второго, фугасного спасла бронеспинка. Везение фантастическое, так как снаряды в ленту заряжались через один. И быть беде, поменяйся они местами.
В октябре 1943 г. в пылу боя Кожедуб оказался вблизи "Юнкерса-87" и подбил его. Тот взорвался, пламя перекинулось на самолет Ивана и прыгать с парашютом он не стал, так как внизу был враг. Тогда Кожедуб направил свою машину на гитлеровскую автоколонну. Крутое пике помогло сбить огонь, о чем сообщил по рации ведомый Василий Мухин: "Пламени нет, живем!". В итоге летчик лишь перед самой землей с огромным трудом вывел машину из пике. Сам Кожедуб по поводу своего везения отшучивался:
"Любой лётчик, сбивший 5 самолётов противника, уже везучий".Иван Кожедуб (1920 – 1991), трижды Герой Советского Союза.
А между тем, везение Ивана Никитовича – плод долгой, кропотливой работы и стечения конкретных обстоятельств:
1) После окончания Чугуевской школы летчиков в 1941 году, его не отправили служить в часть, а оставили в школе инструктором до ноября 1942 г., как классного специалиста. То есть в отличие от своих однокашников, от "взлет-посадки", как их называл комэск Титаренко из фильма "В бой идут одни старики", Иван еще два года учился летать сам и учил других;
2) Позор первого полета, который чуть не стал последним, заставил Ивана Никитовича разрабатывать собственную тактику воздушного боя. Каждый вечер, когда все после вылетов шли отдыхать, Иван садился за стол и начинал часами анализировать, разбирать и рисовать схемы воздушного сражения. Многое из тактики ведения боев он почерпнул у легендарного аса Покрышкина;
3) Кожедуб был необычайно силен. Уже в возрасте 13 лет он свободно одной рукой несколько раз кряду выжимал двухпудовую гирю. А, как известно, сила и выносливость очень важны при сверхперегрузках в воздушном бою;
4) Иван с детских лет, унаследовав способности от мамы, всерьез увлекся рисованием. В результате чего у него отлично развились: глазомер, зрительная память и наблюдательность. По мнению генерала Попова:
"У Кожедуба был огромный талант, необычайно развитое чувство виденья пространства, образ полета у него рождался в голове, наверное, чуть лучше, чем у остальных".
Данные обстоятельства и помогли стать Кожедубу тем, кем он стал – непревзойденным асом, самым результативным летчиком в антигитлеровской коалиции и трижды Героем СССР. На его счету 330 вылетов, 120 воздушных боев и 62 сбитых самолета врага. Вот только в данном списке не указаны самолеты США, которые Иван сбил весной 1945 года в небе над Германией.
Почему ас крушил американские самолёты?
Американский одноместный истребитель дальнего радиуса действия Норт Американ P-51 Мустанг.В автобиографии Кожедуб написал, что им были сбиты два истребителя "Мустанг" армии США, о чем долгие годы умалчивалось.
22.04.1945 г. Иван осуществляя свободную охоту в районе Берлина. Внезапно пилот увидел, что немецкие истребители атакуют бомбардировщик США. Он сразу же их отогнал и решил преследовать, но вдруг его самого обстреляли два "Мустанга". Наш летчик был вынужден вступить в бой. Он совершил крутой вираж и вышел американцам в хвост: первая машина задымилась и пошла вниз, но сумела сесть, второй не повезло и она взорвалась в воздухе.
Спасшийся "Мустанг" оказался на советской территории. В его кабине сидел огромный негр, позже в штабе он рассказал, что его сбил "Фокке-Вульф" с красным носом. А раз так, то инцидент не стали предавать огласке. Командир полка Чупиков отдал Кожедубу напечатанные фото с пленки фотопулемета Ла-7 и сказал, чтобы он их никому не показывал. Сбитые "Мустанги" на личный счет Ивана, естественно, не записали. Хоть командующий корпусом генерал Савицкий по этому поводу пошутил:
"Данные самолеты – в счёт будущей войны".
Генерал как в воду глядел, ведь уже через 5 лет после завершения Второй мировой началась новая, пусть и не такая масштабная война.
Война в Корее.
Советский реактивный истребитель Миг-15.В период войны в Корее (1950 – 1953) 324-я авиадивизия, укомплектованная реактивными истребителями МиГ-15, уничтожила 216 самолетов США и потеряла всего-лишь 27 своих. Командовал ей Кожедуб. Ему самому было категорически запрещено участвовать в боях. Однако сослуживцы утверждают, что когда замполит Петухов уезжал из части, то Иван Никитович порой запретом пренебрегал. По их словам, на счету Кожедуба в Корее было несколько сбитых самолетов США, которые он записал в послужной список подчиненных.
Свежие комментарии