На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 368 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталия Шумакова
    👍👍👏👏👏👏👏Напряжение нараст...
  • Владимир Самборский
    Да, все не просто и однозначно! "Плюс" для Урала хотя бы в том, что перестали с\х управлять из города. В Пермском кра...Пишут, что когда ...
  • Андрей
    Надо понимать, что Путин это не один человек! Это различные институты и учреждения в составе которых не одна тысяча ч...Узбекистан «наеха...

Выбор оружия в противостоянии Армении и Азербайджана: наземные силы


Как бы ни были важны военно-воздушные силы (ВВС) и противостоящие им силы противовоздушной обороны (ПВО), захват территории в любом случае осуществляется наземными силами. Территория не считается захваченной, пока на неё не ступила нога пехотинца. Так и в конфликте Армении и Нагорно-Карабахской Республики (НКР) с Азербайджаном и Турцией основной целью является захват/удержание спорных территорий сухопутными войсками.

Сухопутные войска Армении и Нагорно-Карабахской Республики


Сухопутные войска Армении и НКР включают в себя около четырёхсот основных боевых танков. В основном это немодернизированные танки Т-72, лишь тридцать из них должны были быть модернизированы до уровня Т-72Б4, некоторое количество из указанного составляют ещё более старые танки Т-55.

Выбор оружия в противостоянии Армении и Азербайджана: наземные силы

Танк Т-72 армия обороны Нагорно-Карабахской Республики

Также имеется примерно триста БМП-2, около полутора сотен БМП-1 и некоторое количество бронетранспортёров. Самоходные противотанковые средства представлены тремя десятками СПТРК 9П149 «Штурм-С» и 9П148 «Конкурс». Имеется неустановленное количество возимо-носимых противотанковых ракетных комплексов (РТПК) 9К129 «Корнет».


СПТРК «Штурм-С» (слева) и «Конкурс» (справа)

Наиболее мощным и дальнобойным наступательным вооружением Армении и НКР являются оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер», в количестве четыре боевые машины, ещё имеются восемь ОТРК «Точка-У» и 12 устаревших ОТРК «Эльбрус», предположительно модернизированных с целью увеличения точности попадания.


ОТРК «Искандер» (слева) и ОТРК «Точка-У» (справа)

Близкими к ОТРК характеристиками обладают мощные РСЗО «Смерч» калибра 300 мм в количестве четыре единицы и восемь китайских РСЗО WM-80 калибра 273 мм. Также имеется, по разным данным, порядка 50-80 РСЗО «Град» калибра 122 мм.


РСЗО «Смерч» (слева) и РСЗО WM-80 (справа)

Ствольная артиллерия представлена самоходными орудиями калибра 122 мм и 152 мм 2С3 «Акация» и 2С1 «Гвоздика» суммарным количеством порядка шестидесяти единиц, а также буксируемыми орудиями 2А36 «Гиацинт-Б», Д-20, Д-1, МЛ-20, Д-30 и миномётами М-120 суммарным количеством порядка трёхсот единиц.

Численность сухопутных войск Армении составляет около сорока тысяч человек, численность армии обороны НКР оценивается в двадцать тысяч человек.

Эффективность того или иного типа вооружений и военной техники сильно разнится в зависимости от характера местности, на котором она эксплуатируется, и типа противника, с которым предстоит воевать. Не менее важным является планируемый характер ведения боевых действий: наступление или оборона.

Бронетехника и противодействие ей


В XX веке произошли две мировые войны, тактика ведения боевых действий в которых отличалась коренным образом. Говоря упрощённо, если из Второй мировой войны вычесть Первую мировую войну, то останутся танки. Именно массированное применение танков (в сочетании с моторизацией пехоты, артиллерии и сил снабжения) придало вооружённым силам возможность оперативно осуществлять концентрацию сил, обеспечивая прорыв обороны противника на выбранном направлении.

Конечно, не стоит забывать о роли авиации, но если исключить именно танки, то Вторая мировая война также скорее всего свелась бы к позиционным боям. Авиация, как и артиллерия, сами по себе прорвать фронт не способна, равно как и нанести противнику неприемлемый ущерб, а пехота и кавалерия или слишком медлительны, или слишком уязвимы для организации прорывов.

Что это значит в практическом плане для конфликта Армении/НКР с Азербайджаном/Турцией?

То, что танки как основная сила сухопутных войск необходимы Азербайджану для ведения наступательных операций и куда менее важны для Армении/НКР, поскольку у них такая задача не ставится.

Можно предположить, что танки нужны Армении/НКР для противостояния танкам Азербайджана, но это утверждение можно поставить под вопрос, поскольку в текущих военных конфликтах танки почти не воюют с танками, а выступают в качестве высокозащищённых подвижных огневых точек. В свою очередь, поражение танков осуществляется другими средствами, чаще всего наземными и авиационными комплексами управляемого вооружения.

Для Армении повышенная уязвимость танков и другой бронетехники от высокоточного оружия является важнейшим фактором: беспилотные летательные аппараты (БПЛА) Азербайджана методично осуществляют обнаружение и уничтожение бронетехники Армении. Предположительно часть уничтоженной бронетехники является надувными макетами, но на многих снимках достаточно отчётливо видно, что цель была реальной, мероприятия по маскировке позиций осуществляются армянской стороной далеко не всегда.


Военнослужащие НКР зачастую перемещаются достаточно свободно, как будто не находятся в зоне боевых действий

В практическом плане это означает, что и Армении и НКР закупать новые танки нет никакой необходимости. Из тех что имеются, целесообразно отобрать наиболее современные и находящиеся в хорошем состоянии, осуществить их модернизацию и сформировать несколько ударных групп резерва. Их задачей может стать противодействие глубоким прорывам противника в тыл в случае, если такие будут осуществляться. При этом отправлять их для ведения регулярных боевых действий на передовой нецелесообразно.

Оставшаяся бронетехника может использоваться к качестве средств огневой поддержки или выводиться в резерв для экономии денежных средств. В случае применения устаревших машин на передовой в качестве чего-то типа мобильных дотов для них должны оборудоваться замаскированные огневые позиции, на одну реальную боевую машину должны применяться 3-4 надувных макета и другие средства маскировки, которые мы рассматривали в статье Выбор оружия в противостоянии Армении и Азербайджана: маскировка как «путь обмана».


Качественная маскировка значительно повышает шансы бронетехники на выживание в условиях господства противника в воздухе

Основным средством противодействия бронетехнике противника должны стать не танки или авиация, а большое количество переносных и возимо-носимых противотанковых ракетных комплексов (ПТРК).

С точки зрения критерия «стоимость — эффективность» оптимальным решением стала бы закупка нескольких сотен пусковых установок ПТРК «Корнет» и ПТРК «Метис» разработки тульского АО «КБП». Их точная стоимость неизвестна и может варьироваться в зависимости от объёмов закупки, но ориентировочно стоимость пусковой установки (ПУ) ПТРК «Корнет» составляет порядка 50 000 долларов, а ПУ ПТРК «Метис» – 25 000 долларов. Стоимость противотанковой управляемой ракеты (ПТУР) комплекса «Корнет» составляет порядка 10 000 долларов, ПТУР комплекса «Метис» – порядка 3000 долларов.

Если порядок указанных цен верен, то стоимость закупки 100 ПУ ПТРК «Корнет» и 2000 ПТУР к ним, а также 200 ПУ ПТРК «Метис» и 4000 ПТУР к ним может составить порядка 50 млн. долларов. Оснащение закупаемых ПУ тепловизорами удвоит эту сумму, но всё равно стоимость закупки остаётся более чем реальной для военного бюджета Армении.


Переносной ПТРК «Метис»


Возимо-носимый ПТРК «Корнет»

Высочайшая мобильность возимо-носимых и переносных ПТРК позволяет оперативно концентрировать их на угрожаемом участке. А малые размеры, отсутствие теплового излучения и большая дальность стрельбы затрудняют их обнаружение БПЛА.

Массированное применение ПТУР позволит сорвать любое наступление, основывающееся на применении бронетехники, а возможность эффективной маскировки возимо-носимых и переносных ПТРК не позволит противнику подавить их используя господство в воздухе.

Отсутствие поддержки бронетехники и наличие у обороняющегося оборудованных и замаскированных огневых позиций во многом сведёт ситуацию к условиям Первой мировой войны, во время которой, как известно, боевые действия часто переходили в позиционные, а для прорыва линий обороны требовалось большое количество живой силы, зачастую отправляемой «на убой».

Противодействие живой силе


Существует мнение, что основной урон живой силе противника в наше время наносит артиллерия. В то же время, как мы рассмотрели в статье Боевой скафандр. Статистика ранений, пули и осколки, со времён Второй мировой войны, несмотря на увеличение доли высокоточных вооружений, всё большее число потерь происходит за счёт поражения живой силы стрелковым оружием.


Соотношение потерь живой силы от пуль, осколков и мин в различных военных конфликтах

Возможно, это связано с тем, что такого массированного применения артиллерии, как во времена Второй мировой войны, более не было. В текущей ситуации не по карману применение артиллерии в таких масштабах ни Армении, ни Азербайджану.

Исходя из этого можно предположить, что основным средством поражения живой силы противника в конфликте Армения/НКР – Азербайджан/Турция станет стрелковое оружие, а артиллерия и бронетехника будут играть вспомогательную роль.

Соответственно, для осуществления эффективной обороны необходимо обеспечить максимальное превосходство над противником в этом виде вооружений.

Долгое время ведутся споры о недостаточной эффективности малокалиберных патронов для стрелкового оружия: российском патроне 5,45х39 и западном 5,56х45 мм. Патроны калибра 7,62х39 мм также нельзя назвать идеальным решением из-за менее пологой траектории, усложняющей прицеливание.

В настоящее время армия США проводит программу разработки перспективного стрелкового оружия NGSW, которая в случае успеха может значительно повлиять на ситуацию на поле боя. Патроны, применяемые в оружии, разрабатываемом по программе NGSW, по своим характеристика ближе к винтовочным патронам калибра 7,62х54R и 7,62х51, чем к существующим малокалиберным боеприпасам.


Оружие и патроны, создаваемые по программе NGSW (масштаб изображений может отличаться)

Одна из задач, решаемых перспективными комплексами «оружие — патрон», — это поражение целей в существующих и перспективных средствах индивидуальной бронезащиты (СИБ). Вторая задача, более применимая к армяно-азербайджанскому театру военных действий (ТВД), — это увеличение эффективной дальности стрельбы.

Несмотря на то, что оружие по программе NGSW и его российские аналоги ещё не созданы, возможность повысить эффективность наземных подразделений существует уже сейчас.

В первую очередь это увеличение количества пулемётов в наземных подразделениях, относительно количества другого автоматического оружия. В качестве таковых могут использоваться единый пулемёт «Печенег» калибра 7,62х54R и крупнокалиберный пулемёт «Корд» калибра 12,7х108 мм.


7,62-мм единый пулемёт «Печенег» (вверху) и 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт «Корд» (внизу)

Ещё одним направлением повышения эффективности сухопутных сил является увеличение доли высокоточного стрелкового оружия калибра 7,62 мм и 12,7 мм. В калибре 7,62 могут использоваться классическая российская снайперская винтовка Дегтярёва (СВД) или планирующаяся ей на замену снайперская винтовка Чуканова (СВЧ), а также автомат Калашникова АК-308 под натовский патрон 7,62х51 мм (хоть это и добавит разносортицы в снабжение боеприпасами).


Сверху-вниз: СВД, СВЧ, АК-308

В качестве крупнокалиберных снайперских винтовок могут использоваться ОСВ-96 «Взломщик» и АСВК калибра 12,7х18 мм.


Крупнокалиберные снайперские винтовки ОСВ-96 «Взломщик» (вверху) и АСВК (внизу)

Всё вышеперечисленное говорит не о том, что надо полностью отказаться от существующих автоматов, а о том, что соотношение количества пулемётов и снайперских винтовок калибра 7,62х54R мм, 7,62х51 мм и 12,7х108 мм по сравнению с оружием калибра 5,45х39 мм и 7,62х39 мм должно быть существенно откорректировано в пользу первых.

Автоматы останутся в мобильных подразделениях и у наименее квалифицированных бойцов, ополчения. В то же время более мощное вооружение должны получить наиболее квалифицированные бойцы, подготовка которых изначально должна быть направлена на использование соответствующего оружия.

Что это даст в практическом плане? В первую очередь это существенное увеличение дальности стрельбы. Отрицательные стороны малокалиберного оружия отчётливо ощутили на себе американские военные в Афганистане, когда талибы использовали винтовки калибра 7,62х51 мм, а противостоящие им солдаты ВС США были вооружены винтовками M-16/M-4 и пулемётами M-249 калибра 5,56х45 мм. Считается, что это является одной из причин возникновения программы NGSW, а также закупок ВС США винтовок калибра 7,62х51 мм.


По итогам вооружённых столкновений силы специальных операций (ССО) ВС США закупили значительное количество винтовок FN SCAR-H калибра 7,62х51 мм

Важным условием, повышающим эффективность использования стрелкового оружия, является оснащение их современными оптическими и тепловизионными прицелами. Причём это относится не только к снайперским винтовкам, но и к пулемётам.


Российский тепловизионный прицел «Шахин» может использоваться практически на всех типах российского стрелкового оружия, включая крупнокалиберное

Другим направлением повышения эффективности стрелкового оружия является оснащение его глушителями, используемыми при стрельбе штатными сверхзвуковыми патронами. Использование глушителей для оружия, разрабатываемого по программе NGSW, предусматривается изначально.

В России производятся дульные тормоза-компенсаторы (ДТК) закрытого типа, существенно снижающие звук и вспышку выстрела как для снайперских винтовок, так и для пулемётов, в том числе крупнокалиберных.


ДТК закрытого типа для винтовок и пулемётов калибра 12,7 мм (слева) и для пулемёта «Печенег» (справа) компании «Ротор-43»


Стрельба из пулемёта «Печенег» с ДТК закрытого типа днём

Стрельба из пулемёта «Печенег» с ДТК закрытого типа ночью

Повышенная дальность и вероятность поражения в сочетании в увеличением скрытности применения стрелкового оружия позволит обеспечить эффективное поражение живой силы противника за пределами дальности эффективной стрельбы малокалиберного оружия противника.

Массированное применение ПТРК, обеспечивающее подавление бронетехники, и мощного дальнобойного стрелкового оружия, обеспечивающего уничтожение живой силы, способны эффективно срывать наступление противника даже при условии его господства в воздухе.


При этом все вышеперечисленные образцы вооружений будут более эффективны при ведении оборонительных действий, нежели наступательных, поэтому симметричные меры, предпринятые противником, не дадут ему сопоставимых преимуществ.

Артиллерия и РСЗО


За исключением танков, единственным средством, потенциально способным обеспечить прорыв огневых позиций, останется ствольная и реактивная артиллерия. Но, во-первых, как мы уже говорили ранее, сомнительно, что у них будет возможность создать достаточную плотность огня, чтобы обеспечить разрушение хорошо оборудованных позиций (если, конечно, обороняющийся их создаст). Уничтожать же разрозненные огневые точки БПЛА пока не хватит средств ни у какого государства.

Во-вторых, артиллерия противника может быть подавлена контрбатарейным огнём, в первую очередь колёсными РСЗО, способными оперативно выдвинуться с мест скрытного базирования на огневую позицию, обеспечить высокую интенсивность и плотность огня и покинуть позицию до нанесения ответного удара БПЛА.

Ствольная артиллерия также может использоваться для подавления артиллерийских позиций противника, но эффективна она будет лишь при использовании высокоточных снарядов типа «Китолов» и «Краснополь» с полуактивной лазерной головкой самонаведения, в сочетании с применением малоразмерных БПЛА, поскольку за время, необходимое на подавление огневых позиций противника неуправляемыми боеприпасами, собственные артиллерийские позиции могут быть обнаружены и уничтожены БПЛА.


Управляемые артиллерийские снаряды (УАС) «Краснополь», «Китолов» и комплекс средств автоматизированного управления «Малахит»

Остаются ещё ОТРК, но их применение к контексте текущего конфликта оправдано только с целью уничтожения аналогичных комплексов противника, РСЗО или авиации и среднеразмерных БПЛА на аэродромах при условии, что будет известно их точное местоположение.

В заключение хотелось бы отметить, что единственным способом более слабого противника противостоять более сильному противнику является ведение нерегулярных боевых действий высокой интенсивности. Ключевым требованием к вооружению, необходимому для эффективного использования в таких войнах, является его высокая мобильность и максимальная скрытность, что и обусловливает выбор вооружений, рассмотренных в настоящей статье и в предыдущих материалах.

При этом в реальности руководство вооружённых сил зачастую излишне увлекается «блестящими игрушками», атрибутами армий крупных держав: танками, тяжёлыми истребителями, дальнобойными комплексами ПВО, которые, будучи закуплены в ограниченных количествах и не применяемые системно, гарантированно будут уничтожены более сильным противником.
Автор:
Андрей Митрофанов
Использованы фотографии:
nevskii-bastion.ru, bastion-opk.ru, topwar.ru, kbptula.ru, rotor43.ru
Статьи из этой серии:
Есть ли шанс у Венесуэлы противостоять вооружённой агрессии США?
Какой она может быть? Сценарии конвенциональной войны
Война по аутсорсингу
Выбор оружия в противостоянии Армении и Азербайджана: авиация и флот
Выбор оружия в противостоянии Армении и Азербайджана: противовоздушная оборона
Выбор оружия в противостоянии Армении и Азербайджана: маскировка как «путь обмана»
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх