На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Е
    Опять Запад, двойные стандарты, поиск английских шпионов (что уже давно не оригинально), и прочие чудеса. Лучше б всп...Как работает инфо...
  • Юрий Золотарев
    Суть простая: выкиньте Санду на помойку!В Молдавии предуп...
  • Svetlana Kuzmina
    В этом вопросе нужно трижды подумать, прежде чем связываться с американцами, обманут и глазом не моргнут, и Россия ос...Эндрю Корыбко: По...

Фильм «Оян, казах!» как оружие межнациональной розни

В конце сентября по кинотеатрах Казахстана идеологическим катком прокатился показ художественного фильма «Оян, казах!» («Проснись, казах!»). Фильм собирал полные залы и через две недели его сняли с проката, однако вскоре продлили прокат ещё на неделю.

Однако, сейчас сей «шедевр» можно посмотреть на You-Tube, где он набрал уже четыре миллиона просмотров.

Иными словами, фильм посмотрело практически все население республики.

О чем же повествует это кинополотно телеканала Qazaqstan, снятое режиссером Муратом Есжаном на деньги запрещённого в России американского Агентства по международному развитию (USAID) при всемерной поддержке ответственного за идеологическую работу в республике государственного советника неизбывного Ерлана Карина?

«Картина рассказывает историю одной из самых ярких и трагичных фигур в нашей истории – Мыржакыпа Дулатова, бывшего среди лидеров Алаш-Орды (1917-1920 гг.) и казахского национально-освободительного движения начала XX века. Дулатов был прорывным поэтом, писателем, стоявшим у истоков новой казахской национальной литературы, выступавшим за сохранение идентичности и культуры»,  восторгается Orda.kz.

Действительно, Мыржакып Дулатов был талантливым поэтом и писателем. В 1911 году он написал свой поэтический сборник «Оян, қазах!», призывающий соплеменников «проснуться» и обрести свободу. Он искал средства и издателей для выпуска общественно-политической газеты «Казах» и написал также первый в истории казахский роман – «Несчастная Жамал». В царской полиции его считали потенциальным революционером и бунтарём. Обо всем этом и рассказывается в первой части фильма («Тайная литература»). В сущности, в таком же положении были и русские революционеры и бунтари, совершившие в 1917 году Великую октябрьскую социалистическую революцию.

Вторая часть «Меч Агыбая» переносит зрителя в «боевой 1918 год». Здесь показана разруха и хаос в разгар Гражданской войны и казахов, попавших в жёсткий переплет между Сциллой большевиков и Харибдой белогвардейцев.

Как говорит главный герой фильма, «с одной стороны – Колчак, с другой – советская власть».

Дулатов был, помимо прочего, одним из лидеров Алаш-орды, самопровозглашенной казахской республики, ликвидированной большевиками в 1920 году. В духе классической многовекторности вековой давности её предводители сотрудничали и с красными, и с белыми – в зависимости от того, кто брал верх.

В апреле-мае 1918 года Семипалатинское отделение Алаш-Орды установило контакты с подпольной антибольшевистской организацией и передало ей 29 тысяч рублей. Вместе они договорились о совместном вооружённом восстании, для этих целей началась подготовка и обучение военному искусству местных казахов под руководством русских офицеров-белогвардейцев.

1 июня 1918 года было принято постановление Алаш-Орды: «Все декреты, изданные Советской властью на территории автономной Алаш, признать недействительными. Председатель Алаш-Орды А. Букейханов, Члены М. Тынышпаев, Х. Габбасов».

В ходе Восстания Чехословацкого корпуса к лету 1918 года бо́льшая часть современного Казахстана находилась под контролем антибольшевистских сил (белоказаков и алаш-ордынцев). Лидеры Алаш-Орды установили контакты с атаманом Александром Дутовым после свержения им Советской власти в Оренбурге, с Комитетом Учредительного собрания в Самаре, с Временным Сибирским правительством (Уфимская Директория) в Омске. 15—17 мая 1918 года в Кустанае состоялось совещание представителей башкирского и казахского национальных движений – Башкурдистана и Алаш-Орды, где обсуждалась организация совместной контрреволюционной борьбы. От союза с Советской властью алаш-ординцы перешли к союзу со сменившим вышеупомянутый «КомУч» Колчаком.

В мае 1918 года, с целью поиска поддержки и союзников, делегация Алаш-Орды посетила город Чугучак, на западе Китайской республики (Синьцзян). Консул в Чугучаке В. Долбежев докладывал российскому послу в Пекине о том, что «Байтурсынов, Марсеков и Миржакип Дулатов, ради противодействия большевикам, думают о создании вооружённых отрядов российских казахов и просят Российского посланника ходатайствовать перед правительством Китая о снабжении патронами и оружием из Урумчи, в первое время на тысячу человек. Долбежев также писал о том, что правительство Алаш-Орды желает начать всеобщее казахское восстание при поддержке оружием около 40 000 казахов для совместного противостояния большевикам».

В марте 1919 войска Колчака развернули решительное наступление на Самару и Казань, в апреле заняли весь Урал и приблизились к Волге. В это время «Алаш-Орда» подняла антисоветский мятеж. В книге Макана Джумагулова «Орлы гибнут в вышине» утверждается, что тогда алаш-ордынцы во главе с Миржакипом Дулатовым арестовали и 18 мая расстреляли красного командира Амангельды Иманова.

Летом 1919 года Восточный фронт РККА развернул контрнаступление против Белого движения, тем самым взяв под контроль всю территорию современного Казахстана.

После этого Алаш-Орда перешла под знамёна большевиков, но те не забыли прежние их предательства и в 1930-х годах основные лидеры казахских националистов были расстреляны.

Само собой, кратко описанные выше эти метания казахских «борцов за независимость» не показаны, но зато уделено внимание голоду 1921 года, который охватил всю Советскую Россию. Вопреки историческим фактам отрабатывающие американские деньги казахстанские киношники и журналисты называют его «локальным голодом в Южном Казахстане».

Никто не отрицает трагедию казахских борцов за независимость, однако не менее трагично сложились и судьбы многих русских революционеров, погибших в ходе репрессий в 1930-е годы.

Что же получили казахстанские власти в результате резонансного проката на больших экранах этого антирусского и антисоветского боевика?

«После фильма началось: «орыстарды айырамыз!», «орыстарды жоямыз!» [«мы выгоним русских, мы уничтожим русских»] и т.д. В школах среди детей активизировалась дискриминация по национальному признаку. На улицах казахи стали косо смотреть на русских, воспринимая их уже как врагов. Кое-где в магазинах продавцы-казахи стали просто игнорировать потребителей русской национальности. В общественном транспорте выжившие из ума апашки стали кричать русским в лицо: “Фашисты!”

«Радуется Кузаиров, публично попросивший прощения у сотрудников акимата Риддера, но в душе затаивший на них злобу. Радуются депутат Сарым, аким Абдигалиулы, затихший в последнее время горлопан Тайжан, сваливший от правосудия за кордон Шураев и его подельница по гуманитарке Кожалиева», – пишет телеграм-канал «Сегодня. KZ.

В итоге в республике вновь поднялась волна «пещерного национализма» и русофобии.

Фильм «Оян, казах!» – это термоядерная информационная бомба, подложенная под и без того шатающееся межнациональное согласие в Казахстане, и взорванная с таким грохотом, что вопрос о формировании единой политической казахстанской нации похоронен и не подлежит реанимации. Казахстан окончательно встал на путь украинизации в интересах США и их союзников и даже в ближайшей перспективе обречён на хаос и превращение в бурлящий социальный котёл.

Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх