На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Горшков
    А если в Сибирь. Там можно не один десяток лет ее обустраивать.. Шойгу хотел там три города построить. Плюс сельские ...Про Украину после...
  • kraft54
    тупоголовые командиры,что может быть опаснее?этих дураков судить и в штраф роты рядовыми.уверен,что некоторые офицеры..."Бей его Сашка, п...
  • Виктор Мальцев
    НУЖНО СПРОСИТЬ ОБ ЭТОМ У ВАЛДАЙ КЛУБА ИЛИ ....Элита готовит нев...

Гибель линейного корабля «Szent István»

Гибнущий «Szent István» (кадр кинохроники)

С 1939 года День ВМФ в Италии отмечается 10 июня, в годовщину потопления в ходе Первой мировой войны австрийского линейного корабля «Szent István». Этому событию, вынудившему командование австрийского флота отменить запланированную широкомасштабную операцию и вернуться в базу, посвящена данная статья.

После ввода в строй в ноябре—декабре 1915 года линейный корабль «Szent István» неоднократно выходил в море для учебных стрельб и ходовых испытаний. В ходе последних идущий на максимальной скорости (менее двадцати узлов) после резкой перекладки руля на 35 градусов от нейтрального положения дредноут кренился более чем на 19 градусов. В тех же условиях крен трёх однотипных кораблей достигал максимальных величин от 8 градусов и 20 минут до 11 градусов и 20 минут. Так как щиты орудий среднего калибра в казематах ещё не были установлены, внутрь корабля беспрепятственно хлынула вода. Первый командир корабля капитан 1-го ранга Э. Грассбергер счёл, что такой значительный крен был вызван неудачной формой платформы для прожекторов, но после того как размер этой платформы был уменьшен, было установлено, что метацентрическая высота линейного корабля увеличилась только на 18 миллиметров. Очевидно, в данном случае сказывалось также и влияние неудачной формы кронштейнов гребных валов, поэтому впредь было запрещено на высокой скорости перекладывать руль на угол больший, чем 10 градусов. Во время учебных стрельб была обнаружена недостаточная герметичность клепаных соединений, являвшейся как следствием спешки при постройке, так и отсутствия опыта постройки крупных боевых кораблей у компании «Ganz–Danubius», на верфи которой в Фиуме строился «Szent István». У всех четырёх линейных кораблей типа «Viribus Unitis» была также выявлена недостаточная остойчивость, вызванная отклонениями конструкции кораблей от первоначального проекта, и при полном водоизмещении австрийские дредноуты имели дифферент на нос, равный 24 сантиметрам. 23 декабря корабль был официально введён в состав 1-й эскадры (1. Geschwader).


«Szent István» после ввода в строй

15 марта 1916 года «Szent István» впервые вышел за пределы акватории Полы и в сопровождении трёх миноносцев взял курс в направлении средней Адриатики, где в районе острова Паго предполагалось провести учебные стрельбы. Корабли шли со скоростью 12 узлов, периодически увеличивая скорость до 16 узлов. Вследствие плохой погоды учебные стрельбы проводить не стали, и только на следующий день артиллерия главного калибра и зенитная артиллерия могли вести огонь.

В конце августа 1916 года «Szent István» вышел в канал Фазана для проведения торпедных стрельб, а месяц спустя моторный баркас корабля, вооруженный десантной пушкой, принял участие в снятии с мели итальянской подводной лодки «Gialito Pullino». 23 ноября 1916 года экипаж линейного корабля присутствовал на коронации нового императора Карла I. В 1917 году «Szent István» вместе с однотипными кораблями под аккомпанемент сигналов воздушной тревоги предпринял ряд краткосрочных выходов в канал Фазана для учений. Самый мощный воздушный налёт, длившийся почти сутки, состоялся 12 декабря 1917 года, когда германский император Вильгельм II посетил базу немецких подводных лодок в Поле.

В январе и феврале 1918 года в арсеналах Полы и Каттаро имели место восстания и бунты матросов, подавление которых сопровождалось сравнительно небольшими жертвами. Для подавления протестов в Каттаро была отправлена дивизия броненосцев типа «Erzherzog Karl», поскольку дредноуты при подавлении протестов не использовали.

Из 937 дней пребывания в строю «Szent István» провёл в море 54 дня, при этом только однажды корабль участвовал в крейсерской операции, длившейся два дня. При прочих выходах в море дредноут не слишком отдалялся от Полы. «Szent István» после вступления в строй ни разу не проходил докование, а из-за уже упоминавшихся ранее недостатков кронштейнов гребных винтов никогда не давал полный ход.

После бунтов в Каттаро на поднявших красные флаги плавучей базе «Gäa» и броненосных крейсерах «Sankt Georg» и «Kaiser Karl VI» было заменено всё руководство флота, а корабли, не представлявшие более ценности, были выведены из состава флота. При этом почти все старые адмиралы, включая и командующего флотом адмирала Максимилиана Ньегована, были отправлены на пенсию. На место командующего 27 февраля 1918 года, в обход многих высокопоставленных офицеров флота, был назначен молодой динамичный контр-адмирал Миклош Хорти, что вызвало оптимизм адмирала Райнхарда Шеера, командующего германским флотом Открытого моря. Для поднятия боевого духа экипажей новым руководством флота было решено приступить к началу большой морской операции в южной части Адриатического моря, где корабли стран Антанты установили Отранский заградительный рубеж, что затруднило выход в Средиземное море подводным лодкам Австро-Венгрии и Германии. Годом ранее, в мае 1917 года, на этом заграждении три австрийских лёгких крейсера «Novara», «Saida» и «Helgoland», замаскированные под крупные английские эскадренные миноносцы, под командованием Хорти атаковали дрифтеры противника, потопив или тяжело повредив четырнадцать из сорока семи.

Теперь новый главнокомандующий хотел повторить свою акцию, но на этот раз при поддержке дредноутов, которые должны были обрушиться на союзные силы прикрытия Отранского барража. Морские мины и сети являлись главной мишенью двух ударных групп, поскольку серьёзно затрудняли выход австрийских и немецких подводных лодок в Средиземное море, хотя потери их на этом заграждении и были относительно невелики.

Идея комбинированной атаки Отранского заградительного рубежа принадлежала не адмиралу Хорти, а командиру III тяжёлой дивизии (броненосцы типа «Erzherzog Karl») капитану 1-го ранга Э. Хейслеру. Последний предлагал атаковать Отранский заградительный рубеж, используя его дивизию. Одновременно с этим быстроходные крейсера (Rapidkreuzer) должны были нанести удар по собственно заграждению. Старые броненосцы были достаточно мощными для отражения возможных контратак крейсеров Антанты, базировавшихся в Бриндизи. Адмирал Хорти проигнорировал это предложение, поскольку хотел вывести из «летаргического сна» неопытные экипажи дредноутов. Эта операция должна была сопровождаться наступлением австро-венгерских сухопутных сил на итальянском фронте, которое планировалось начать 11 июня 1918 года. Вследствие плохого снабжения и усталости армейских частей начало наступления пришлось перенести на 15 июня. Тем не менее, дата, на которую была назначена морская операция, осталась прежней. На случай, если атакованные австрийцами корабли противника будут поддержаны линейными крейсерами англичан, адмирал собирался противопоставить им свои дредноуты. В окончательном виде план предусматривал одновременное достижение нескольких целей, поэтому привлечённые для операции силы были разделены на отдельные группы, в состав которых предварительно были включены следующие корабли.

Атакующие группы (Angriffsgruppe «a» — «b»):

«a». Лёгкие крейсера «Novara» и «Helgoland», истребители «Tátra», «Csepel» и «Triglav».
«b». Лёгкие крейсера «Admiral Spaun» и «Saida», миноносцы 84, 92, 98 и 99.

Силы прикрытия, состоявшие из следующих тактических групп поддержки (Rückhaltgruppe «a» — «g»):

«a». Линейный корабль «Viribus Unitis», истребители «Balaton» и «Orjen», миноносцы 86, 90, 96 и 97;
«b». Линейный корабль «Prinz Eugen», истребители «Dukla» и «Uzsok», миноносцы 82, 89, 91 и 95;
«c». Линейный корабль «Erzherzog Ferdinand Max», истребитель «Turul», миноносцы 61, 66, 52, 56 и 50;
«d». Линейный корабль «Erzherzog Karl», истребители «Huszár» и «Pandúr», миноносцы 75, 94 и 57;
«e». Линейный корабль «Erzherzog Friedrich», истребители «Csikós» и «Uskoke», миноносцы 53, 58 и один миноносец типа «Kaiman»:
«f». Линейный корабль «Tegetthoff», истребитель «Velebit», миноносец 81 и три миноносца типа «Kaiman».
«g». Линейный корабль «Szent István», миноносцы 76, 77, 78 и 80.

Линейные корабли типа «Tegetthoff» было решено отправить в море из Полы в составе двух групп, которые, выйдя из базы, должны были направиться на юг. Первая группа с дредноутами «Viribus Unitis» (флаг главнокомандующего флотом адмирала Хорти) и «Prinz Eugen» в сопровождении семи кораблей вышла в море 2 июня, направляясь к Слано, находящегося севернее Дубровника.

Другая группа с дредноутами «Tegetthoff» и «Szent István», командир которого, капитан 1-го ранга Х. фон Треффен, являлся одновременно и командующим всей группой кораблей, должна была выйти из Полы вечером 9 июня и на скорости 15 узлов идти в направлении Тайер-бухты. В сопровождение им были назначены истребитель «Velebit», а также миноносцы Tb 76, 77, 78, 79, 81 и 87. По плану после того, как эта группа кораблей вечером 10 июня дойдет до Тайер-бухты, следовало взять курс на Слано с тем, чтобы 11 июня совместно с другими группами кораблей принять участие в акции.

Операция началась под несчастливой звездой: когда оба линейных корабля с приспущенными до половины мачт флагами разогревали паровые котлы, на истребителе «Velebit» взорвался снаряд, в результате чего погибли несколько членов экипажа, кроме того, несколько ранее была допущена роковая организационная ошибка. Из соображения секретности персонал боновых заграждений не был заблаговременно извещён о выходе соединения, вследствие чего корабли, ожидавшие развода бонов после отдачи на это устного приказа, вместо 21:00 вышли в море только в 22:15. Истребитель «Velebit» шёл первым, за ним в кильватере шли «Szent István» и «Tegetthoff».


Линейные корабли «Szent István» (слева) и «Tegetthoff»

По сторонам соединение охраняли миноносцы: слева шли Tb 79, 87 и 78, справа Tb 77, 76 и 81.

Потерянное при выходе из Пулы время решили наверстать увеличением скорости соединения до 17,5 узла. Вскоре после полуночи скорость соединения из-за перегрева подшипника турбины правого борта флагмана на некоторое время была снижена до 12 узлов, но к 03:30, примерно в девяти милях юго-западнее острова Премуда, шли уже на 14 узлах. С увеличением скорости, вследствие низкого качества угля и недостатка опыта у кочегаров, многие из которых впервые вышли в море, из дымовых труб обоих дредноутов повалил густой дым и полетели искры.

Гибель линейного корабля «Szent István»

Походный ордер (иллюстрация из рапорта командира линейного корабля «Tegetthoff»)

В это же время в море находилась пара итальянских торпедных катеров под общим командованием капитана 3-го ранга Л. Риццо, командовавшего базировавшейся в Анконе IV флотилией торпедных катеров MAS и имевшего на боевом счету броненосец «Wien», потопленный им на торпедном катере MAS 9 в Триесте. Оба катера, MAS 15 и MAS 21, накануне были доведены на буксире до далматинских островов итальянскими миноносцами 18 O.S. и 15 O.S.


Итальянские торпедные катера MAS 15 и MAS 21 на буксире (фрагмент послевоенного постановочного фильма)

В задачи катеров входили поиски австрийских пароходов, идущих на юг, а также противолодочных минных заграждений, выставленных австро-венгерским флотом. Хотя вражеские мины не были обнаружены и не было встречено ни одного вражеского судна, командир отряда в 02:05 принял решение возвращаться в назначенное место встречи со своими миноносцами, но перед этим решил подождать ещё полчаса, после чего покинуть район патрулирования. В 03:15 итальянцы справа по борту заметили густое облако дыма, надвигавшееся с севера. Торпедные катера на минимальной скорости направились в сторону вражеского соединения, пропустили оба головных корабля (истребитель «Velebit» и миноносец Tb 77), после чего прошли между миноносцами Tb 77 и Tb 76, а затем, увеличив скорость с девяти до двенадцати узлов, выпустили торпеды (вероятно, А115/450, вес боевой части 115 кг или А145).


Схема торпедной атаки австрийского соединения (иллюстрация из итальянского издания)

Торпеды катера MAS 21, выпущенные в «Tegetthoff» с дистанции 450-500 метров, постигла неудача. След одной из них (видимо, утонувшей), был замечен на дредноуте метрах в пятистах и пропал, согласно оценке командира корабля, примерно в ста пятидесяти метрах от корабля. На дредноуте и кораблях сопровождения сочли, что их атаковала итальянская подводная лодка, после чего по подозрительному предмету, принятому наблюдателями за перископ, был открыт огонь.

В «Szent István» обе торпеды с MAS 15 были выпущены с дистанции примерно 600 метров (в рапорте Риццо указал, что они были выпущены с дистанции около 300 метров). Пуск был замечен с миноносца Tb 76, после чего последний стал преследовать торпедный катер, ведя огонь с дистанции 100-150 метров. На непродолжительное время к преследованию катеров подключился миноносец Tb 81, но затем, потеряв итальянцев из вида, вернулся к своему ордеру. Чтобы оторваться от погони, катер MAS 15 сбросил в кильватерную струю две глубинных бомбы, вторая из которых взорвалась, затем итальянцы сделали несколько крутых поворотов на 90 градусов, после чего австрийский миноносец исчез из поля зрения.

Флагман соединения «Szent István» получил у нижней кромки главного броневого пояса двойное торпедное попадание.


Распределение торпедных попаданий в «Szent István» (реконструкция инженера Д. Фрки)

Согласно австрийским отчётам, установленное время почти одновременного попадания торпед: 03:30 или около того. По итальянским данным, торпеды (скорость 20 метров в секунду) были выпущены MAS 15 в 03:25, курс 220 градусов.

Первый взрыв произошёл в районе миделя, в непосредственной близости от поперечной водонепроницаемой переборки между котельными №1 и №2, серьезно повредив её. Эпицентр второго взрыва отстоял ближе к корме, в районе передней части машинного отделения.

Сквозь образовавшиеся пробоины внутрь стало поступать большое количество воды, заднее котельное было вскоре затоплено, за короткий срок крен на правый борт достиг 10 градусов.

Дредноут сумел развернуться на левый борт, дабы избежать возможных дальнейших торпедных попаданий в пострадавший правый борт. Из ходовой рубки поступила команда «Стоп машины», чтобы вырабатываемый пар можно было направить на нужды водоотливных средств. Контрзатопление отсеков по левому борту и погребов 152-мм орудий уменьшило крен до 7 градусов, были запущены насосы, пар к которым подавался от ещё действующих шести котлов переднего котельного отделения.

Вскоре турбины были запущены, и дредноут курсом 100 градусов со скоростью четыре с половиной узла отправился к близлежащему заливу Бргулье на острове Молат в надежде выброситься на мель на плоском участке побережья.

Появилась надежда, что «Szent István» ещё можно спасти, однако переборка между передней и задней котельными, будучи повреждена взрывом, стала сдавать. Головки заклепок выскакивали одна за другой, и всё большие массы воды поступали в переднее котельное отделение из заднего сквозь щели и многочисленные отверстия, предназначенные для прохода трубопроводов, воздуховодов и электрокабелей. В кормовые погреба орудий главного калибра вода проникала через уплотнения вала правого гребного винта, внутри корпуса многие заклепки пропускали воду в соседние отсеки. В отчаянной борьбе за живучесть корабля аварийные команды пытались заделать щели просмоленными жгутами и укрепить деформированную взрывом переборку балками и брусьями.

Турбины пришлось снова остановить, поскольку вырабатываемый четырьмя ещё функционировавшими котлами пар был необходим для откачивавших воду насосов.

В 04:15 стало светать, попытка завести брезентовые пластыри (четыре на четыре метра) была сильно затруднена как значительным креном корабля, так и застревавшими тросами пластырей.

В 04:45 к терпящему бедствие флагману противолодочным зигзагом подошёл «Tegetthoff». Сигнал «Приготовиться к буксировке» был подан ему с «Szent István» через десять минут после попадания торпед, позже было добавлено «Срочно», но из-за большого расстояния сигналы не были поняты. Просьба прийти на помощь была разобрана только в 04:20, через 55 минут после торпедной атаки итальянцев, ещё 25 минут дредноуту понадобилось, чтобы подойти для оказания помощи.

Около 05:00 в переднем котельном отделении погас свет, и работу продолжили при слабом освещении ручных фонарей. Тем временем башни главного калибра (вес с вооружением и бронёй 652,9 тонны) поворачивали стволами на левый борт (работа заняла 20 минут), чтобы использовать орудийные стволы в качестве противовеса, а их боезапас выбрасывали в море.

«Tegetthoff» несколько раз пытался взять тонущий «Szent István» на буксир, но только в 05:45, когда крен достиг примерно 18 градусов, на «Tegetthoff» сумели подать буксирный трос, однако из-за опасности опрокидывания конец с кнехта вскоре пришлось отвернуть.


Между тем давление в двух последних действовавших паровых котлах снизилось, в результате чего остановились насосы и электрогенераторы. Вода стала поступать в отсеки с турбинами, и находившимся там членам экипажа было приказано подняться на верхнюю палубу. Когда правая сторона палубы начала уходить под воду, командир корабля через лейтенанта Райха отдал приказ покинуть корабль. Едва основная масса экипажа покинула корабль, как в 6:05, имея крен около 36 градусов, линейный корабль стал медленно крениться на правый борт и опрокинулся, когда крен достиг значения 53,5 градуса. Находившиеся на ходовом мостике командир корабля и штабные офицеры (капитан 1-го ранга Масйон, лейтенант Ниманн), несколько рулевых и прожектористы были сброшены в воду. В 06:12 «Szent István» скрылся под водой.


Приступившие к спасательным работам корабли эскорта и «Tegetthoff» подобрали 1 005 человек. Потери экипажа погибшего корабля составили 4 офицера (один погибший и трое пропавших без вести) и 85 нижних чинов (13 погибших, 72 пропавших без вести), 29 человек получили ранения.

После потери одного из четырёх дредноутов командующий флотом, считая фактор внезапности утраченным, отдал приказ о сворачивании операции.

Послесловие


Луиджи Риццо, будучи представленным за потопление линейного корабля «Szent István» к золотой медали «Medaglia d'oro al valor militare» и уже имевший такую золотую медаль за потопление броненосца «Wien», а также три серебряные медали «Medaglia d'argento al valor militare», получил рыцарский крест Военного ордена (Croce di Cavaliere Ordine militare di Savoia), поскольку, согласно закону №753 от 25 мая 1915 года, запрещалось вручение более трёх золотых и/или серебряных медалей одному и тому же лицу. Свою вторую золотую медаль Луиджи получил лишь 27 мая 1923 года, после отмены 15 июня 1922 года вышеуказанного закона.

По приказу командира линейного корабля «Szent István», отданного вскоре после подрыва корабля, миноносец Tb 78 поднял на борт членов экипажа дредноута, поддавшихся панике и выпрыгнувших за борт сразу после взрыва торпед. Позже их отдадут под суд.

Командир линейного корабля «Tegetthoff» капитан 1-го ранга Х. фон Перглас был отстранён от занимаемой должности.

В ходе Первой мировой войны 97 итальянских торпед были потеряны вместе с кораблями, в боекомплект которых они входили, сорок пять утрачены в учебных стрельбах, семь потеряны по различным причинам, пятьдесят шесть использованы в безуспешных боевых атаках, точные результаты стрельбы двенадцати неизвестны, сорок четыре попали в цель.

В 2003 году состоялась первая (из трёх) официальная итальянская экспедиция, в состав которой входили двенадцать инструкторов и дайверов ассоциации IANTD, которые провели под водой в общей сложности 98 часов на глубине до 67 метров. Среди прочего было установлено, что, вопреки широко распространённому мнению о том, будто «державшиеся силой тяжести на своих погонах трехорудийные башни сразу вывалились из корабля и пошли на дно» (Виноградов С. Е. Линкоры типа «Вирибус Унитис»), башни главного калибра дредноута остались на своих местах.

Результаты исследования останков «Szent István» дали основание выдвинуть обоснованное предположение о том, что этот дредноут был атакован также и катером MAS 21.

Источники

Спецвыпуск №8 журнала «Marine-Arsenal» (перевод с немецкого языка коллеги NF68).
Рапорт командира линейного корабля «Szent István» капитана 1-го ранга Х. фон Треффена.
Рапорт командира линейного корабля «Szent István» капитана 1-го ранга Х. фон Пергласа.
Рапорт капитана 3-го ранга Л. Риццо.
Ряд интернет-ресурсов.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх