«Если птице отрезать руки, если ноги отрезать тоже, эта птица умрет от скуки, потому что сидеть не сможет»… Последние четверть века российская авиационная промышленность напоминает искалеченную курицу поэта-сатирика Аркадия Арканова, которая не летает и золотых яиц не несёт, проедая при этом «комбикорма» на десятки миллиардов рублей ежегодно.
Диву даёшься, насколько качественно изуродовали некогда процветающий сегмент советской индустрии «эффективные менеджеры» нового поколения, что никакие вливания и реорганизации не помогают «крылатой сверхдержаве» оторваться от земли и вклиниться в борьбу за мировой рынок пассажирской авиации.
Пробивать небесную твердь отечественным производителям приходится с таким премьером, как Дмитрий Медведев. Соратник Путина, который внёс вклад в политический фольклор, сопоставимый с Виктором Черномырдиным, одним росчерком пера «срезал» с программы развития авиапрома 2013-2025 годов 82 миллиарда рублей (с 714 до 632).
Понятно, что по сравнению с жирными временами денег у страны нет и приходиться держаться в режиме жёсткой экономии. Но не покидает стороннего наблюдателя ощущение, что «зажимает» наша исполнительная власть потёртые копейки не тем, кому должна бы. Не децимацию в армии бесполезных чиновников проводит, а высокотехнологические производства сворачивает, откладывая в долгий ящик перспективные проекты…
Если верить самым амбициозным прогнозам, спустя 8 лет доля отечественной продукции на мировом рынке вырастет в 3 раза – до 4,5%, во что верится с трудом, глядя на конкурентов. Советский Союз в 1990-м году контролировал до трети поставок «мирных» крылатых машин нейтральным и дружественным режимам, легко переигрывая Boeing и Airbus в битве за пассажиропоток «третьего мира».
Во времена поздней Перестройки ангары СССР стабильно покидала пара сотен «Илов», «Тушек», «Анов» и «Яков». Сегодня о таких темпах мы, разумеется, не помышляем.
Единственный проект с претензией на успех – ближнемагистральный SSJ-100. Детище компании «Гражданские самолёты Сухого» рождается в муках, серьёзно отставая от графика. С 2007 по 2013-й корпорация рассчитывала выпустить 236 подобных лайнеров.
Но с реальными заказами возникла напряжёнка. В результате, к марту 2017-му удалось собрать лишь 124 самолёта при темпах производства 18-19 машин в год. В 2014-м году Комсомольск-на-Амуре выкатил 35 «сушек», что меньше обещанных 50, но уже не так мелкосерийно, как в смутные времена.
Однако этот трудовой подвиг так и остался разовым всплеском, который больше не повторялся. К 19 «Суперджетам» прибавим два архаичных Ту-204 – и получим общий итог – 21 самолёт…
Boeing, с которым ОАК собирается конкурировать за долю на рынке, за тот же период собрал 748 лайнеров, в том числе, дальнемагистральных. Показатели Airbus на фоне российских тоже выглядят впечатляюще – 688 единиц новой техники за 12 месяцев. Европа и США – далеко не единственные «крылатые империи», которым мы дышим в спину.
На несколько шагов впереди России находится Bombardier, собирающая в месяц больше, чем «Сухой» за год. И это в кризисный для фирмы период! Неловко российские авиастроители чувствуют себя рядом с бразильской компанией Еmbaer, которой перепадает поменьше государственных дотаций, но она может похвастать 108 гражданскими самолётами, выпущенными за тот же календарный период…
Не то, чтобы Россия сложила лапки и сдалась на милость победителю. Тот же «Сухой» усиленно дорабатывает среднемагистральный МС-21, презентация которого намечена на этот год, а серийное производство на 2020-й. Из «пыльного мешка» достанут проекты Ил-96-400 (самолёта, на котором летает президент страны).
Успех того и другого лайнера будет зависеть от двигателя ПД-14, который планируют устанавливать на оба лайнера. Потребность регионов в малых самолётах попытаются закрыть региональным Ил-114, который попытается вытеснить иномарки с внутренних авиалиний. Переработка, оцифровка и возрождение производственных мощностей потребуют от правительства десятков миллиардов рублей.
При этом успех отнюдь не гарантирован. На пятки «Суперджетам» наступает японский лайнер фирмы «Мицубиши», который начнёт «отъедать» российскую долю в 2020-м году. Рвутся в «высшую лигу» и настырные китайские производители. Лайнер Comac C919 грозится потеснить наш МС21, а также заморские Airbus A320 и Boeing 737 в начале 2020-х.
И на этом фоне в России сокращают госфинансирование авиапрома… Иначе, как действием в интересах пройдох-конкурентов, поведение Дмитрия Медведева и его команды не окрестишь при всём желании. Если за истребители с бомбардировщиками, сделавшие себе неплохую рекламу в Сирии переживать смысла нет, то за гражданскую авиацию и вялые темпы её развития тревожно.
Как бы не получилось к исходу четвёртого президентства Путина и второго премьерского срока его младшего соратника, что «рождённая летать» Россия окажется способной только воевать и ползать.
Автор: Сергей Рунько
Свежие комментарии