На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Конкин
    Пора по Брюсселю бросить "орешком", ой пора... Не подведи ВВП!Парламентская асс...
  • Sobering
    Так между Хрущёвым и Горбачёвым были точно такие же, кто работал на троцкизм.Как разрушали ССС...

Дэни Терон: люди Второй англо-бурской войны 1899–1902 гг.


Памятник Дэни Терону в форте Шанскоп

«Этот ребенок настоящий дьявол, он стоит целого полка!
Это проклятый капитан Сорви-голова, командир разведчиков…
Живо, живо! Всем кавалеристам, которыми вы располагаете, – в седло!
В одно мгновение были взнузданы и
 оседланы тридцать коней.
И началась бешеная погоня…»

Луи Буссенар: «Капитан Сорви-голова»

Неизвестные войны. Итак, первый раунд схватки двух бурских республик против британской империи закончился победой последней. И, в принципе, так и должно быть: войны не выигрываются окраинными государствами, даже если им помогают добровольцы. Лишь в том случае, если за спиной маленького государства стоит ещё одна империя: вот тогда – да, о чем-то ещё можно будет говорить.

Но в варианте с бурами так не произошло. Германская империя за них не вступилась, а Голландия была слишком слаба, чтобы защищать потомков своих колонистов где-то там, далеко в Африке. Однако, вне всякого сомнения, Вторая англо-бурская война, начавшаяся в 1899 году, всколыхнула всё тогдашнее мировое сообщество. И, конечно, большинство людей были на стороне буров. Со страниц газет звучал рефрен: «маленький и гордый народ ведет войну против громадной империи за право жить так, как он хочет!».

Неудивительно, что на юг Африки отправились добровольцы из самых разных стран мира, кстати, включая и Россию. На стороне буров выступил и французский писатель Луи Буссенар, ещё до окончания войны опубликовавший ставший бестселлером роман «Капитан Сорви-голова» (Le Capitaine Casse-Cou, 1901). В России, а затем и в СССР, он издавался и переиздавался неоднократно, причем издания 50-х годов выходили с замечательными графическими иллюстрациями Анатолия Кокорина (1908–1987).

В этом романе молодой герой француз демонстрирует чудеса храбрости, попадает в невероятные переделки, но всегда выходит из них победителем. Читая этот роман, люди в большинстве своем считали все это вымыслом и лишь немногие в то время знали, что персонаж, ставший прототипом Жана Грандье из романа – на самом деле реально существовавший человек, и звали его Дэниэль Йоханнес Стефанус Терон, и он самый настоящий, а не вымышленный, герой англо-бурской войны!

Дэни Терон: люди Второй англо-бурской войны 1899–1902 гг.

Этот же памятник с другой стороны. Сразу два маузера – это круто!

Дэни родился в Талбахе, в Капской колонии, 9 мая 1872 года и был девятым из 15 детей в семье. В его родном доме на Черч-стрит сегодня расположен отель типа «постель и завтрак» и одновременно исторический музей. В возрасте всего 10 лет ему пришлось покинуть отчий дом и переехать к старшему сводному брату в Вифлеем в Свободном Оранжевом государстве. Оттуда он отправился в Кейптаун, где в 1889 году он сдал экзамен на школьного учителя. Он работал учителем в Ноитгедахте и районе Саутпансберг, пока в 1893 году не занял должность клерка в адвокатской фирме в Питерсбурге.

Ему хотелось стать народным адвокатом, и этой цели он достиг в 1897 году, когда сдал экзамен в Претории с наивысшими возможными оценками. В том же году он открыл свою собственную юридическую контору в Крюгерсдорпе и тут же начал активно заниматься политикой. Терон являлся сторонником генерала Пита Жубера, хотя и симпатизировал президенту Полу Крюгеру. Когда Манипенни, редактор газеты The Star, опубликовал в своей газете несколько уничижительных статей о Крюгере и бурах, Дэни Терон явился к нему в редакцию и потребовал отказаться от своих слов. Тот не стал его слушать, и тогда, Терон его избил. Суд приговорил его к штрафу, который был прямо в зале суда собран его сторонниками. Терон также проник в клуб Ренд, с целью собрать информацию о собирающихся там реформаторах и планирующемся рейде Джеймсона.


Таким он был в жизни…

С военными действиями Дэни Терону пришлось впервые столкнуться ещё в 1894 году, когда его призвали в бурское коммандо на войну в Малабохе. В боях он проявил храбрость и… получил за неё гражданство Трансвааля. Интересно, что опыт участия в боевых действиях подсказал ему идею использования на войне велосипедов. В то время велосипед был в моде. В Англии, Австралии и Новой Зеландии существовали велосипедные подразделения, Терон решил, что велосипед годится на большее.

Ну а когда вспыхнула война, Терон вместе со своим другом и чемпионом по велоспорту Джустом Йоостом предложил правительству Трансвааля дать им разрешение на создание велосипедного корпуса. Мол, лошадей мы этим самым сохраним для боя, а вспомогательные функции в армии будут выполнять велосипедисты. Он встретился с президентом Крюгером и генерал-комендантом Жубером и предложил провести состязание между велосипедистом и всадником, чтобы окончательно решить «кто кого».

И Йоост принял участие в 75-километровой гонке от Претории до Крокодил-Ривер и… выиграл её. После чего Дэни Терон получил разрешение сформировать подразделение велосипедистов и сразу же начал размещать в газетах Йоханнесбурга и Претории объявления о том, что предлагает молодым бурам вступать в его отряд. Уже вскоре в нем насчитывалось 108 человек, сведенных в семь подразделений во главе со своим лейтенантом. Каждому бойцу выдавался велосипед, брюки (шорты), револьвер, а иногда и легкое ружье, закреплявшееся на раме велосипеда. «Главнокомандующим» этого отряда Терон назначил сам себя.


Бурские велосипедисты-разведчики. Военный музей, Блумфонтейн, ЮАР

9 сентября 1899 года отряд приступил к выполнению специальных операций. До начала боевых действий велосипедистов использовали для патрулирования границ Свазиленда, они доставляли донесения и почту. Многие буры точно так же, как это описано и в романе Буссенара, поначалу смотрели на «велосипедный корпус» свысока. Но они вскоре изменили свое мнение после того, как в битве при Талане (Данди) за подчиненными Дэни Терона оказалось большинство из 246 британских солдат, захваченных в плен в этот день.


Экспозиция Военного музея в Блумфонтейне, ЮАР

Когда под Пардеберге генерал Кронье попал в окружение британских войск, генерал Христиан де Вет разработал план его спасения. Но нужно было пробраться к нему через британские позиции и уведомить о готовящейся операции. И де Вет послал к нему Терона. Тот сумел добраться до осажденного бурского лагеря и сообщил генералу о готовящейся кавалерийской атаке британских позиций, которая должна была прорвать кольцо англичан и помочь Кронье выйти из окружения. Однако Кронье отказался последовать этому плану, и Терону опять пришлось пробираться через позиции англичан, чтобы уведомить об этом де Вета!

Вернувшись, он сообщил, что Кронье от плана отказался. А всего через два часа после его возвращения, на 10-й день битвы при Паардеберге, генерал Кронье и 3 919 его бойцов сдались лорду Робертсу.


Генерал Христиан Рудольф де Вет (1854–1922)

Де Вет писал потом в своих мемуарах:

«…Дэни Терон, знаменитый капитан велосипедистов, прибыл ко мне в лагерь накануне. Я спросил его, не передаст ли он моё устное послание генералу Кронье – я не осмеливался послать письменное, чтобы оно не попало в руки англичан. Сразу же последовал гордый и решительный ответ – единственный ответ, который мог дать такой герой, как Дэни Терон: «Да, генерал, я пойду». Риск, на который я просил его пойти, был очень велик. Я отвел его в сторону и сказал, что он должен пойти и сказать генералу Кронье, что наша судьба зависит от его побега, равно как и от спасения его солдат, и что, если он попадет в руки врага, то это будет смерть... удар по всем нашим надеждам. Терон должен был уговорить Кронье сделать это той же ночью и встретиться со мной в одном из двух названных мест, где я мог бы защитить его от преследования англичан.
Дэни Терон взял на себя обязательство пройти через вражеские позиции и передать мое сообщение. В ночь на 25 февраля он отправился выполнять моё задание. На следующий вечер я явился на место встречи, но, к великому моему разочарованию, генерала Кронье там не оказалось. Утром 27 февраля Терон вернулся. Он совершил подвиг, не имеющий себе равных. И на пути туда, и на пути обратно он полз мимо британских часовых, порвав при этом в лохмотья свои брюки. Кровь текла из его колен, где была содрана кожа. Он сообщил, что видел генерала, но тот сказал, что не думает, что план, который я предложил, имеет хорошие шансы на успех.
К десяти часам того же дня генерал Кронье сдался англичанам. Горьким было мое разочарование. Увы! Моя последняя попытка была напрасной. Упрямый генерал не хотел слушать хороших советов».

(Взято из «Трехлетней войны» генерала Х. Р. де Вета)

В марте 1900 года генерал де Вет поручил Дэни Терону создать свой собственный отряд разведчиков – разведывательный корпус Терона (РКТ). При этом Дэни Терону было разрешено свободно набирать людей по своему выбору из обеих бурских республик. Генерал де Вет как-то сказал, что никогда не видел более колоритной группы мужчин со всего мира, чем РКТ. Корпус состоял из порядка 80 человек верхом на лошадях и должен был заниматься разведкой и участвовать в партизанских действиях.


Разведывательный корпус Терона за работой

В романе «Капитан Сорви-голова» последний выведен Буссенаром как воплощение всех мыслимых и немыслимых достоинств. Живой его прототип в этом плане не был «сусальным героем». Например, он был очень нетерпелив и очень требователен. Многого требовал и от себя, и от своих людей, и был известен своим весьма жестким, хотя и справедливым стилем руководства. Люди боялись его вспыльчивости, но уважали его честность и признавали его интеллектуальное превосходство. И они были готовы последовать за ним и в ад, и… обратно.

Среди его боевых операций некоторые похожи на те, что описаны у Буссенара, но некоторые совершенно уникальны. Так, именно он и его люди в Глен-Сайдинге, к северу от Блеомфонтейна, разрушили железнодорожный мост и там же взяли в плен четырех британских офицеров (!) и одного солдата.

В бою при Кари Сайдинге капитан Дэни Терон и 17 его людей действовали против авангарда генерала Такера, насчитывавшего около 400 британских солдат, и сдерживали их в течение целого дня. Британские потери от их огня составили 30 убитых, 155 раненых и… 5 пропавших без вести.

В итоге британский главнокомандующий лорд Робертс назвал Дэни Терона «самой главной занозой в теле британского наступления» и назначил за его голову награду в 1 000 фунтов стерлингов – живым или мертвым. Если учитывать, что служанка в Натале получала лишь от одного до полутора фунтов месяц, то это просто огромная сумма!

На военном совете в Палате депутатов в Претории Дэни Терон произнес пламенную речь, называя всех, кто думает о мире, трусом и предателем. И генералы Стейн, де Вет, Смэтс и Бота решают, что честь бурского народа требует войны насмерть. Затем Дэни Терон и его люди захватывают три британских полевых орудия и уничтожают их расчеты во время перестрелки в Бакен-Копе недалеко от Линдли.


Противники корпуса Терона – британские велосипедисты!

Генерал Бродвуд, имея около 4 000 британских солдат, атакует Дэни Терона и его людей. Бой распадается на ряд стычек. Потери Терона – восемь убитых, потери англичан – пять убитых и 15 раненных.

Далее на счету у Дэни Терон и его людей захват британского поезда. После небольшой стрельбы Терон обезоружил и захватил в плен 102 валлийских стрелка, ехавших в этом поезде. Причем он лично заботился о раненых британских солдатах и даже разделил с одним из них свой последний водный паек.

За все эти подвиги генерал де Вет повысил Терона в звании. Теперь он стал командантом коммандо!

Именно Дэни Терон и его люди спустили под откос британский поезд с генеральным консулом США полковником Стоу в Холфонтейн-Сайдинге. В нарушение нейтралитета США Стоу попытался спрятать двух офицеров британской разведки в своем личном вагоне. Но это их от плена не спасло.

В битве при Тайгерпорте полевые орудия генерала де Вета на вершине крутого лесистого холма у перевала Ван Вууренсклуф оказались под угрозой потери из-за наступления войск лорда Метуэна. Дэни Терон и 14 его людей, прилагая огромные усилия, вручную уволокли эти орудия в безопасное место вниз по холму, потеряв при этом только лишь одну повозку с боеприпасами.

Дэни Терон и 10 его людей вошли в оккупированный город Рудепорт и ограбили железнодорожную станцию. После этого командант Терон и его люди штурмуют тюрьму Клип-Ривьер к юго-западу от Йоханнесбурга и освобождают 69 заключенных, большинство из которых тут же присоединились к его коммандо.


Взорванный мост через реку Вааль

Роман Буссенара имеет «открытый конец», мы не знаем, какая судьба ожидает капитана Сорви-голова, и… мы надеемся, что и на этот раз ему все удастся и он останется жив и вернется во Францию вместе со своим другом Фанфаном-Тюльпаном. Но это книга…

В жизни, однако, все было совсем не так, и реальный Дэни Терон на самом деле погиб.
Находясь в Гатсранде, он решил совершить нападение на колонну генерала Харта. В разведку Терон отправился в одиночку и примерно в шести километрах к северу от современного Фошвилля натолкнулся на семь британских кавалеристов. Меткими выстрелами он убил троих и ранил четверых англичан. Но на выстрелы приискало множество других всадников, которые общими усилиями немедленно атаковали холм, на котором он засел. Видимо, англичане решили, что там находится много солдат противника, так как Терон стрелял оттуда много и часто, и они развернули против него артиллерию колонны: шесть полевых пушек и одно 4,7-дюймовое морское орудие. В этом настоящем аду из лиддита и осколков снарядов Терон и погиб (взято из «Англо-бурской войны, хронология» Питера Г. Клоета).

Здесь же его англичане и похоронили, но 15 сентября 1900 года бойцы отряда эксгумировали тело своего храброго командира и перезахоронили его на фамильном кладбище семьи Пиенаар недалеко от Фошвиля.

А 10 марта 1903 года исполнилась последняя воля Дэни Терона, изложенная в оставленном им завещании. Его тело было перезахоронено рядом с телом его любимой покойной невесты Ханни Нитлинг, которая умерла от пневмонии незадолго до свадьбы, на ферме ее отца на реке Клип. Великий герой вернулся к той, кого он любил всю свою жизнь. Их души соединились на небе!

28 декабря 1907 года генералы Бота и Смэтс открыли памятник Дэни Терону недалеко от Почефстрома, чтобы те люди, за которых он отдал свою жизнь, помнили героя.

А 6 марта 2002 года, бывший президент ЮАР Нельсон Мандела открыл новый памятник Дэни Терону возле здания Союза в Претории. Это был один из очень редких случаев, когда г-н Мандела публично говорил на африкаанс. В своем выступлении бывший президент высоко оценил боевой дух Дэни Терона, его честность, отвагу и решимость бороться за свой народ и свои убеждения. Нельсон Мандела сказал, что современной Южной Африке нужно больше таких, как Дэни Терон, чтобы справиться с вызовами, которые стоят перед ней.


В 1970 году в ЮАР учредили медаль Дэни Терона, которой награждаются за усердную службу в рядах южноафриканской армии (стаж выслуги не менее 10 лет)

Его же именем называется и тамошняя школа разведчиков.

Ну а 1983 году в ЮАР был снят художественный фильм «Дэни Терон», рассказывающий о его жизни и смерти…

P. S.


Кстати, один из младших братьев легендарного разведчика, Чарльз, стал прадедушкой… знаменитой оскароносной актрисы Шарлиз Терон! Такие вот бывают у судьбы зигзаги!
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх